СТАТЬЯ : "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
статья (старшая группа)

Проблема социально – личностного развития ребенка дошкольного возраста процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Статья раскрывает важность подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений дошкольников, основываясь на анализе психолого - педагогической литературы. В конце статьи приложен список используемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Минакова Светлана Евгеньевна

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Проблема социально – личностного развития ребенка дошкольного возраста процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО, 2013) [1] является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В дошкольном возрасте мир ребенка не ограничивается семьей. Значимые для него люди – это не только мама, папа, бабушки и дедушки, но и сверстники. По мере взросления ребенка важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Подчас взрослые и не подозревают о той широкой гамме чувств, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем, по мнению В.Г.Нечаевой, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача взрослого.[8]

Анализ психолого-педагогической литературы (Е.А.Покровский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, В.В.Гориневский, А.В,Запорожец, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, В.Г.Яковлев, Р.Л.Жуковская) [10,15,16] показывает, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных видах деятельности успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, возникает чувство товарищества и дружба.

В развитии коллективных взаимоотношений обнаруживается определенная динамика. Первой ступенью оказываются положительные взаимоотношения. При целенаправленной работе педагога они формируются уже в раннем возрасте (Е.И.Щербакова, И.Б.Теплицкая), хотя не являются принадлежностью только данной возрастной ступени. При отсутствии необходимых условий положительные взаимоотношения начинают складываться к концу дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что положительными взаимоотношениями называются такие отношения, при которых общение детей наиболее продуктивно. Положительные взаимоотношения между сверстниками в группе детского сада проявляются, развиваются и совершенствуются в совместной деятельности (Б.Ф.Ломов, И.А.Рудовская, Р.С.Буре). [3]

В работах Л.А.Пеньковой, Р.С.Буре, Н.И.Мельцер, Д.В.Меджерицкой, Г.А.Репиной проводится мысль о том, что в развитии взаимоотношений дошкольников определяющее влияние имеет совместная деятельность. Другими словами – взаимоотношения возникают на основе совместной деятельности дошкольников.

Показателями положительных взаимоотношений считаются такие, как наличие способов сотрудничества, умение действовать согласованно, подчиняться общей цели, осознание ответственности за качество своей деятельности перед коллективом (Р.С.Буре, О.Л.Ведмедь, Л.М.Таджибаева и другие).

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Таким образом, у ребёнка старшего дошкольного возраста преобладает высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативно-личностное общение.

Одним из основных средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников, по мнению Е.О. Смирновой и Д.Б. Эльконина являются: подвижные игры – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В подвижных играх одновременно осуществляется не только физическое развитие, но и умственное, эстетическое, трудовое и нравственное. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт писал: «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».[5]

По мнению Э.Я.Степаненковой, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил». [14] В. Шмонина считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств»

Подвижные игры - наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья. Подвижные игры влияют на умственное развитие ребёнка, они способствуют развитию логического мышления, учат укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра. Для детей подвижные игры являются жизненной потребностью, выполнение игровых заданий доставляет им большое удовольствие. Совместные действия создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. Подвижные игры в основном коллективные, разнообразное содержание игровых действий во многом определяет поведение и взаимоотношения детей. В соответствии с правилами дошкольники приучаются к согласованным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам. Постепенно, в процессе игры, у них формируются элементарные коммуникативные навыки: играть в коллективе дружно, уступать и помогать друг другу. Подчинение правилам игры воспитывает организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует  проявлению волевых усилий. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное, и образовательное значение. Они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога оказать им педагогическую поддержку. Одним из важнейших условий педагогической поддержки игры является собственная игровая позиция педагога (это партнерские отношения между взрослыми и детьми, которые выражаются в способности педагога передавать свой игровой опыт детям, быстро переходить из реального плана в игровой).

В заключении следует отметить, что подвижные игры являются достаточно сложным, но очень важным средством развития у дошкольников положительных взаимоотношений. Для формирования отношений доброжелательности и уважения необходимо развивать у детей социальную ориентированность на сверстника, используя общение по содержанию той деятельности, которая касается задач и норм отношений между людьми.

Список использованной литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. – с. 250
  3. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада/Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова/под. ред. А.М.Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Просвещение, 1989. – 96с.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2007. – с. 368 .
  5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 2010.
  6. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 2005
  7. Немов Р.С. Психология:Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-640с.
  8. Нравственное воспитание в детском саду/под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой.- М.,1984.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду / ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. – М., 2010.
  10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович.  - М., 1986.
  11. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 2006
  12. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. Методические рекомендации. – М.: МГППУ, 2003.-140с.
  13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М., 2005.
  14. Степаненкова Э.Я Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников.// Дошкольное воспитание. 1995. №12.
  15. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1962.-114с.
  16. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 384


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры на свежем воздухе и группе.Игры расчитаны для детей от 5-7 лет. Со своим усложнением на каждый возраст....

"Сюжетно - ролевая игра как средство взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста".

В презентации представлен материал на тему:  "Сюжетно - ролевая игра как средство взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"....

"Подвижные игры дидактической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

При организации и проведении подвижных игр с дидактической направленностью необходимо соблюдать следующие условия:·        простота правил игры;·...

Программа образовательного модуля. Подвижные игры народов Севера. Для детей старшего дошкольного возраста.

Программа образовательного модуля предназначена для инструкторов по физической культуре в детском саду. Программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с культурой, играми, природой и жителями ...

Народные подвижные игры во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование интернационального, художественного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уважение отношения к культуре разных народностей, обогащение знаний об окружающем м...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...