Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами искусства
статья

Ким Светлана Владимировна

В статье освещаются вопросы приобщения детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, непосредственное участие в народных играх, праздниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ким С.В., воспитатель

Г. Новосибирск

«Приобщение детей  дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами искусства»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях искусства.

Борис Михайлович Неменский подчеркнул, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».

Для  развития  целостного отношения детей к истории и культуре своего народа  нами была использована музейно-педагогическая технология, помогающая педагогу сделать образовательный процесс становления целостного отношения детей к истокам русской народной культуры системным, продуманным, позволяющая достичь необходимого результата, т.к. Музей знакомит детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Также была выбрана, педагогическая технология – метод проектов, позволяющий органично интегрировать знания воспитанников из разных областей вокруг решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике. При выстраивании педагогического процесса по  приобщению дошкольников к народному творчеству, учли принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов искусств: устного народного фольклора, музыкального фольклора, живописи, декоративно-прикладного искусства, во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании. Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств, строилась на основе следующих подходов:

•        вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);

•        интеграция различных видов искусств (живописи, литературы, музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов;

•        использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;

•        осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;

•        обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

Искусство не было изолированным, особым в педагогическом процессе детского сада, оно органично сочетается со всеми видами  деятельности. Именно комплексный подход  на материале народного искусства может обеспечить освоение и обогащение их знаний о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях. Приобщения к истокам народной культуры был условно разделён на блоки. Или ступени, в соответствии с которыми ребенка следует приобщать к истокам русской народной культуры: народная философия, фольклор, традиционные жилища и одежда, народные игры, народные праздники, традиционная народная кухня «кулинарные традиции». Был разработан и внедрён проект «Приобщение дошкольников к народному творчеству средствами искусства». Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: её истокам, традициям и обычаям средствами искусства, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, непосредственное участие в народных играх, праздниках, таким образом приобщая детей к нравственным и духовным ценностям.

Задачи

1.Активное использование в работе проекта мини-музея «Русская изба».

2.Изготовление дидактического материала по ознакомлению детей с русской культурой.

3.Подборка фото и  видеоматериалов, презентаций для ознакомления детей с народными праздниками.

4.Организовать посещение детей областного центра русского фольклора и этнографии, краеведческого музея.

5. Провести цикл занятий об истории русского народа (история возникновения Руси, традиции, история: русского костюма, народной игрушки, русской кухни; фольклор).

6. Научить детей делать: куклы-обереги, куклы-игрушки,  панно с элементами в русской традиции, лоскутное шитье. Создание русского народного костюма.

7. Провести выставку детского творчества, подготовить и провести театрализованные представления.

В реализации проекта принимают участие: педагоги, специалисты, дети и их родители. Длительность проекта – 2 года, проходит в три этапа.

1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение методов, выбор оборудования и материалов, методического комплекта, состоящего из перспективного плана совместной деятельности с детьми, конспектов досугов, развлечений,  картотеки дидактических и народных игр.

2этап – основной. На этом этапе проведены ряд занятий: теоретических и практических, организация экскурсий, создание условий для реализации проекта.

3 этап – заключительный. Закрепление полученных знаний. Создание творческих работ, изготовление кукол-оберегов, разучивание и показ сказок, создание макетов и панно, приготовление блюд   русской кухни. А так же организация развлечений, заучивание потешек, поговорок, русских народных игр и т.п. Презентация опыта работы, проведение мастер-классов.

 Работая с детьми по программе ДОУ заметили, что многие дети проявляют к русской культуре настолько живой интерес, что им недостаточно только программных мероприятий. Для решения задач духовно-нравственного воспитания, развития познавательных способностей, уважения к предкам, интереса к самобытной русской культуре, возникла идея, как варианта кружковой работы, по углублённому знакомству детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, (не углубляясь в религию), традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. В  ДОУ выделена и оборудована комната для музея «Русская изба». Часть предметов являются подлинниками, собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а другая часть, пополняется по сегодняшний день. «Русская изба» - действующий музей-комната, в котором проходит организованная деятельность с детьми. Мероприятия организуемые во второй половине дня, вызывают у детей большой интерес, узнавая о русских народных, календарных праздниках, знакомятся с русским бытом, кухней,  своими руками могут  прикоснуться к древним предметам: прялка, чугун, ухват и т.п., привлекаясь к  разным видам рукоделия, принять участие в посиделках: вышивая кокошники, фартуки, салфетки, рушники. Все виды деятельности с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры тесно связываются с миром искусства и художественной деятельностью (рисование, лепка, ручной труд, аппликация) через ознакомление с декоративно-прикладным искусством. Например: осенью знакомим детей с календарным народным праздником – «Покров», главная идея которого: «Чени избу до Покрова – не то не будет тепла», «Покров – конец хороводам, начало посиделкам». На посиделках девочки занимались рукоделием: расшивали кокошники бисером и готовили подарки в виде вышитой салфетки, готовясь к предстоящим зимним праздникам. Зимой основной темой стали праздники, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещение). Дети узнали, как весело отмечали Рождество наши прабабушки и прадедушки: колядовали (обходили дома с  пением рождественских колядок), водили хороводы, плясали, рядились в диковенные наряды и маски. Использованные   репродукции: В. Чумакова-Орлеанского «Коляда», М. Мороз «Колядки», Н. Пименко «Колядки»; творчество иконописца Андрея Рублёва; видиоматериалы: запись хора Марии Николаевны Мордасовой (российская певица, исполнительница русских народных песен и частушек) «Коляда», отрывок их худ. фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Рождественские колядки», песня «Прялица» ансамбля «Берёзка» усилили впечатления детей о русских традициях и обрядах, вызвали эмоциональный отклик и желание принять участие в празднике. Дети своими руками приготовили традиционное рождественское блюдо – «сочиво», которое с аппетитом пробовали, стряпали угощение – «козульки», участвовали в оформлении панно «Коляда».  Весной в  рамках программы  по полихудожественному воспитанию дошкольников «Пою тебя, моя Россия!», проводим долгожданный праздник «Масленица», который проходит в форме ярмарки с традиционными гуляниями и блинами, катанием на лошадях. Оживляя картину Бориса Кустодиева «Масленица», «Балаганы», дети являются исполнителями всего зрелища: продавцами и покупателями, коробейниками, скоморохами, артистами театра кукол, участвуют в хороводных играх «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Кострома», «Плетень», поют народные песни и многое другое, праздник завершается кушанием блинов, сжиганием «масленицы» и катанием на лошадях. При ознакомлении детей с праздниками «Вербное воскресенье», «Пасха», дети своими руками пробуют украсить яйцо, затем обмениваются крашеными яйцами с пожеланиями друг другу здоровья, душевной чистоты. Все посиделки, досуги, праздники обязательно проводятся с играми, песнями, закличками и т.д. так, как народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, они способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми. «Художественно-творческая деятельность» (рисование, лепка, аппликация, конструирование) всегда имеет выход: для оформления выставок, создание коллекций, изготовление поделок в подарок, внесение своей лепты в дизайн группы, интерьера детского сада - все это вызывает  у детей гордость за свой труд, создаёт  эстетическую среду. Работа с родителями реализовывалась в процессе вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.  Большую поддержку оказали мамы и папы по созданию развивающей среды. С помощью родителей пошиты русские костюмы для девочек и для мальчиков. Родители  активно принимают участие: в педагогических  гостиных, проводимых специалистами ДОУ, детских тематических проектах, театрализованных спектаклях, в праздниках, приобретают необходимые материалы или изготавливают оборудование и атрибуты, участвуют в музыкальных номерах. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Анализ ответов анкетирования показал, что родители стали использовать в быту, в разговоре с ребенком пословицы, поговорки, мамы петь или прослушивать в записи народные колыбельные песни,  читать сказки, беседовать с ребенком о  народном празднике, организовать этот праздник дома. Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. В ходе непринужденной беседы с детьми  заметили повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические ум. Обобщая опыт работы по данной теме, можно сделать следующие выводы:

  • окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа;
  • следует шире использовать фольклор во всем его многообразии (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники, традиции;
  • ознакомление детей с народной культурой средствами искусства, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, народу.

Подводя итог работе, можно констатировать, что духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами искусства возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе “педагог-ребенок-родитель”, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и семье. Будем рады, если наш опыт поможет коллегам в организации их деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"

Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Бисероплетение как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.  В условиях духовного возрождения общества, роста его национального сам...