конспект занятия "Гномы спешат в гости к Жуже"
план-конспект занятия (старшая группа)

развивающее занятие с использованием персонажей развивающих игр В.Воскобовича.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по теме: Развивающие игры Воскобовича

      Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

      Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.

Технология «Сказочные лабиринты игры»

     У методик раннего развития обычно два пути: один – от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой – напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича – это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин «педагогическая технология» появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях – процессуальные.

     Знакомимся поближе: наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича».

«Геоконт»

    В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят – это не просто доска, а сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются «серебряными».

   На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии сказки – зашифровано слово «геометрия».

     В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»)

     У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке «Тайна Ворона Метра» квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

«Прозрачный квадрат Воскобовича»

     «Прозрачный квадрат» – это увлекательная игра и эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста. Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку-дошкольнику соотношение целого и части. В играх с «Прозрачным квадратом» совершенствуется память и воображение. Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает свои рассказы, доказывает правильность своих решений. Игра предоставляет огромные возможности детям и взрослым для реализации собственных творческих идей.

     Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

     Дома с мамой и папой можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса.

     Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре.



Предварительный просмотр:

Гномы идут в гости к пчелке Жуже.

Цели

  • Развитие сообразительности, ассоциативного мышления, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

Задачи

  • Развивать умение ориентироваться на плоскости, делить предмет на 2 и более равные части, соотносить количество с числом, решать логическую задачу на определение размера.
  • Закреплять знания о понятиях: короткий – длинный, больше – меньше.
  • Упражнять в составлении предложений.
  • Развивать произвольность движений.

Предварительная работа

Знакомство с героями фиолетового леса – Гномами, жителями четырех областей Пони, Ланью, Павлином, Львом.

Оборудование

Коврограф, геоконт, аудиозапись приглашения, приветствия, музыкальной паузы.

Ход  занятия

1.Испечем «торт» для Жужи.

Педагог:  Однажды гномы получили по лесному радио приглашение на день рождения к пчелке Жуже, но подумал, что с пустыми руками на день рождения идти невежливо.

( Дети высказывают свои предложения, что можно взять с собой в гости).

Педагог: А как вы думаете, что очень любят пчелки? Конечно, сладости.

Гномы думали-думали и придумали, что испекут красивый торт для именинницы, ведь она была великая сластена.

Педагог: А какой же формы можно испечь торт?  (Круглой, квадратной, прямоугольной). Предлагаю изобразить торт на геоконте.

На геоконте дети изображают фигуру торта (прямоугольник, квадрат).

Педагог: Разделите « торт» пополам? Сколько и каких частей получилось? А если и эти части поделить , что получится?

А теперь изобразим «торт» в тетради. ( дети выполняют графический диктант Торт) .

Разделим торт на 2 равные части одной линией. Делим каждый кусок на две части. Выложить фишками количество клеток, составляющих каждый кусочек торта.

2. Дорога к Жуже.

Педагог: На коврографе выложены три разноцветных извилистых дорожки, которые ведут к домику Жужи. Гости Гномы очень спешили, чтобы не опоздать на день рождения к Жуже, поэтому старались выбрать самую короткую дорожку, а как узнать какая длиннее. а какая короче не знали.

Поможем найти самую короткую дорожку? (дети измеряют размер дорожек, выкладывая их на коврографе. Сравнивают, посчитав количество клеток). Назовите у какого Гнома дорожка короче, у какого длиннее?

3. Поздравление для Жужи.

Педагог: С подарком для Жужи гномы определились, что же им делать дальше?( Дети рассказывают, что нужно придумать поздравление).

Дети желают Жуже, каждый добавляет по одному слову: «Дорогая Жужа, желаю тебе всегда быть веселой, радостной, красивой, милой, умной, счастливой, здоровой…»

4.Бусы для Жужи.

Придя в гости к Жуже, Гномы увидели ее всю в слезах. Пчелка рассыпала бусы, которые ей подарили, как вы думаете кто? – Гномы. И как настоящие друзья гномы стали успокаивать  Жужу и помогли собрать ей бусы.

Педагог: На коврографе рассыпаны разноцветные фигуры, разной формы.

Гномы спрашивают у Жужи помнит ли она какие бусины были на ниточке, и какие бусы были – длинные или короткие? Жужа, конечно же, все помнила, потому что это были ее любимые бусы.

«Бусы были длинные. Бусины были такие: сначала была большая зеленая, за ней маленькая красная, потом маленькая желтая, а за ней большая зеленая, потом все повторялось».

Педагог: Ребята, поможем Жуже собрать бусы?  (Дети выполняют задание на коврографе Ларчик в 2 подгруппах. Можно выполнять работу в тетрадях.

Педагог: Жужа обрадовалась и предложила всем потанцевать. Если я покажу красную бусину – танцуют руки, желтую – голова, зеленую – ноги. Потом все гости сели пить чайс вкусным тортом, который принесли Гномы.

5.Итог. Рефлексия.

  • Понравилось вам занятие, какое у вас настроение?.
  • Кто пришел в гости к Жуже?
  • Какой подарок приготовили Гномы?
  • Какая беда случилась у Жужи?
  • Чему вы сегодня научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "В гостях у дымковской барышни"

Занятие сочетает музыкальную и изобразительную деятельность. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект комплексного занятия «В гостях у бабушки Арины».

Занятие проводится во второй младшей группе и построено в форме путешествия в деревню к бабушке Арине. На занятии формируются   представления детей о внешнем виде и повадках дом...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ "В гостях у Феи Природы"

Цель: 1. Продолжать учить этажи леса.2. Обобщать представления об органах растений и их функциях3. Развивать умения доказательно строить суждения детей, используя модели4. Закреплять знания о правилах...

Конспект музыкального занятия "В гости к трем медведям"

Конспект музыкального занятия для детей средней группы по программе Шадрикова...

Конспект занятия "Едем в гости к бабушке" (в рамках реализации проекта "Мой город") средняя группа

Конспект занятия "Едем в гости к бабушке" (в рамках реализации проекта "Мой город") средняя группа...

Методическая разработка конспекта: "Герои сказок в гости к нам спешат"в подготовительной группе

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по познавательному развитию с использованием развивающих игр "Герои сказок в го...

Сценарий весеннего утренника посвящённого международному дню 8 Марта! Для детей младшей группы «Солнышко и Весна спешат в гости к детям!»

Для детей младшей группы.Цель: Формировать у детей отношение к празднику как к чудесному, радостному событию. Создать доброжелательную эмоциональную атмосферу между детьми и родителями.Задачи: Способс...