Картотека сюжетно-ролевых игр на формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста (первая младшая группа)
картотека (младшая группа)

Воронина Оксана Владимировна

   В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры, как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. 

   Сюжетно-ролевая игра, а так же игровые ситуации, организуемые в рамках игры, дают возможность ребенку проиграть различные ситуации, закрепить правила безопасного поведения, возможность «переиграть», если совершил ошибку.Поэтому  данная  картотека  направлена на формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в реальных жизненных ситуациях посредством организации и проведения сюжетно-ролевой игры. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-ролевых игр на формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста (первая младшая группа)

«Поездка на автобусе»


Подготовка к игре: наблюдение за проезжающим транспортом на улице. 


Игровые роли: Водитель, кондуктор, пассажиры. 


Музыкальное сопровождение: песенка про автобус.


Материал и оборудование: Игрушечный руль, стулья, кепка водителя, игрушечные билеты и деньги. 


Цель:

Социально-личностное воспитание детей через сюжетно-ролевую игру. 


Задачи: 

1. Закрепить знания детей о разных видах транспорта: автобус, поезд, самолет, грузовик;
2. Формировать у детей умение совместно развертывать игру, стимулировать творческую активность детей в игре; 
3.Развивать интерес и желание участвовать в коллективных играх; 
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, доброжелательность;

5.Формировать культуру безопасного поведения в общественном транспорте.

Словарная работа: транспорт, автобус, сидения, поручни, выход.

Ход игры:


Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, что вы видите? (Показывает картинки - поезд, самолет, грузовик, автобус) 
Дети: (Называют названия транспорта). 
Воспитатель: Правильно, давайте с вами остановимся на автобусе. Скажите мне пожалуйста, что есть у автобуса? 
Дети: (дверь, колеса, окна,). 
Воспитатель: А для чего нужны автобусу колеса? 
Дети: (чтоб ехал). 
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а сейчас я вам предлагаю покататься на автобусе. Обещаю, что будет очень весело. Ну что, вы со мной?

Дети: Да!
Воспитатель: Давайте построим с вами автобус из стульчиков. (Ребята с помощью воспитателя расставляют стульчики). 
Воспитатель: А кто будет шофером? (По собственному желанию выбирается шофер, и ребенок в роли шофера садится на переднее сиденье, держит игрушечный руль). Все, автобус готов. Занимайте места и отправимся в путь. 
Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила поведения в автобусе? 
Дети: Да. 

Воспитатель: И все же давайте повторим все правила поведения в общественном транспорте. Давайте?

Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, в автобусе  можно шуметь? (Нет). Правильно, нужно сидеть тихо и спокойно. Вот еще вопрос, а вдруг нам не хватит места и нам придется стоять, может мы не будем держаться за поручни и будем прыгать и бегать по всему автобусу(Нет). Правильно, так делать нельзя! Если так случилось, что мы будет стоять в автобусе, когда он едет, то мы обязательно должны держаться за поручни и не вертеться, чтобы не упасть. А теперь скажите мне, как мы выходим из автобуса, мы, наверное, толкаемся и хотим первыми выйти из автобуса? (Нет). Конечно же нет, мы идем потихонечку и не толкаемся, соблюдая очередность.  Ну все, ребята, сели поудобнее? Поехали. Водитель заводи машину! ЧИК-Чик. Мотор включился Би-БИП. Поехали. 
Включается аудиозапись: Детская песенка по автобус
Воспитатель: Ой, ребята, нам так далеко ехать, вы устали? 
Дети: Да
Воспитатель: Давайте отдохнем!  Выходите из автобуса. 
(Выходят из автобуса). Проводится 
(Физминутка) 
Зашагали наши ножки – топ-топ-топ! 
Прямо по дорожке – топ-топ-топ! 
Ну-ка, веселее – топ-топ-топ! 
Топают сапожки – топ-топ-топ! 
Вот как мы умеем – топ-топ-топ! 
Это наши ножки – топ-топ-топ! Стоп! 
Воспитатель: Все, ребята, отдохнули? 
Дети: Да!
Воспитатель: Можно дальше продолжать путь. Рассаживайтесь по местам, поехали! Водитель заводи автобус. «Чшшшш».

Воспитатель: Ребята, давайте теперь поедем стоя, и вы мне покажите, как вы держитесь за поручни, когда находитесь в автобусе. Давайте поручнями будут наши стульчики. (Ребята встают возле своих стульчиков и держаться за них, изображая, что они держатся за поручни).

Воспитатель: Вот мы и приехали, вам понравилась наша поездка?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь я очень хочу посмотреть, как же правильно выходить из автобуса. Покажите мне? (Воспитатель делает выход с помощью двух стульев) Сейчас вы по очереди выходите из автобуса через этот выход.

Воспитатель: Ребята, что же нельзя делать в автобусе? (Ответы детей). Правильно, бегать. Прыгать, кричать, вертеться и толкаться. Молодцы! Давайте скажем автобусу: «До свидания!» и будем снова ждать его в гости.

Дети: До свидания!  (Помогают воспитателю разбирать автобус).

«Пешеходный        переход»

Материал и оборудование: флажки– красного, желтого и зеленого цвета; Картинки: дорожных знаки, светофор; игрушка зайца; корзинка с морковками.

Цель: Формировать навыки безопасного поведения на дороге, закрепить названия некоторых видов транспорта, закрепить понятие «светофор», «дорога» «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход», их назначения.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать применение полученных знаний и умений в играх и повседневной жизни.

Развивающие: Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.

Воспитывающие: Воспитывать желание знать и соблюдать правила дорожного движения.

Словарная работа: пешеходный переход, «зебра», тротуар, светофор, транспорт.

Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Когда я шла к вам, мне навстречу попался зайчик, он был очень грустный и я предложила помочь ему. Поможем зайке?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте спросим зайку, что же случилось?

Зайка: Я хочу купить морковку, но она продается только в магазине через дорогу, и я не могу туда пройти, потому что не знаю правил дорожного движения.

Воспитатель: Зайка, так давай мы тебе все расскажем и даже покажем. Правда ведь, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, тогда давайте сначала расскажем зайке как правильно переходить через дорогу, а затем покажем ему. Для начала давайте вспомним про светофор, расскажите зайке, какие есть цвета у светофора?

Дети: Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: Хорошо, что мы делаем, когда загорелся красный цвет?

Дети: Стоим на месте

Воспитатель: Желтый?

Дети: Ждем и готовимся идти

Воспитатель: Правильно! Ну а теперь, что же делать, когда загорелся зеленый цвет?

Дети: Идем!

Воспитатель: Зайка, вот видишь, как все просто и понятно тебе объяснили дети! (Читает стихотворение)

«Друг пешехода»

Светофор – друг пешехода,

Он стоит у перехода.

Он сигналы подает:

Ждать или идти вперед.

Светофор, светофор,

Наш помощник с давних пор!

Если вспыхнет красный свет,

Значит, перехода нет.

Если желтый – стой и жди,

А зеленый свет – иди!

Светофор, светофор,

Наш помощник с давних пор!

Зайка: Спасибо! Про светофор я понял, только вот не знаю куда же мне идти, когда загорается зеленый цвет?

Воспитатель: Ребята, давайте теперь расскажем нашему зайке, что же такое пешеходный переход. (читает стихотворения)

Кто-то палочки рассыпал
По дороге поперек
Чтобы каждый из прохожих
Перейти дорогу смог.

Вот подземный переход:

По нему идет народ.

Переход прекрасный

Тем, что безопасный!

Воспитатель: Ребята, покажем зайке дорожный знак, где нарисован пешеходный переход? (показывает картинку дорожного знака, изображающего пешеходный переход, знакомит детей с этим знаком).

(Читает стихотворение)

По пешеходной дорожке,
Шагают только ножки.
Лишь в коляске, малышам,
Можно ездить, не спеша.

Воспитатель: Зайка, давай теперь ребята помогут тебе перейти через дорогу. Чтобы ты купил много-много морковки!

Зайка: Ребята, спасибо, я очень рад, что вы предложили свою помощь!

Воспитатель показывает флажки по очереди и в соответствии с цветом дети выполняют нужные движения: красный-стоят на месте, желтый-кладут руки на пояс, зеленый «переходят дорогу» и помогают зайке.

Игра повторяется несколько раз.

Зайка: (уже с корзинкой морковки) Ну все, ребята, нам пора прощаться! До свидания, до новых встреч!

Дети: До свидания!

Съедобное-несъедобное «Лесные подарки»

Подготовка к игре: дидактическая игра «Съедобное-несъедобное»; наблюдение за растениями на улице; занятия по окружающему миру.


Материал и оборудование: корзинки, вырезанные картинки грибов и ягод (размешаются на игровом полу), панамки или кепки на голову.

 
Цель:

Формирование знаний о безопасном употреблении ягод и грибов у  детей через сюжетно-ролевую игру. 


Задачи: 

1. Закрепить знания детей о разных видах ягод и грибов: ядовитые и не ядовитые;
2. Формировать у детей умение совместно развертывать игру, стимулировать творческую активность детей в игре; 
3.Развивать интерес и желание участвовать в коллективных играх; 
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, доброжелательность;

5.Формировать культуру безопасного поведения в природе.

Словарная работа: ягоды, грибы, Мухомор, ядовитый, не ядовитый, Лисички, Опята, земляника, Волчьи ягоды, малина, черника.

Ход игры:

В гости к ребятам приходит кукла Маша с корзинкой. Дети приветствуют ее.

Кукла Маша: Здравствуйте ребята! Смотрите, что это у меня? (ответ детей: корзинка) Правильно, это корзиночка. А знаете куда я собралась идти? Я хочу сходить погулять в лес и собрать в эту чудесную корзинку грибов и ягод. Вы хотите пойти со мной?

Дети: Да!

Воспитатель: Кукла Маша, скажи, а ты знаешь какие грибы и ягоды съедобные, а какие ядовитые?

Кукла Маша: Нет, я думала, что все ягоды и грибы можно есть и среди них нет ядовитых проказников. Как же теперь быть, ведь я теперь не знаю, какие ягоды и грибы мне собирать.

Воспитатель: Дети, поможем Кукле Маше разобраться в том, какие грибы и ягоды нужно класть в корзинку, а какие и вовсе не трогать на лесной поляне?

(Ответы детей: да!) Тогда берем свои маленькие корзиночки, надеваем панамочки на головы  и в путь.

Воспитатель раскидывает на игровом полу ягоды и грибы (Мухомор, Лисички, опята, земляника, волчьи ягоды, ежевика).

Дети вместе с куклой и воспитателем собирают в корзинки только съедобные грибы и ягоды (воспитатель старается комментировать выбор детей).

Воспитатель читает стихотворение в конце игры:

 

Только я в кусты вошла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

 Еж колючий предо мной

Пробежал к себе домой.

Две синички в тишине

Звонко пели песни мне.

 Я подальше забрела,

 Там черники набрала.

 Все теперь домой несу.

 Хорошо у нас в лесу!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в нашем лесу? (Ответы детей) Теперь мы с вами точно знаем, какие грибы и ягоды можно кушать, а какие нет.

Кукла Маша: Спасибо, ребята, с вами было очень весело, но мне пора домой. До свидания!

Дети прощаются с куклой и помогают воспитателю собрать игровой инвентарь.


 «Поможем маме на кухне»

Подготовка к игре: Рассматривание иллюстраций по теме семья, д/и «Мой дом», закрепление названий овощей, посуды, готовых блюд.


Материал и оборудование: игровой уголок «кухня», кастрюля, половник, набор овощей (муляжи), игрушечная посуда, фартуки, колпачки

Цель:

Закрепить знания о предметах, требующих осторожного обращения.


Задачи: 

1. Знакомить детей с разными способами приготовления блюд: суп, чай. Учить проговаривать качества продукта и действия с ним (посолить, размешать, порезать, почистить и т. д., продолжать знакомить с продуктами питания: соль, картофель, капуста, лук, мясо курицы, чай и пр.

2. Формировать у детей умение совместно развертывать игру, стимулировать творческую активность детей в игре; 
3.
 Развивать игровой опыт детей, стремление к игровому общению со сверстниками.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, доброжелательность;

5. Закреплять правила безопасного поведения (опасно трогать колющие и режущие предметы, разбитую посуду; - опасно брать и зажигать спички).

Словарная работа: сковорода, кастрюля, лук, картошка, капуста, огурец, помидор, половник, чашка, тарелка, газовая плита, осколок, спички.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, вы помогаете своим мамам готовить обед? (Ответы детей) А поможем все вместе? (ответы детей)

Стук в дверь. Появляется кукла Даша. Дети приветствуют куклу.

К.Даша: Здравствуйте, ребята! Я Пробегала мимо и услышала, что вы хотите помочь маме приготовить обед. А можно мне тоже помочь? (Ответы детей) 

Воспитатель: Конечно Кукла Даша, проходи. Мы уже все подготовили. Ну что,  начнем?(Ответы детей)

К.Даша: Ух ты, какая красивая вещь (достает ножик)! Можно мне с ним поиграть?

Воспитатель: Кукла Даша, а ты знаешь правила поведения на кухне? Ребята. Разве можно трогать ножи на кухне, а тем более играть с ними? (Ответы детей) Конечно нет, Кукла Даша, не трогай нож, им пользуется только мама и папа!

К.Даша: Нет, правил поведения на кухне я не знаю, а вы что, знаете? Может и мне расскажете?

Воспитатель : Конечно расскажем, давайте начнем готовить и  мы постараемся тебе рассказать все-все правила для твоей безопасности! Правда дети?(Ответы детей)

 Начинается игра. Воспитатель раздает детям простые задачи (собрать в корзинку лук, «помыть» капусту, картошку, морковь, «налить воды» в кастрюлю, посолить воду и т. д.)

 Кукла Даша роняет на пол тарелку и она «разбивается»

Кукла Даша: Ой, ребята, я кажется разбила тарелку, но ничего я сейчас все соберу руками.

Воспитатель: Ребята, разве можно подходить к тому, что разбилось или трогать осколки? (Ответы детей) Правильно. Конечно же нет? Если у нас что-то разбилось, то что мы делаем?

Дети: Нужно позвать маму или папу.

Воспитатель: Правильно, или можно позвать другого взрослого, который находится рядом с вами. Так что, Кукла Даша, ты должна отойти от осколков и позвать взрослого, хорошо?

Кукла Даша: Хорошо, я не буду трогать осколки, потому что боюсь обрезаться.

Воспитатель: Ну что, ребята, наши овощи вымыты, теперь нужно, чтобы мама все порезала? (Ответы детей) Хорошо, Давайте теперь поставим нашу кастрюлю на плиту. Ставят кастрюлю.

Кукла Даша: А где же спички?

Воспитатель: Кукла Даша, нам нельзя брать спички, это очень опасно! Спичками пользуется только взрослый! Правильно дети? (Ответы детей) 

Кукла Даша: Спасибо вам, ребята! Действительно, каждому ребенку нужно знать, как нужно вести себя на кухне.

Воспитатель: Ну что ребята, давайте положим наши овощи в воду и суп готов!

Кукла читает стихотворение:

Я обед готовить буду,
Достаю свою посуду.
Вот кастрюля- суп сварился.
В этой миске винегрет.
Чай зеленый заварился.
Приходите на обед!

 

Кукла Даша: Ребята. Все было очень вкусно! Но уже поздно и мне пора возвращаться домой. До свидания!

Дети прощаются с куклой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пожар — беда!» Формирование Основ Безопасности Жизнедеятельности детей дошкольного возраста вторая младшая группа

Муниципальное автономное образовательное учреждениегорода Набережные ЧелныДетский сад комбинированного вида №110 «Курочка Ряба»                 ...

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянн...

Внедрение инновационных форм обучения ПДД и формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста. май 2017

Актуальность профилактики ДТП: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно о...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...

"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность дети знакомятся с правилами безопасного поведенияДетская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. Игра – это зеркало детской души. ...