Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Шелудякова Ольга Викторовна

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР  посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_starshaya_gruppa.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ          

ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

(старшая логопедическая группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ          

ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(старшая логопедическая группа)

   

   

       В первый период происходит закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формируются понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.

      Формируется умение различать на слух гласные звуки А, У, О, И, Ы выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.

      Закрепляется навык выделения согласных звуков из конца и начала слова. Формируется умение определять место звука в слове.

      Формируется навык анализа и синтеза звукобуквенных рядов из трех, четырех элементов.

      Формируется умение различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

      Обеспечивается усвоение звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом, двумя закрытыми слогами, трехсложных слов из открытых слогов и использования их в речи.

      Закрепляется понятие слог, умение оперировать им и выполнять слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.

      Во второй период продолжается закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.

       Совершенствуется умение различать гласные и согласные звуки.

       Формируется представление о слогообразующей роли гласных звуков.

      Формируется умение различать на слух согласные звуки по признакам: глухость – звонкость, твёрдость – мягкость: Т – Д, Т- Т,, Д –Д,, Т, - Д,,  П –Б, П –П,, Б – Б,, П, - Б, в ряду звуков, слогов, слов.

      Закрепляется навык выделения согласных звуков из начала и конца слова. Формируется умение определять место звука в слове, навык анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков.

      Обеспечивается усвоение звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом. Закрепляется понятие слог, умение оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

      В третий период  происходит дальнейшее закрепление понятий

звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.

      Закрепляется представление о слогообразующей роли гласных звуков.

            Совершенствуется умение различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости – звонкости, твердости – мягкости:  Ф – В, Ф – Ф,, В – В,, Ф – Ф,, Х – К – Г,  Х, – К, – Г,,  Х – Х,, Х – К,  в ряду звуков, слогов, слов.

      Совершенствуется умение определять место звука в слове (начало, середина, конец); умение подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определённой позиции (начало, середина, конец слова); навык анализа и синтеза слогов и слов из трех и четырех звуков в предложениях и текстах.

      Обеспечивается усвоение звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных, формируется навык практического использования

      Закрепляется понятие слог, умение оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (старшая логопедическая группа)

неделя

Формирование фонетической стороны речи

Дидактические игры

1-й период

Сентябрь

3

Формирование представления о звуках.

«Скажи, что ты слышишь?»

«Откуда раздался звук?»

4

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.                                                                                                                                   

«Звуковые замки»

«Кто что услышит?»

«Где позвонили?»

«Узнай по звуку»

Октябрь

1

Выделение начального ударного гласного звука  А в слове.

Усвоение характеристики звука  А

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.

Подбор слов со звуком А.

«Остановись на звук  А»

«Назови на А»

«Найди место для своей картинки»

«Мозаика»

«Звуковые замки»

«Прохлопай слова»

«Кто больше?»

2

Выделение начального ударного гласного звука –У- в слове.

Усвоение характеристики звука  У.

Анализ звуковых сочетаний УА, АУ.

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.

Подбор слов со звуком У.

«Поём звук У выше, ниже»

«Подними флажок»

«Назови на У»

«Мозаика»

«Звуковые замки»

Выкладывание схемы из

красных кружков

«Прохлопай слова»

«Кто больше?»

3

Выделение гласного звука О в начале и конце слова.

Усвоение характеристики звука  О.

Анализ звуковых сочетаний ОА, ОУ, АО, УО.

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.

Подбор слов со звуком О.

«Остановись на звук О»

«Назови на О»

«Гномик гуляет»

«Звуковые замки»

«Мозаика»

Выкладывание схемы из

красных кружков

«Прохлопай слова»

«Кто больше?»

4

Выделение гласного звука И в начале и конце слова.  

Усвоение характеристики звука  И.

Анализ звукобуквенных рядов АИУ, УИА, ИУА,УАИ.       

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.

Подбор слов со звуком И.

«Хлопни в ладошки»

«Назови на И»

 «Бабочка летает»

«Мозаика»

«Звуковые замки»

Выкладывание схемы из

красных кружков

«Раздели на слоги»

«Кто больше?»

Ноябрь

1

Анализ звукобуквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, АОИЫ, УОЫИ.

Выделение звуков   А, У, О, И   в начальной и конечной ударной позиции.

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.

Подбор слов со звуками А, У, О, И.

Выкладывание схемы из красных кружков.

 «Домик»

«Гномик гуляет»

«Раздели на слоги»

«Кто больше?»

2

Выделение согласного звука М (М,) из ряда звуков, слогов, слов.

Определение места звука М (М, ) в слове (в начале слова).

Звуковой анализ слогов АМ, МА.

Усвоение характеристики звуков М (М,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком М.

«Подними руку, если услышишь звук М»

«Мозаика»

«Домик»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

3

Дифференциация звуков М - М,

Определение места звука М (М, ) в начале слова.

Звуковой анализ слогов МЫ, МИ.

Усвоение характеристики звуков М (М,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком М,.

«Логокуб»

«Солнышко»

 

«Составь схему из кружков»

«Твердый – мягкий»

«Поезд»

«Кто больше?»

4

Выделение гласного звука Ы из ряда

гласных звуков, слов, в конце слова.

Звуковой анализ слова  МАМА.

Усвоение характеристики звука Ы

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Ы.

 «Пароход ближе – дальше»

«Подними флажок»

«Бабочка»

«Мозаика»

Составление схемы слога из кружков.

«Звуковые замки»

«Магазин»

«Кто больше?»

2- период

Декабрь

1

Выделение согласного звука Т (Т,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука Т (Т,) в начале, середине,  конце слова.

Усвоение характеристики звуков Т (Т,)

Звуковой анализ слогов  УТ, ОТ, ТИ,  ТА. 

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Т.

 «Подними флажок»»

 «Четверостишие»

«Домик»

«Светофор»

«Снежинка»

«Звуковые замки»

Составление схемы слога из кружков.

«Раздели на слоги»

«Кто больше?»

2

Дифференциация звуков Т – Т,

Определение места звука Т (Т,) в начале, конце слова.

Звуковой анализ слов ТИМ,  ТОМ.

 

Усвоение характеристики звуков Т (Т,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Т,.

 «Логокуб»

«Разложи в корзинки»

«Мозаика»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

«Поезд»

«Звуковое лото»

3

Выделение согласного звука   Д (Д,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука Д (Д,) в начале, середине слова.

Усвоение характеристики звуков Д (Д,)

Звуковой анализ слогов  УД, ЫД, ДИ,  ДА.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Д.

«Хлопни в ладошки, если услышишь звук Д»

«Четверостишие»

 «Домик»

«Машина»

«Гномик»

«Звуковые замки»

 Составление схемы слога из кружков.

«Магазин»

«Кто больше?»

4

Дифференциация звуков  Д – Д, .

Определение места звука Д (Д,) в начале, середине слова.

Звуковой анализ слов  ДОМ, ДЫМ.

Усвоение характеристики звуков Д (Д,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Д,.

«Мозаика»

«Елочка»

«Овал»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

«Поезд»

«Звуковое лото»

Январь

2

Дифференциация звуков Т – Д, Т , –Д,.

Звуковой анализ слов ТИМ, ДОМ.

Усвоение характеристики звуков Т ( Т, ), Д (Д,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  Т, Д, Т ,,.

 «Соедини лентами»

«Украсим клумбу»

«Солнышко»

 «Рассыпанные звуки»

«Глухой – звонкий»

«Раздели и забери»

«Звуковое домино»

3

Выделение согласного звука   П (П,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука П (П,) в начале, середине, конце слова.

Усвоение характеристики звуков П (П,)

Звуковой анализ слогов  УП, ЫП, ПИ,  ПА.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком П.

«Светофорчики»

«Четверостишие»

«Домик»

«Лодочка»

«Компьютер»

«Звуковые замки»

«Составь схему из кружков»

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

4

Дифференциация звуков  П – П,

Определение места звука П (П,) в начале, середине слова.

Звуковой анализ слов ПИМ  и  ПОМ.

Усвоение характеристики звуков П (П,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком П,.

«Цветик – семицветик»

 «Мозаика»

«Елочка»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

«Поезд»

«Звуковое лото»

Февраль

1

Выделение согласного звука   Б (Б,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Б(Б,)   в начале, середине слова. 

Звуковой анализ слогов  УБ, ЫБ, БИ,  БА.

Усвоение характеристики звуков Б(Б,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Б.

«Хлопни в ладоши»

 «Четверостишие»

«Домик»

«Компьютер»

«Пингвин»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

«Магазин»

«Кто больше?»

2

Дифференциация звуков  Б – Б,

Определение места звука Б (Б,) в начале, середине слова.

Звуковой анализ слов БИМ,  БОМ.

Усвоение характеристики звуков Б (Б,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Б,.

«Хлопни в ладошки»

 «Логокуб»

 «Мозаика»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

 

«Поезд»

«Звуковое лото»

3

Дифференциация звуков П – Б, П, – Б,.

Звуковой анализ слов ПАМ,  БИМ.

Усвоение характеристики звуков П, П,, Б, Б,.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  П, Б, П ,,.

«Ёлочка»

«Соедини лентами»

«Солнышко»

«Рассыпанные звуки»

«Глухой – звонкий»

«Магазин»

«Звуковое домино»

4

Выделение согласного звука   Ф (Ф,)  в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука Ф (Ф,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слогов  УФ, ЫФ, ФИ,  ФА.

Усвоение характеристики звуков Ф (Ф,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Ф.

«Четверостишие»

«Подними шарик»

«Домик»

«Светофор»

«Бегемотик»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

3-й период

Март

1

Дифференциация звуков Ф – Ф,

Определение места звука Ф (Ф,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов ФИМА,  ФОМА. 

Усвоение характеристики звуков Ф  (Ф,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Ф,.

«Мозаика»

«Украсим клумбу»

«Разноцветные коробки»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

«Поезд»

«Звуковое лото»

2

Выделение согласного звука   В (В,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     В (В,)   в начале, середине, конце слова. 

Звуковой анализ слогов  УВ, ЫВ, ВИ,  ВА.

Усвоение характеристики звуков В (В,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком В.

«Хлопни в ладоши»

«Четверостишие»

 

«Домик»

«Бабочка»

 «Лодка»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

 

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

3

Дифференциация звуков  В - В,

Определение места звука Ф (Ф,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов ВИТА,  ВАТА. 

Усвоение характеристики звуков В (В,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  В,.

«Овал»

«Цветик-семицветик» «Мозаика»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

 

«Поезд»

«Звуковое лото»

4

Дифференциация звуков Ф – В, Ф, – В,.

Звуковой анализ слов ФОМА,  ФИМА.

Усвоение характеристики звуков Ф, В, Ф,, В,.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  В (В,), Ф (Ф,). 

«Логокуб»

 «Солнышко»

 «Соедини лентами»

«Рассыпанные звуки»

«Глухой – звонкий»

«Магазин»

«Звуковое домино»

Апрель

1

Выделение согласного звука К  (К,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука  К (К,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слогов  АК, ОК, КУ, КИ.

Усвоение характеристики звуков К (К,).

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  К.  

             

«Четверостишие»

«Подними флажок»

 

«Домик»

«Бабочка»

«Гномик»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

2

Дифференциация звуков  К - К,

Определение места звука К (К,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов КИТ,  КОТ. 

Усвоение характеристики звуков К (К,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  К,.

«Мозаика»

 «Овал»

«Солнышко»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

 

«Поезд»

«Звуковое лото»

3

Выделение согласного звука Г  (Г,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука Г (Г,) в начале, середине слова.

Звуковой анализ слогов  АГ, ОГ, ГУ, ГИ.

Усвоение характеристики звуков Г  (Г,).

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Г . 

«Четверостишие»

«Хлопни в ладоши»

«Домик»

«Светофорчики»

«Пингвин»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

4

 Дифференциация звуков  Г - Г,

Определение места звука Г (Г,) в начале, середине слова.

Звуковой анализ слов  ГОГА, НОГИ. 

Усвоение характеристики звуков Г (Г,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Г,.

«Мозаика»

«Цветик – семицветик»

«Разноцветные коробки»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

«Поезд»

«Звуковое лото»

Май

2

Выделение согласного звука Х (Х,) в ряду звуков, слов, в начале и середине слова.

Определение места звука Х (Х,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слогов  ХО, ХИ.

Усвоение характеристики звуков Х  (Х,).

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Х.

«Четверостишие»

«Подними шарик»

«Домик»

«Бабочка»

«Светофор»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

3

Дифференциация звуков  Х - Х,

Определение места звука Х (Х,) в начале, середине слова.

Звуковой анализ слова  ХОМА.

Усвоение характеристики звуков Х (Х,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Х,.

«Мозаика»

«Украсим клумбу»

«Логокуб»

 

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

«Поезд»

 «Звуковое лото»

4

Дифференциация звуков К (К,) –Г (Г,)-Х (Х,) .

Звуковой анализ слов КИТЫ, ГОГА, ДУХИ.

Усвоение характеристики звуков К, К,, Г, Г,, Х, Х,.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  К (К,), Г (Г,), Х(Х,).                                 

 «Ёлочка»

«Соедини лентами»

«Цветик-семицветик»

«Рассыпанные звуки»

«Глухой – звонкий»

«Твердый – мягкий»

«Магазин»

«Звуковое домино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по формированию математических представлений детей старшей группы ОО "Познание" с использованием ТРИЗ-РТВ и гровых технологий.

Перспективный план направлен на: обучение детей счёту в пределах 10;обучению детей арифмитическим действиям сложения и вычитания;обучение детей решению задач;знакомство детей с величинами;ознакомление...

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)

Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...

Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.

Этапы работыЗадачиНазвание игрыЦельОборудование1узнавание и различение неречевых звуков«Скажи, что ты слышишь»Развитие слухового вниманияЗвуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)...

Перспективный план работы по формированию первичных представлений о традициях русского народа на 2021/2022 учебный год

Перспективный план работыпо формированию первичных представлений о традициях русского народана 2021/2022 учебный год...