ПРОЕКТ “Метеостанция 2019”
проект (подготовительная группа)

Евгения Сергеевна Пыженкова

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дрокинский детский сад «Олимпик»

ПРОЕКТ

“Метеостанция 2019”

Сроки реализации проекта: групповой, долгосрочный, творческий краткосрочный

                                                                           с 1 июня по 31мая                                            

Воспитатели: Пыженкова Евгения Сергеевна

Участники проекта: Дети подготовительной группы

                                     Родители

                                    Воспитатели

Итоговый продукт проекта: Книжка  – самоделка.

                                                   Выставка поделок «Моя умная метеоплощадка»                                    

2019г

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.

Цель проекта:

Обучению детей элементарному фиксированию и прогнозированию состояния погоды.  

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.

2. Формировать элементарные экологические знания и представления детей через прогнозирование.

3. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

4. Развивать понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.

5. Дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду.

6. Познакомить с приборами-помощниками, использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.

7. Воспитывать навыки применения знаний на практике

8. Познакомить с профессией метеоролога.

9. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

10. Познакомить детей с назначением метеорологической станции;

- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

11. Формировать представления о четырех частях света.

12. Воспитывать основы экологической культуры.

     13. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Предполагаемые результаты: 

1. Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.

2. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.

3. Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.

4. Воспитанники умеют пользоваться приборами-помощниками, могут использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Установка оборудования

Определение позиций по трем направлениям:

 1. Что дети знают?

 2. Что хотят узнать?

3. Что нужно делать чтобы узнать?

Июнь-сентябрь

2.

Практический (основной) этап

Усвоение системы знаний о природе.

Наблюдения, исследовательская деятельность, экспериментирование

Сентябрь-

апрель

3.

Итоговый

Мониторинг

май

Месяц

Название

Цель

1.

Сентябрь

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра.

2.

Октябрь

Что такое осадки и с помощью чего их можно измерить?

Познакомить детей с осадкомером, учить работе с ним.

3.

Ноябрь

Систематические наблюдения на метеоплощадке.

Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений за выпавшими осадками.

4.

Декабрь

Знакомство с флюгером.

Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера.

5.

Январь

Изготовление флюгера.

Учить детей изготавливать флюгер.

6.

Февраль

Знакомство с компасом

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами.

7.

Март

Знакомство с компасом

Учить определять стороны света.

8.

Апрель

Знакомство с солнечными часами

Познакомить с солнечными часами. Наблюдение за тенью.

9.

Май

Систематические наблюдения на метеоплощадке.

Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений.

            В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.

              Пример   детских   рифмовок:  «Кошка   нос   прикрывает  –   мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут».

 Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках  – самоделках.

Требования к организации наблюдений  в природе:

              Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может  одновременно участвовать в  наблюдении,  как  их  расположить, что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3 – 10 минут, этим временем и  ограничивается наблюдение.

Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

Призыв вместе смотреть что – то интересное; Ласковая интригующая интонация; Загадка – описание, загадка – действие о предмете наблюдения. Вторая часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2 – 3 секунды. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.).

Вывод:

           Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

           В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дадут толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.

Приложение 1

Словарик юного метеоролога.

Метеоплощадка – это площадка на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Основное оборудование

Наблюдение за ветром

 Ветер представляет собой движение воздуха  относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда  дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

      Флюгер

 Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений  по   сторонам  света.   К   штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

          Ветряной рукав

Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается  по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер  –  слегка колеблется рукав,  листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер  – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

            Бесприборные наблюдения за ветром

 Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких  предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

 Температура воздуха

 Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр помещен в психрометрической жалюзийной будке.

 Будка состоит из четырех жалюзийных стенок,  пола,  потолка  и  крыши,  укрепленных на деревянном   остове. Стенки представляют собой  двойной   ряд тонких деревянных планок— жалюзи,  наклоненных внутрь и наружу будки  под углом к горизонту. Одна из стенок (передняя) укреплена на петлях и служит дверцей. Пол будки состоит из трех досок, причем средняя доска укреплена несколько выше двух крайних для улучшения вентиляции будки. Потолок будки горизонтальный, сплошной, крыша наклонена в сторону, противоположную дверце, и немного выдается со всех сторон будки. Крыша укреплена над потолком так, чтобы между нею и потолком свободно протекал воздух. Будка с внутренней стороны и наружной стороны хорошо окрашена белой насыщенной краской. Будка   установлена   на   метеоплощадке   так,  чтобы  вокруг   нее   был свободный обмен воздуха. Укреплена на деревянной подставке прочно, не должна колебаться даже при сильном ветре. Стенки будки надо протирать или мыть от пыли по мере загрязнения.

            Термометр

 Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

 Наблюдение за снежным покровом

 Наблюдения   за  снежным  покровом состоят  из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.

 Для ежедневных наблюдений высоты   снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

 Барометр

Барометр — отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая  обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. Внебе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.

       

Приложение 2

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: «Метеорологические приборы на метеостанции».

Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о

четырех частях света.

Задачи: Познакомить детей с профессией   метеоролога, с приборами, с

помощью которых составляют прогнозы погоды, развивать связную речь

детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер,

компас, термометр, дождемер.

Предварительная работа: наблюдения за погодой во время прогулки на

участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с

народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы: метеоприборы, метеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте отгадаем мои загадки и

узнаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно …(Дождь).

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Разломать, разрушить…(Ветер).

Нашумела, нагремела

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила…(Гроза).

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый …(Иней)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти отгадки?

(ответы детей).

Воспитатель: Какие природные явления вы наблюдали сегодня по

дороге в детский сад? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как узнать какая погода будет завтра? (ответы

детей).

Воспитатель: Что такое погода? Для чего нужно знать состояние

погоды на завтра? (ответы детей).

Воспитатель: Как взрослые узнают прогноз погоды? (Ответы детей).

Воспитатель: Они слушают прогноз погоды по радио, смотрят по

телевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

Воспитатель: Людей, занимающихся изучением погоды, называют

метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды:

направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Им в этом помогают специальные приборы. Они показывают, какая погода

будет в ближайшие дни. Мы сегодня познакомимся с этими приборами.

(Дети идут на метеоплощадку, на участок детского сада).

Воспитатель: По всей нашей стране работают метеостанции.

Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой,

делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там

метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который

мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель: А теперь чуть отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий – «дождик». «Дождик» ходит вдоль условной границы: сам участок группы, где стоят дети и веранда).

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на веранду).

Воспитатель: Дети, сегодня познакомимся с приборами, которые есть

на нашем участке. (Воспитатель показывает детям термометры). Они нужны

для измерения температуры воздуха. Один термометр висит на домике, а

второй - внутри домика. Он показывает температуру воздуха в тени. Этот

прибор называется флюгер. Флюгер и компас помогают определить направление ветра. Благодаря им мы знаем, откуда дует ветер: с севера, востока, запада, юга.

Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Следующий прибор называется барометр. Он измеряет атмосферное

давление. Чем выше атмосферное давление, тем меньше вероятность дождя.

Дальше мы видим прибор под названием дождемер. С помощью дождемера

измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса.

И последний прибор – это гигрометр. Его используют для определения

влажности воздуха. Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух

сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чем заключается

работа метеоролога? Для чего нужно знать состояние погоды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Метеостанция в детском саду"

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...

Проект «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ».

        Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находит...

проект Метеостанция

проект Метеостанция...

Проект " Метеостанция в детском саду"

Проект " Метеостанция в детском саду"...

Проект "Метеостанция в детском саду"

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики,которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, ко...

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...