Система работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников в условиях ДОО
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Тимофеева Елена Григорьевна

Материал для планирования системы работы по  формированию экологических представлений у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskih_predstavleniy.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников в условиях ДОО

Формирование экологических представлений у старших дошкольников является одним из структурных компонентов общего дошкольного воспитания, относится к образовательной области «Познавательное развитие» и осуществляется через взаимодействие детей с природой.

В современном дошкольном образовании разработано несколько программ по данной теме: Л. И. Грехова «В союзе с природой» , С. Н. Николаева «Юный эколог» , О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» . Авторы предлагают различные подходы к решению проблемы.

В программе Л. И. Греховой «В союзе с природой» представлена система игровых методов воспитания экологической культуры: занятия, проекты, КВН, «Звездный час», «Поле чудес», сценарии досугов и праздников, а также комплекс экологических сказок, рассказов, викторин и загадок о природе .

Программа С.  Н. Николаевой «Юный эколог» включает  работу по экологическому воспитанию дошкольников и по повышению квалификации дошкольных работников в данном направлении. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Программа содержит разделы:

  1. Элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
  2. Взаимосвязь растений и животных со средой обитания.
  3. Роль среды обитания в процессе роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
  4. Взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых доступна для наблюдения дошкольников.
  5. Формы взаимодействия человека с природой.
  6. Рекомендации к распределению материалов по возрастам.

С. Н. Николаева в программе «Юный эколог» предлагает для формирования экологических представлений конспекты занятий, наблюдения, прогулки, праздники и развлечения, игры.

Программа О. А. Соломенниковой, рекомендованная основной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» и соответствующая ФГОС ДО, содержит краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для каждого возраста. Предложенная автором система работы включает экскурсии на природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности.

Кроме того, существует множество дополнительных учебно-методических пособий по формированию экологических представлений. Сборники дидактических игр Л. Ю. Павловой, Н. А. Рыжовой, детское экспериментирование Е. В. Марудовой.  

Существует огромное количество наглядных дидактических пособий: «Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Фрукты», «Овощи»; «Рассказы по картинкам»: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Родная природа» и т.д.

Все эти программы и пособия в комплексе позволяют осуществлять работу по формированию экологических представлений у старших дошкольников. Работа в данном направлении включает использование разнообразных методов и приемов: экскурсии, беседы, наблюдения, игровая и трудовая деятельность, детское экспериментарирование.

Согласно А. И. Ивановой, «расширению знаний об объектах живой природы способствуют экскурсии. Дети учатся отличать и называть деревья, кустарники, травянистые растения, проявляют  интерес к  жизни животных, птиц, растений, насекомых, учатся правильно вести себя в лесу, бережно относиться к природе». Экскурсии способствуют уточнению и закреплению представлений о сезонных изменениях в природе, воспитывают желание любоваться природой и беречь ее. Экскурсии широко используются для ознакомления с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе, при этом они могут собирать разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. 

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Особенно интересны старшим дошкольникам наблюдения за живыми объектами.

О. А. Соломенникова рекомендует: «В процессе наблюдения за живым объектом следует обращать внимание на следующее:

- удобное и безопасное размещение детей;

- размещение живого объекта (приближенное к естественным условиям его проживания);

- создание условий для проявления разного поведения животного;

- связь наблюдения с жизнью и использование детского опыта;

- формирование у детей умения делать элементарные умозаключения».

С. Н. Николаева выделяет циклические наблюдения за одним и тем же объектом в течение длительного времени, которые имеют ряд достоинств: осуществляется распределение всего объема знаний на порции, каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует устойчивый познавательный интерес к нему, что способствует расширению экологических знаний.

Наблюдения по отдельным признакам воссоздают объект в целом (например, по оставленному на снегу следу узнать, какая птица или животное прошло; по листу определить дерево, кустарник и т.д.). В этом виде наблюдения ведущее место занимает мышление, большую роль играет воображение, припоминание, обобщение. Сначала ребенок ставит или принимает познавательную задачу, потом совместно с воспитателем собирает факты, устанавливает связи, осуществляет поиск решения задачи, проводит анализ, делает выводы, умозаключения.

Наблюдая за животными, птицами, насекомыми, старшие дошкольники изучают их повадки, особенности перемещения, строения, окрас; знакомятся с их образом жизни. Наблюдения проводятся на прогулке, в уголке природы, во время экскурсий.

Для формирования экологических представлений у дошкольников на экскурсиях, во время наблюдений воспитатель использует художественное слово, проводит беседы.

Беседы способствуют уточнению, углублению, обобщению и систематизации знаний детей о природе, формированию ценностного отношения к природе. Беседа создает мотивацию, проверить уже имеющиеся знания или полученные ранее. В процессе беседы старшие дошкольники анализируют разнообразные явления природы,  углубляют знания о взаимосвязях, существующих в природе, обобщают и систематизируют.

Основная цель словесных методов – создание у детей точного, конкретного представления о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Художественное слово используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

Система работы по ознакомлению с явлениями и объектами неживой природы осуществляется на прогулках, в опытно-исследовательской деятельности. Старшие дошкольники знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Детям нравятся игры-эксперименты, помогающими познавать явления природы. Например: «Султанчики», «Разноцветные ленточки», формируют представления о ветре, его силе и контрастности. В игре «Солнечные зайчики» дети изучают особенности солнечного света. Для установления  связей и отношений между предметами и явлениями природы применяются игры-эксперименты, которые строятся на основе имеющихся представлений  старших дошкольников, полученных в процессе наблюдений и занятий. В ходе проведения игр - экспериментов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).

Игры-эксперименты способствуют формированию у старших дошкольников познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мышление. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети учатся рассуждать, делать умозаключения. Игры способствуют формированию знаний о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах песка, снега, воды).

Игры-эксперименты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, способствуя обогащению экологических знаний, формированию экологических представлений у старших дошкольников.

Универсальным методом получения и закрепления экологических знаний, который может применяться в любых режимных моментах, сочетать в себе словесные, наглядные и практические методы обучения являются разные по содержанию экологические игры.

Расширению экологических знаний о растениях способствуют игры: «Найди по описанию», «Что, где растет?», «Когда это бывает?». Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. В играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы: «Узнай по описанию», «Что лишнее», «Собери картинку». В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы.

Подвижные экологические игры связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Хитрая лиса», «Кот и мыши».

Познавательный опыт, приобретенный в процессе игры, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и явлениях живой и неживой природы, на расширение представлений о животном и растительном мире, роли человека в природе.

Важным условием для организации и проведения игр является педагогическое мастерство воспитателя, умеющего любую ситуацию, вопрос или задание превратить в игру, создать игровую задачу и внедрить ее в воспитательно-образовательный процесс. Это будет способствовать не только активизации и концентрации внимания у детей, проявления инициативности и творчества, но и формированию экологических  представлений.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников осуществляется и в музыкальной деятельности. Театрализованные постановки, праздники, досуги, развлечения во круг темы «природа», слушание музыкальных произведений учит детей воспринимать красоту окружающего мира, воспитывает духовно-нравственные чувства, моральные ценности. Старшие дошкольники через музыкально-экологические формы становятся единым целым с природой: сливаются с шумом дождя, двигаются как животные,  порхают, словно бабочки и т.д.

Музыкальная деятельность способствует формированию умений воспринимать мир живой и неживой природы, вслушиваться в звуки природы, созерцать прекрасное. Постепенно ребенок начинает осознавать себя активным субъектом окружающей среды, учится радоваться и сопереживать вместе с ней, восхищаться ее красотой.

Неоценимое значение для формирования экологических представлений у старших дошкольников имеет предметно-развивающая среда. В природном уголке группы дети знакомятся с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, осваивают в практической деятельности правила ухода за ними, учатся взаимодействовать с живой природой. Ежедневно дети видят обитателей уголка природы. Они наблюдают за ними, под руководством воспитателя представления о многообразии животного мира, получают знания об уходе, условиях существования. Педагог учит детей сравнительному анализу: общее и различное у животных, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у старших дошкольников экологических представлений.

Важным является и территория ДОО, оформление клумб, экологической тропы, детской площадки, на которой гуляют дети. Клумбы с цветущими растениями должны быть подобраны так, чтобы в течение сезона одни цветы сменялись другими. Необходимо привлекать старших дошкольников к уходу за растениями и цветами: рыхлить землю, поливать, убирать сорняки, опрыскивать.

В процессе трудовой деятельности в природном уголке и на участке у детей формируются экологические знания, представления о растениях,  культура взаимодействия с объектами живой природы, воспитывается желание заботиться об окружающем мире. Дошкольники запоминают названия цветов, растений, деревьев, кустарников, особенности их строения, условия ухода, закрепляя свои знания на основе непосредственного восприятия объектов.

Для ознакомления старших дошкольников с природой, используется иллюстративно-наглядный материал, который помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. Это способствует формированию знаний об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, водопад, горную систему и т.д.). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать экологические знания детей.

Важная форма работы с детьми – занятия по ознакомлению с природой. Они позволяют формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей и природного окружения. Под руководством воспитателя у детей формируется система элементарных экологических знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

На занятиях воспитатель использует различные методы обучения – наглядный, практический, словесный,  демонстрирует правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвует в экологической деятельности, что является  важным условием на пути к успешному обогащению экологической культуры, воспитанию экологического сознания. Педагог способствует  накоплению конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Старшие дошкольники учатся различать  и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, называть их видимые составные части, ухаживать за ними и  беречь от негативного воздействия окружающей среды.

По словам Т. И. Тарабариной: «Важным  является формирование понимания  у детей специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), воспитания умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий».

Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Это способствует нравственному воспитанию старших дошкольников, проявлению у них желания заботиться о природе, проявлять сострадание.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, экологической культуры детей. Проявляется в добровольном и активном участии старших дошкольников в совместной с взрослыми деятельности, направленной на поддержание необходимых для объектов живой природы условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными детскими эмоциями, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Под руководством воспитателя старшие дошкольники могут усвоить относительно большое количество норм, выступающих основанием для оценки собственных действий и действий других детей, что способствует формированию норм и правил поведения в природе.

Профессиональное мастерство педагога, выбор им оптимальных средств, методов и приемов с учетом возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития детей, является необходимым условием эффективности формирования экологических представлений у старших дошкольников. При такой организации экологическое воспитание глубоко сохраниться в сознании детей. Экологические знания постоянно будут пополняться, мировоззрение будет носить определяющий и развивающий характер, преобразующий мотивацию в целенаправленность деятельности с тем, чтобы проявлять заботу о природе, повышать уровень своей экологической культуры и культуры окружающих. Поэтому методы и приемы должны быть нацелены на достижение высокого уровня экологической образованности, ценностных отношений к природе. При этом важно, чтобы ребенок стал активным субъектом эмоционально-нравственных явлений и переживаний.

Таким образом, формирование экологических представлений у старших дошкольников основано на непосредственном общении детей с природой. Для этого в непрерывном образовательном процессе используются разные формы занятий (наблюдения, экскурсии), целевые прогулки, организуется практическая деятельность в уголке природы, на закрепленном участке. В качестве методов и приемов применяются игры экологического содержания: дидактические,  подвижные игры-эксперименты, театрализация. Любая форма работы может сопровождаться беседой, наглядно-иллюстративными методами, чтением художественной литературы. Примерное содержание занятий, конспекты прогулок, картотека игр с описанием представлены в учебно-методических пособиях и программах по экологическому воспитанию С. Н. Николаевой, Л. И. Греховой, О. А. Соломенниковой. В комплексе образовательные программы и пособия помогают планировать и осуществлять работу по формированию экологических представлений у старших дошкольников с учетом возрастных особенностей развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР  посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

"Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.Обретение экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейс...

Презентация " Система работы по формированию здорового образа жизни старших дошкольников"

В даной презентации представленна работа  по формированию здорового образа жизни старших докольников. Эот материал подготовлен для педагогического совета....

«Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами дидактических игр»

   Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопр...

Презентация "Формирование экологических представлений у старших дошкольников на экскурсии"

Формирование экологических представлений у старших дошкольников на экскурсии...