Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шелудякова Ольга Викторовна

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_podgotovitelnaya_gruppa.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ И

 РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

(подготовительная группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ И

 РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(подготовительная группа)

      

    В первый период закрепляются знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

      Закрепляются представления о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также, по акустическим признакам и месту образования: Н – Н,,  С – С,,  З – З,,  С – З, С, - З,  в ряду звуков, слогов, слов.

       Совершенствуется умение выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.

      Формируется умение производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, бобр, лист.

      Закрепляется навык произношения трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытыми слогами (листопад, апельсин).

      Совершенствуется умение правильно произносить односложные слова со стечением согласных (сноп, лист).

      Формируется умение правильно произносить двухсложные слова с двумя стечениями согласных (грядка).

      Совершенствуется умение выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов, подбирать слова с заданным количеством слогов.

       Во второй период совершенствуется  умение подбирать слова на заданный звук; дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости, по акустическим признакам и месту образования: Ш – Ж, С – Ш, З – Ж, С - Ш – З – Ж, Ч, Щ  в ряду звуков, слогов, слов.

      Совершенствуется умение выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырёх звуков (при условии, что написание не расходится с произношением): лужа, болт, крик.

      Формируется умение правильно произносить четырехсложные слова из открытых слогов (снеговик).

      Совершенствуется умение выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех, четырех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

       В течение третьего периода совершенствуется умение подбирать слова на заданный звук, происходит дальнейшее совершенствование раннее сформированных фонематических представлений: дифференциация согласных звуков по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости, по акустическим признакам и месту образования, а также умение выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти-шести звуков при условии, что написание слов не расходится с происхождением): трава, слива, маска.

      Происходит ознакомление со звуками Э, Й, Л, Л,, Р, Р,, Ц, формируется умение выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками; формирование представления о том, что буквы Ь, Ъ не обозначают звуков.

      Формируется умение правильно произносить четырехсложные и пятисложные  слова сложной  звукослоговой структуры (погремушка, колокольчик).

      Совершенствуется умение выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех, четырех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (подготовительная логопедическая группа)

неделя

Формирование фонетической стороны речи

Дидактические игры

1-й период

Октябрь

1

Выделение согласного звука   Н(Н,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Н (Н,)   в начале, середине слова. 

Звуковой анализ слогов  УН, ЫН, НИ,  НА.

Усвоение характеристики звуков Н (Н,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Н.

«Хлопни в ладоши»

«Четверостишие»

 

«Домик»

«Бабочка»

 «Светофор»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

 

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

2

Дифференциация звуков  Н - Н,

Определение места звука Н (Н,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов НИНА,  НАТА. 

Усвоение характеристики звуков Н (Н,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Н,.

«Логокуб»

«Разложи в корзинки» «Мозаика»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

 

«Поезд»

«Звуковое лото»

3

Выделение согласного звука   С (С,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     С (С,)   в начале, середине слова. 

Звуковой анализ слогов  УС, ЫС, СИ,  СА.

Усвоение характеристики звуков С (С,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком С.

«Подними флажок»

«Четверостишие»

 

«Домик»

«Пингвин»

 «Лодка»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

 

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

4

Дифференциация звуков  С - С,

Определение места звука С (С,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов СИМА,  КОСА. 

Усвоение характеристики звуков С (С,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  С,.

«Логокуб»

 «Мозаика»

«Цветик-семицветик»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

 

«Поезд»

«Звуковое лото»

Ноябрь

1

Выделение согласного звука   З (З,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     З (З,)   в начале, середине слова. 

Звуковой анализ слогов  УЗ, ЫЗ, ЗИ, ЗА.

  

Усвоение характеристики звуков З (З,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком З.

«Подними флажок»

«Четверостишие»

 

«Домик»

«Машина»

 «Лягушонок»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

 

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

2

Дифференциация звуков  З - З,

Определение места звука З (З,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов ЗИМА,  ЗОНТ. 

Усвоение характеристики звуков З (З,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  З,.

«Ёлочка»

 «Мозаика»

«Овал»

«Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

 

«Поезд»

«Звуковое лото»

3

Дифференциация звуков С – З, С, – З,.

Звуковой анализ слов СОМЫ,  ЗИМА.

Усвоение характеристики звуков С, З, С,, З,.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  С (С,),  З (З,). 

«Логокуб»

 «Солнышко»

 «Соедини лентами»

«Рассыпанные звуки»

«Глухой – звонкий»

«Магазин»

«Звуковое домино»

4

Выделение согласного звука   Ш  в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Ш   в начале, середине, конце слова. 

Звуковой анализ слогов  УШ, ЫШ, ШИ, ША.

  

Усвоение характеристики звука  Ш

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Ш.

«Хлопни в ладоши»

«Четверостишие»

«Мозаика»

«Домик»

«Бегемотик»

 «Лодка»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

 

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

2- период

Декабрь

1

Определение места звука  Ш  в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов ШИНА,  ШУБА. 

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Ш.

«Мозаика»

«Компьютер»

«В какой клеточке?»

«Слова-шифровки»

 «Поезд»

«Звуковое лото»

2

Дифференциация звуков  С - Ш.

Звуковой анализ слов САДИК,  ШКАФ.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  С, Ш. 

«Ёлочка»

 «Овал»

 «Соедини лентами»

«Подбери схему к слову»

«Поезд»

«Звуковое домино»

3

Выделение согласного звука   Ж  в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Ж   в начале, середине слова. 

Звуковой анализ слогов  УЖ, ЫЖ, ЖИ, ЖА.

  

Усвоение характеристики звука  Ж.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Ж.

«Подними шарик»

«Четверостишие»

«Мозаика»

«Домик»

«Пингвин»

 «Светофор»

«Подбери схему к слову»

«Звуковые замки»

 

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

4

Определение места звука  Ж  в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов  ЖАБА,  ЖУКИ. 

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Ж

«Мозаика»

«Компьютер»

«В какой клеточке?»

«Слова-шифровки»

 «Магазин»

«Звуковое домино»

Январь

2

Дифференциация звуков  Ж - З.

Звуковой анализ слов ЖИВОТ, ЗУБЫ.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  С, Ш. 

«Ёлочка»

 «Овал»

 «Соедини лентами»

«Подбери схему к слову»

«Поезд»

«Звуковое домино»

3

Дифференциация звуков  Ж - Ш.

Звуковой анализ слов  УЖИН, ШАПКА.

Усвоение характеристики звуков  Ж - Ш.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  Ж, Ш. 

«Ёлочка»

 «Овал»

 «Соедини лентами»

«Подбери схему к слову»

«Глухой – звонкий»

«Поезд»

«Звуковое лото»

4

Выделение согласного звука   Ч  в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Ч   в начале, середине, конце слова. 

Звуковой анализ слогов  УЧ,  ЫЧ, ЧИ, ЧА.

  

Усвоение характеристики звука  Ч.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Ч.

«Подними шарик»

«Четверостишие»

«Мозаика»

«Домик»

«Машина»

 «Гномик»

«Рассыпанные звуки»

«Звуковые замки»

 

«Поезд»

«Кто больше?»

Февраль

1

Дифференциация звуков  Ч – Т..

Определение места звука  Ч  в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов  ЧАС,  ЧУДО. 

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Ч.

«Солнышко»

«Мозаика»

«Компьютер»

«В какой клеточке?»

«Слова-шифровки»

 «Магазин»

«Звуковое домино»

2

Выделение согласного звука   Щ  в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Щ   в начале, середине, конце слова. 

Звуковой анализ слогов  УЩ,  ЫЩ, ЩИ, ЩА.

  

Усвоение характеристики звука  Щ.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Щ.

«Подними шарик»

«Четверостишие»

«Мозаика»

«Домик»

«Пингвин»

 «Лодка»

«Рассыпанные звуки»

«Звуковые замки»

 

«Поезд»

«Кто больше?»

3

Определение места звука  Щ  в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов   ЩУКА

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Щ.

«Мозаика»

«Компьютер»

«В какой клеточке?»

«Слова-шифровки»

 «Магазин»

«Звуковое лото»

4

Дифференциация звуков   Щ - Ч.

Дифференциация звуков  Щ - Ш.

Дифференциация звуков  Щ – С,.

Звуковой анализ слов  ЩУКА, ЧАС, ШАПКА.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  Ж, Ш. 

«Логокуб»

 «Цветик - семицветик»

 «Соедини лентами»

«Рассыпанные звуки»

«Поезд»

«Звуковое лото»

3-й период

Март

1

Выделение гласного звука   Э  в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука  Э   в начале, середине, конце слова. 

Звуковой анализ слов  ЭДИК, ПОЭТ.

  

Усвоение характеристики звуков.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Э.

«Четверостишие»

«Мозаика»

«Бабочка»

«Подбери схему»

«Рассыпанные звуки»

«Звуковые замки»

«Магазин»

«Звуковое домино»

2

Выделение согласного звука   Й  в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Й  в начале, середине, конце  слова. 

Звуковой анализ слов  ЧАЙ, МАЙКА.

  

Усвоение характеристики звука  Й.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Й.

«Хлопни в ладоши»

«Четверостишие»

«Мозаика»

«Домик»

«Бегемот»»

 «Светофор»

«Рассыпанные звуки»

«Звуковые замки»

 

«Поезд»

«Кто больше?»

3

Определение места звука  Й  в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов  ЙОД, ЧАЙКА. 

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Й.

«Овал»

«Компьютер»

«В какой клеточке?»

«Слова-шифровки»

«Магазин»

«Звуковое лото»

4

Выделение согласного звука   Л (Л,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Л (Л,)   в начале, середине, конце слова. 

Звуковой анализ слогов  УЛ, ЫЛ, ЛИ, ЛА.

  

Усвоение характеристики звуков Л (Л,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком Л.

«Подними флажок»

«Четверостишие»

 

«Домик»

«Машина»

 «Лягушонок»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

 

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

Апрель

1

Дифференциация звуков  Л - Л,

Определение места звука Л (Л,) в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов  ЛИЗА, ЛАПА . 

Усвоение характеристики звуков Л  (Л,)

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Л,.

«Ёлочка»

 «Мозаика»

«Цветик-семицветик»

«Слова-шифровки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

 

«Поезд»

«Звуковое лото»

2

Дифференциация звуков  Л, – Й.

Звуковой анализ слов  МОЙ, МОЛЬ.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  Й,   Л (Л,). 

«Логокуб»

 «Солнышко»

 «Соедини лентами»

«Рассыпанные звуки»

«Магазин»

«Звуковое домино»

3

Выделение согласного звука  Р  (Р,) в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука Р (Р,) начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слогов  АР, ОР, РУ, РИ.

Усвоение характеристики звуков  Р  (Р,).

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Р . 

«Четверостишие»

«Хлопни в ладоши»

«Домик»

«Бабочка»

«Машина»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

4

Дифференциация звуков  Р - Р,

Определение места звука Р (Р,) в начале, середине слова.

Звуковой анализ слов  РОЗА, РИТА. 

Усвоение характеристики звуков  Р(Р,).

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Р,.

«Мозаика»

«Цветик – семицветик»

«Логокуб»

Рассыпанные звуки»

«Твердый – мягкий»

«Скажи наоборот»

«Поезд»

«Звуковое лото»

Май

2

Дифференциация звуков Р –Л, Р, – Л,.

Звуковой анализ слов РОМА, ЛИПА.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуками  Р (Р,),  Л (Л,). 

«Логокуб»

 «Солнышко»

 «Соедини лентами»

«Рассыпанные звуки»

«Магазин»

«Звуковое домино»

3

Выделение согласного звука   Ц  в ряду звуков, слогов, слов.

Определение места звука     Ц   в начале, середине, конце  слова. 

Звуковой анализ слогов  УЦ,ЫЦ, ЦИ, ЦА.

  

Усвоение характеристики звука  Ц.

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Ц.

«Хлопни в ладоши»

«Четверостишие»

 «Домик»

«Бегемотик»

 «Лодка»

«Составь схему из кружков»

«Звуковые замки»

 

«Слоговое лото»

«Кто больше?»

4

Определение места звука  Ц  в начале, середине, конце слова.

Звуковой анализ слов  ЦИРК,  ЦЫПА. 

Слоговой анализ слов.

Подбор слов со звуком  Ц.

«Мозаика»

«Компьютер»

«В какой клеточке?»

«Слова-шифровки»

 «Магазин»

«Звуковое домино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР  посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по формированию математических представлений детей старшей группы ОО "Познание" с использованием ТРИЗ-РТВ и гровых технологий.

Перспективный план направлен на: обучение детей счёту в пределах 10;обучению детей арифмитическим действиям сложения и вычитания;обучение детей решению задач;знакомство детей с величинами;ознакомление...

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)

Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...

Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.

Этапы работыЗадачиНазвание игрыЦельОборудование1узнавание и различение неречевых звуков«Скажи, что ты слышишь»Развитие слухового вниманияЗвуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)...

Перспективный план работы по формированию первичных представлений о традициях русского народа на 2021/2022 учебный год

Перспективный план работыпо формированию первичных представлений о традициях русского народана 2021/2022 учебный год...