Внедрение инновационных форм обучения ПДД и формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста. май 2017
статья по обж на тему

Нетребскова Светлана Викторовна

Актуальность профилактики ДТП: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах, на дороге. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inov_po_pdd.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение  инновационных форм обучения ПДД и формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста

Воспитатель : Нетребскова С.В.

Актуальность профилактики ДТП: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах, на дороге. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

Анализируя дорожно-транспортные происшествия, освещенные в средствах массовой информации, сотрудниками Госавтоинспекции и число жертв ДТП, все чаще сравниваешь цифры со страшной статистикой потерь в ходе военных действий. Война на дорогах города - это, увы, страшное, но объективное сравнение, особенно когда пострадавшими оказываются дети. Независимо от времени года, региона, времени суток и ситуации в стране, сообщения и статьи о детском травматизме на дорогах встречаются постоянно.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», государством предпринимаются серьезные шаги в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, но на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Современные реалии доказали необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста и потребовали организации  инновационных форм обучения ПДД.

В  СРЦ целью  работы  стала не только профилактика дорожно-транспортного травматизма, но и формирование  навыков безопасного поведения на дорогах. В ходе анкетирования, тестирования и опроса  был получен результат, который послужил основанием для разработки мероприятий, проводимых в СРЦ:

  1. инструктаж педагогов «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»;
  2. создание среды в группах «Уголка пешехода»;
  3. проведение консультаций для педагогов «Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма и дорожно-транспортного травматизма дошкольников»;
  4. круглый стол для участников образовательного процесса «Безопасность ребенка на дороге»;
  5. составление картотек художественной литературы, игр (в том числе с использованием ИКТ) по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности;
  6. оформление «Информационного уголка»;
  7. разработка комплекса мероприятий для воспитанников (целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий и прогулок за пределами детского сада; целевые прогулки; экскурсии; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные); праздники и досуги; конкурсы; районные акции; мультимедийные презентации; беседы; тренинги для воспитанников; интегрированные занятия).

В специальной литературе слабо раскрыт аспект проведения интегрированных занятий , поэтому в данной статье на данной форме работы будет сделан особый акцент.

Интегрированные занятия способствуют формированию у детей целостной картины мира, дают возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Мероприятия подобного плана являются трудоемкими в плане подготовки, поскольку требуют максимального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. По этой причине, как правило, интегрированное занятие призвано обобщить знания воспитанников, закрепить сформированные компетенции, т.е. является итогом определенного этапа работы, реализованного проекта.

Важность проведения интегрированных занятий объясняется рядом факторов:

  • Явления представляются не фрагментарно, а целиком.
  • Побуждение детей к активному познанию окружающей действительности и нахождение причинно-следственных связей.
  • Интерес детей, т. к. переключение на разные виды деятельности, дети не утомляются.
  • Высвобождаются часы, которые ребенок может потратить на свободную деятельность, развитие двигательных потенциалов, следовательно, оздоровлению.
  • Снятие напряженности, страха, неуверенности.
  • В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи (сравнивают, обобщают).
  • Интегрированное занятие соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач развития воспитанников.

Перечислим наиболее эффективные методы и приемы, используемые на интегрированных занятиях:

  • Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. На одном этапе занятия задается вопрос, на другой части вопрос решается детьми.
  • Проблемные вопросы, стимулирующие проявление совместных с педагогом "открытий", помогающих ребенку найти ответ.
  • Задания: "Докажи", "Объясни", "Как ты узнал?" Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному).
  • Разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря.

Требования к интегрированному занятию:

  • четкость, сжатость учебного материала;
  • продуманность и логическая взаимосвязь разделов программы;
  • емкость учебного материала (об одном предмете, но глубоко);
  • систематичность и доступность изложения материала;
  • соблюдение временных рамок занятия.

Структура интегрированного занятия:

  1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация.
  2. Основная часть. Даются новые знания - решение проблемы, вопроса с помощью разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по развитию речи (обогащение словаря, совершенствование связной речи).
  3. Заключительная часть. Практическая деятельность (дидактическая игра, рисование и др.). Закрепление информации.

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения на дороге могут  эффективно осуществляются в игровой форме в компьютерном классе детского центра. Для этих целей используются различные компьютерные игры «ПДД со Смешариками», «Светофорчик», «Дорога в школу» и другие. В них в занимательной форме представлен материал по правилам дорожного движения, обыгрываются варианты дорожных ситуаций, дорожные знаки лучше запоминаются не в виде рассказов и рассматривания картинок, а при использовании мультимедийных компьютерных технологий. Кроме того компьютерные игры расскажут ребенку общие правила безопасности: как вести себя в транспорте и на улице; что делать, если ребенок потерялся; поможет запомнить важные номера телефонов, что повышает безопасность ребенка, способствует социализации, развитию познавательной активности, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, игровой деятельности, внимания, общей культуры и эрудиции.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Список литературы

  1. Денисова Д.М. Как перейти дорогу. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  3. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Пешеходы-вездеходы. – М.: Энас-класс, 2006. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

проектная деятельность по формированию правил безопасного поведения детей дошкольного возраста

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неп...

ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...

Картотека сюжетно-ролевых игр на формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста (первая младшая группа)

 В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыр...

ЭССЕ «Мое представление о культуре безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожном движении».

ЭССЕ  «Мое представление о культуре безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожном движении»....