Проект «Береги лес от пожара»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ворогушина Алёна Александровна

Поскольку наша жизнь связана с лесом, мы решили данный проект посвятить этой важной экосистеме. Идея разработки подобного проекта обусловлена не только скорым наступлением сухого времени года, когда усилится пожароопасность в лесах, но и осмыслением того факта, что многие современные дети недооценивают и недопонимают роль леса, которую он играет в жизни людей. Поэтому этот проект должен восполнить пробел в знаниях детей и научить их бережно относиться к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл содержание проекта37.76 КБ
Файл proekt_-_kopiya.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

____________________________________________________________________________________________

ул. им. газеты «Пионерская правда», 10,  г. Красноярск, 660122; т.(8-391) 235-50-41;

e-mail:dou313@yandex.ruОКПО55928717,ОГРН1022401945521,ИН/КПП 2461024381/246101001

Проект

«Береги лес от пожара»

Поскольку наша жизнь связана с лесом, мы решили данный проект посвятить этой важной экосистеме. Идея разработки подобного проекта обусловлена не только скорым наступлением сухого времени года, когда усилится пожароопасность в лесах, но и осмыслением того факта, что многие современные дети недооценивают и недопонимают роль леса, которую он играет в жизни людей. Поэтому этот проект должен восполнить пробел в знаниях детей и научить их бережно относиться к окружающей среде.

Сроки выполнения

с сентября по май 2018-2019 уч. год

                                                         

  Выполнили: дети и родители

                                                                          подготовительной к школе

                                                                                            группы «Радуга»

Руководители: Варыгина Л.А.

Ворогушина А.А.

Красноярск 2019

Актуальность

Зеленого друга надо беречь!

Детям костры запрещается жечь.

Шалость в лесу пересечешь

Богатство страны от пожаров спасешь

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека и редко происходят по естественным причинам – из-за удара молнии.

А ведь во время пожаров сгорают гнезда птиц, гибнут животные, серьезный ущерб наносится растениям – происходит заметное снижение биологического разнообразия.

Для того чтобы избежать их разрушительных последствий, необходимо сознательное и ответственное отношение каждого человека к безопасности окружающей природы.

Мы пришли к выводу, что соблюдение правил пожарной безопасности в лесу должно стать для детей обязательным и естественным, благодаря чему в будущем они будут бережно относиться к сохранению природных территорий и их обитателей от пожаров.

Ребёнку необходимо не только сказать, что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать»

Согласно требованиям ФГОС ДО формирования основ безопасности детей в природе актуально в дошкольном образовании. Оно заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.

Старший дошкольник «способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения» - один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Тип проекта: познавательно-исследовательский
Сроки реализации проекта: 8 месяцев.

Участники проекта: воспитатели, родители воспитанников, воспитанники, социальные партнеры: работники библиотеки Бажова, библиотека Михалкова, музей леса, Пожарная часть № 3.

Цель: Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
  2. Познакомить с правилами поведения в природе.
  3. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
  4. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.

Предполагаемый результат:

•Дети получат первичные представления о причинах возникновения лесных пожаров, их последствиях, об охране природных богатств.

•Познакомятся с методами исследования.

•Овладеют моделью поведения при обнаружении очага лесного пожара.

Этапы реализации проекта

1 Этап

 Подготовительный

Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:

  1. Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
  2. Создание творческой группы (воспитатель, старший воспитатель, родители) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
  3. Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
  4. Составление перспективного плана, конспектов.
  5. Проведение серии занятий в библиотеке, экскурсий.
  6. Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
  7. Совместные формы работы с родителями.

Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей. 

Основной этап

Образовательная область

Срок

Вид деятельности

Содержание деятельности

Участники

Социально- коммуникативное развитие

Коммуникативная, игровая

7.09.

2018

сентябрь

Беседа о причинах лесных

Пожаров

Сбор семян во время прогулки

Решение проблемных ситуаций: ТРИЗ-игра «Хорошо-плохо:
что может привести к пожарам и их последствия»; проблема «Как себя вести, чтоб избежать лесных пожаров и не вредить своим присутствием лесным жителям»

Узнать больше о том, как созревают семена, как их сохраняют, весной проращивают

Воспитатели,

дети

14.09.

2018

Познавательные беседы на темы:
«Поведение в лесу», «Чем опасны костры в лесу?»

рассказать детям, что костры являются источниками пожаров в лесу, почему опасно разводить костры в лесу; изучить правила тушения лесных костров.

Воспитатели,

дети

17.10

2018

Праздничное развлечение «Юные пожарные»

Закрепить знания по пожарной безопасности, профессии «пожарный», ее особенностях.

Воспитатели, дети, родители

5.10.

12.10

2018

Социальная акция «Осторожно, лес в огне!»,

«Правила поведения в лесу»
(рисование и развешивание плакатов)

Экологическая газета «Берегите лес!», «Правило поведения в лесу».

Развивать в детях чувство сопричастности ко всему живому.



 

Воспитатели,

Дети, родители

Познавательно- исследовательская

8.10

28.11

2018

Проведение опытов и экспериментов в клубе

«Учёный совет»:

«Изучение свойств почвы»,

«Как тушить огонь»,

формировать правила пожарной безопасности.

- расширить знания детей о борьбе с огнем.

формирование основ безопасности жизнедеятельности составляют макет этажи почвы, наблюдают из чего состоит верхний слой почвы

Показать какие средства можно использовать при тушении пожара

Воспитатели,

дети

Защита проекта
«Огонь в лесу, беда пернатым»

(изготовление кормушек для зимующих птиц ).

способствовать ознакомлению детей с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного и животного мира; воспитание к ним бережного отношения.

Дети, родители, воспитатели

Социальные партнёры

25.10.

2018

15.11

2018

18.10

2018

11.10

2018

Посещение библиотеки Бажова

Посещение библиотеки Михалкова

Посещение музея леса

Знакомство с профессией пожарного

Игровое занятие «Правила поведения в лесу»

Познакомить детей с правилами поведения в лесу и почему важно их соблюдение.

Игровое занятие «Берегите лес от пожаров»

Экскурсия. Знакомство с лесными богатствами Красноярского края и лесоохранными организациями.

Дать представление о профессии пожарный.

Воспитатели,

Дети, социальные партнеры

27.11

2018

Участие в международной игре-конкурсе «Астра-природоведенье для всех»

Закрепление знаний о природе полученные в ходе занятий, прогулок, посещения занятий в библиотеке и экскурсии в музей леса

дети

Март

2019

Июнь

2019

Практическое занятие «Сделаем мир ярче»

Проращивание семян растений (цветов), собранных осенью

Высаживаем рассаду цветов и в течение лета ухаживаем за рассадой цветов.

Воспитатели, дети, родители.

Заключительный этап:

  1. Выставка пособий, плакатов, книжек-малышек, рисунков-   предупреждений по теме проекта:

«Берегите лес от огня!», «Правила поведения в лесу».

  1. Детско – родительская гостиная, Квест «Юные пожарные».
  2. Оформление клумбы на детском участке
  3. Выступление на педагогическом совете воспитателей на тему: «Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте», на примере проекта «Берегите лес».

Распространение результатов проекта:

Проведена диагностика родителей: предложена анкета «Соблюдение правил пожарной безопасности в природе» Приложение № 1, подготовлены, составлены мероприятия с дошкольниками согласно графику проведения мероприятий; оформлен стенд для родителей с наглядной информацией по формированию пожарной безопасности в лесу.

Не менее важным условием формирования знаний по правилам пожарной безопасности в лесу является тесная взаимосвязь с родителями, которая помогает осуществить данный проект, непосредственно для родителей предоставляется различная агитационная информация: стенд в родительском уголке, памятка.

Таким образом, анализ результатов данного проекта позволяет сделать вывод о том, что проектные мероприятия способствовали: повышению уровня профессионального мастерства педагога на основе проектирования своей педагогической деятельности; усвоению дошкольниками первоначальных знаний по соблюдению правил пожарной безопасности в лесу; созданию условий для организации работы по сохранению природных территорий от пожаров; организации целенаправленной просветительской работы с родителями по формированию навыков пожарной безопасности у старших дошкольников в лесу.

Развитие проекта в дальнейшем: Привитие детям навыков осторожного обращения в лесу с огнем и безусловного выполнения правил пожарной безопасности в природе, составляет одну из наиболее важных задач по формированию навыков пожарной безопасности у дошкольников. При систематическом руководстве и контроле со стороны взрослых эти навыки со временем перейдут у детей в привычку и сохранятся на всю жизнь, и будучи взрослыми, они будут ответственно и осознанно относиться к сохранению природных территорий от пожаров.

Заключение: предложенный проект – попытка показать на практике организацию работы с дошкольниками по сохранению природных территорий и их обитателей от пожаров.

Материальные затраты:

  • Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбом, фломастеры, краски, гуашь – 500 рублей
  • Стоимость экскурсии в музей леса – 500 рублей с человека

Используемая литература:

  1. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / под общ. ред. А. Ликум, М.: «Слово», 1994
  2. Горелов А.А. Экология. М.: Центр, 2003.
  3. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект Пресс, 2005
  4. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
  5.  Азбука безопасности. «Это надо знать!»
  6.  Газета "Дошкольное образование" № 15 - 2002г., с. 22
  7.  Газета "Дошкольное образование" № 13 - 2008г., с. 2

                                                                        

                                                                Приложение №1

Анкета для родителей

«Соблюдение правил пожарной безопасности в природе»

Уважаемые родители!

Обеспечение пожарной безопасности становится всё более важной задачей в воспитании подрастающего поколения. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка наших детей. Детский сад проводит опрос с целью помочь вам в формировании у детей навыков пожарной безопасности. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать вам полезные рекомендации.

• Соблюдаете ли вы правила пожарной безопасности в лесу, и какие? _____________________________________________________________

• По вашему мнению, каковы причины возникновения пожаров на природных территориях? _____________________________________________________________

• Что необходимо делать в случае возникновения пожара в лесу? ______________________________________________________________

• Привлекаете ли вы своего ребенка к уборке мусора после отдыха на природе? _________________________________________________________________

• Имеет ли ваш ребенок доступ к костру, спичкам на отдыхе? ________________________________________________________________

• Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад, семья по профилактике пожарной безопасности в природе? _________________________________________________________________

Благодарим вас за искренние ответы!

                                                        

                                                Приложение № 2

Консультация для родителей

«Правила пожарной безопасности в лесу»

         Подавляющее большинство лесных пожаров возникает из-за неосторожного обращения людей с огнем или нарушения ими требований пожарной безопасности при работе и отдыхе в лесу. Статистика утверждает, что в 9 случаях из 10 виновник лесных пожаров — человек.

         В выходные дни количество загораний в лесу достигает 40 процентов от их числа за неделю; в 10-километровой зоне вокруг населенных пунктов, наиболее посещаемой населением, возникает до 93 процентов всех загораний. Большинство лесных пожаров возникает от костров, которые раскладываются для обогрева, приготовления пищи, отпугивания гнуса и даже просто ради баловства. Особенно многочисленной армией поджигателей стала в последние годы отдыхающая на природе молодежь. Немало пожаров возникает по вине курильщиков, бросающих в лесу не затушенные спички и окурки. Также лесные пожары могут возникнуть и от других причин, например, от тлеющего ржавого пыжа, выброшенных из окон поездов не затушенных окурков, от искр из выхлопных труб двигателей и т.п.  Находясь в лесу, необходимо помнить, что вполне реальна опасность возникновения лесного пожара от незначительного источника огня, особенно в сухое теплое ветреное время.

        Природными факторами, вследствие которых может начаться лесной пожар, являются сухие грозы. При обнаружении загорания в лесу или вблизи от него лесной подстилки, опада, ветоши, порубочных остатков, главная задача – не дать пожару набрать силу и распространиться. Для этого следует потушить огонь, тщательно осмотреть место горения и убедиться, что не осталось очагов горения. В тех случаях, когда самостоятельно огонь потушить не удается, необходимо сообщить о пожаре в органы лесной охраны, в местные органы власти или милицию. При тушении загораний в лесу самым распространенным способом является захлестывание огня на кромке пожара. Для захлестывания используются зеленые ветви. Эффективно забрасывание кромки пожара грунтом, охлаждающим горящие материалы и лишающим их доступа воздуха.

        Во время тушения необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и твердо знать, что при верховых лесных пожарах, когда горят кроны деревьев, убежищем могут служить берега водоемов, крупные поляны, лиственный лес без хвойного подроста. Не следует искать убежище на дорогах и просеках, окруженных хвойным лесом, особенно молодняком с низко опущенными кронами, а также в логах, поросших лесом. В связи с тем, что большинство лесных пожаров возникает от не затушенных костров, лучше не разжигать их в сухую теплую и ветреную погоду. Но если все же возникает необходимость, требуется соблюдать простые правила.

         Разжигать костры следует на специально отведенных для этого местах. Если такового места нет, то его можно подготовить на песчаных и галечных косах по берегам рек и озер, на лесных дорогах, в карьерах, на старых кострищах, на лужайках и полянах, покрытых зеленой травой. Необходимо вокруг костра, на полосе шириной не менее 0,5 метра, убрать все, что может гореть и послужить причиной распространения огня. Желательно, чтобы вблизи костра была вода, а также ветки для захлестывания пламени на случай распространения горения. Не следует разжигать костер вблизи деревьев, так как от этого они погибают или, в лучшем случае, ослабевают или снижают прирост, заселяются насекомыми-вредителями.

         Старайтесь не разжигать костры под кронами елей, пихт, кедров, обычно имеющих опущенные кроны, а также в хвойных молодняках, так как хвоя — отличный горючий материал. Избегайте раскладывать костры вблизи дуплистых деревьев — они опасны в пожарном отношении. Недопустимо разжигать костры на старых вырубках, участках поврежденного леса, то есть на площадях с большим количеством сухих горючих материалов. В этих случаях даже небольшой искры достаточно, чтобы поблизости от костра возник тлеющий, незамеченный источник загорания. Горение древесины на открытых участках всегда очень сильное. В сухую погоду и при ветре горящие сучья, листья, угли переносятся на десятки метров. При посещении леса следует отказаться от курения. Но если закурил, необходимо знать, что это опасно, особенно в хвойных насаждениях, где мало зеленой травы и днем сильно подсыхает прошлогодняя хвоя, лишайники, трава, мелкие веточки и другой растительный опад. Поэтому лучше курить в специально отведенных местах или участках, пригодных для разведения костров и курения. Курить в лесу на ходу не следует, так как всегда существует опасность машинального отбрасывания в сторону горящей спички или окурка, и как результат этого — пожар, о котором его виновник может и не подозревать. Дисциплинированность в лесу, сознательное поведение и строгое соблюдение несложных правил пожарной безопасности будет гарантией сбережения лесов от пожаров. Это в интересах каждого из нас.

                                                                

        

        

           

                

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект: Береги лес от пожара . Подготовили воспитатели МАДОУ № 313: А.А. Ворогушина Л.А. Варыгина

Слайд 2

Тип проекта : познавательно-исследовательский Сроки реализации проекта : 8 месяцев. Участники проекта: воспитатели, родители воспитанников, воспитанники, социальные партнеры: работники библиотеки Бажова, работники библиотеки Михалкова, работники музея леса Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Береги лес от пожара». Задачи: -сформировать у детей навыки безопасного поведения детей в лесу, научиться предупреждать лесные пожары. -обучить ориентироваться в экстремальных ситуациях. - создать предметно-развивающую среду, пополнить материалами и пособиями необходимыми для овладения навыками пожарной безопасности в лесу. Результат: -дети получат первичные представления о причинах возникновения лесных пожаров, их последствиях, об охране природных богатств, -познакомиться с методами исследования, -овладеют моделью поведения при обнаружении очага лесного пожара.

Слайд 3

- Всё начинается с семечка. -Участие в конкурсе поделок из природного материала. -Изготовление коллективных работ. -Изучение свойств почвы. -Эксперимент чем можно потушить огонь, когда он становится опасным – водой, песком, землей, снегом.

Слайд 4

-Занятия в библиотеке Бажова. Игровое занятие «Правила поведения в лесу» - В библиотеке С.В. Михалкова Игровое занятие «Берегите лес от пожаров» - Посещение музея леса. Беседа « Правила грамотного поведения в лесу" .

Слайд 5

Огненная профессия- знакомство с профессией пожарного. Праздничное развлечение «Юные пожарные»

Слайд 6

-Участие во всероссийском конкурсе «Астра-природоведение для всех». -Участие в конкурсе «Наука Фест » -Защита проекта « Огонь в лесу, беда пернатым» Выступление на педагогическом совете воспитателей на тему «Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте на примере проекта: «Береги лес от пожара»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»

Формирование экологической  культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...

Проект " Береги честь с детства"

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошко...

Проект "Берегите воду". Старшая группа

Проект "Берегите воду". Старшая группа Время проведения:сентябрь-декабрь. Цель:приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды. Цель, поставленная перед детьми:осуществить практи...

Экологический проект «Берегите природу»

Формирование элементарных экологических представлений  детей младшего дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края  и воспитание гуманного отношения к объектам приро...

Экологический проект «Берегите природу»

Формирование элементарных экологических представлений  детей младшего дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края  и воспитание гуманного отношения к объектам приро...

Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Береги свои глаза»

Использование  проектной деятельности в д/у   помогает в решении поставленной перед детьми  и их родителями проблемы, о том, что надо беречь глаза. С целью повышения эф...

Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"

Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....