Безладная Н.Д. Консультация для воспитателей "Основы нравственно- патриотического воспитания старших дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Безладная Наталья Дмитриевна

На современном этапе задачи патриотического  воспитания приобретают особую сторону и актуальность.Одна из важнейших характеристик патриотизма , егодемократическое содержание-                                      это: любовь к Родине, к своему краю, к городу, семье и т.д.; что включает в себя : заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию, верность Родине, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважение к историческому прошлому  России и унаследованным  от него традициям , привязанность к месту жительства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Основы патриотического воспитания старших дошкольников» Воспитатель МКДОУ «Детский сад №15 «Светлячок» ст.Барсуковской                                       Безладная Н.Д     

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую сторону и актуальность.                                                                                                                                  Одна из важнейших характеристик патриотизма – его демократическое содержание – это: любовь к Родине, к своему краю, к городу, семье и т.д., что включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность Родине, гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому России и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Сложное, многогранное чувство патриотизма под влиянием окружающей жизни и воспитания формируется постепенно. Воспитание любви к Родине начинается с детства.

Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое.                                                                                                                                               Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определённых знаний о ней. Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами патриотического воспитания, а также с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием решения задачи воспитания патриотических чувств. Но в процессе воспитания, в процессе ознакомления с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития детей: им предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чём расскажет или прочтёт воспитатель.

Принято считать, что формирование патриотических чувств происходит в такой последовательности: сначала следует воспитывать любовь к родителям, родному дому, затем к детскому саду, улице, городу и наконец к стране.                                                         С этой целью мы планируем и проводим такие занятия как «Моя семья», «Улица на которой я живу», «Моя малая родина», «Москва – столица нашей Родины».                           Мы с ранних лет учим ребёнка любить родителей, заботиться о них, помогать им. Это благородное чувство рождает привязанность, преданность дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним. Это очень важно для становления личности ребёнка, для ощущения защищенности, эмоционального благополучия, т. е. для появления всех тех чувств, которые составляют основу любви к Родине.                                                                                                                                        Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине.

Успех патриотического воспитания в большей мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств.

Для формирования патриотических чувств необходим определённый уровень развития общения ребёнка. Анализируя данные по развитию ребёнка впервые четыре года жизни, следует отметить, что это годы активного вхождения ребёнка в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей (в том числе и общественной) жизни, о нормах человеческого общения.                                                             К 5 годам происходит «интеллектуализация чувств». Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни нашего народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу, краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

деятельный компонент – реализация эмоционально- прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (продуктивная деятельность), (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана прежде всего на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

К ним относится прежде всего формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.

Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.

Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.

В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которое составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт», «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии.

Однако самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.

У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определённым признакам.

У дошкольников формируются познавательные интересы – избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребёнка начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков.

У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у дошкольников.

К старшему дошкольному возрасту у ребят увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям.

В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой.

Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств маленького гражданина нашей Родины.  

Старший дошкольный возраст.

 Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» — родной станицей, городом, краем. Формировать понятия «Я – житель Ставропольского края», «Я живу в  ст.Барсуковской». Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать  детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. На прогулках, экскурсиях дети рассматривают общественные и жилые здания, особенности архитектуры. В работе воспитатели используют художественную литературу, открытки, фотоальбомы («Моя ст.Барсуковская»), , видеофильмы о станице, природе края, достопримечательностях.

Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни станицы, в событиях районного значения, например: день рожденья Кочубеевского района, а также конкурсы детского творчества (Рисунки на асфальте,  ко Дню защиты детей), спортивные мероприятия, проекты( Мы- патриоты», «»Юные защитники» , акции («Посади дерево», «День Земли», «День родного языка).

Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.

У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций:

проявлять любовь к родному краю, к своей малой родине, гордиться ими.

Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого.

Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.

Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих станицу, край.

Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней.

Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, рукотворному миру малой родины при посещении  Барсуковского музея СШ№6 , выставок в КДЦ.

И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируются  умения. Это умение  проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир  станицы, города, края. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.

Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на поезде (машине) несколько дней.  Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, ингуши, ненцы и др. народы). Детей подводят  к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. Впечатления от увиденного и услышанного отражаются в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы , читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка.

Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия». Ребёнок седьмого года жизни  имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.

Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – Россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых. При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.

Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.

Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.

Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т.д. Владеть элементарными умениями классификации.

Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в культуре, науке, технике, спорте, производстве страны.

Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. Для этого создан  музей русской избы.

Работа с родителями.

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.

Активные формы взаимодействия с родителями:

  1. Целевые прогулки.
  2. Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
  3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
  4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях
  5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День станицы», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
  6. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.
  7. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
  8. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
  9. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
  10. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
  11. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
  12. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Задачами данной работы является воспитание у старших дощкольников любви к родному краю, стране;уважение к людям разных национальностей; расширение представлений о родословной своей семьи, воспитание б...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для родителей «Использование русских народных игр в нравственно- патриотическом воспитании старших дошкольников»

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились т...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"...