Главные вкладки

    Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как консультация и семминар-практикум.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад№11 «Сказка» г. Феодосия Республика Крым»

    Семинар – практикум

    для педагогов

    «Развиваем речь детей и взрослых»

     

     

    Подготовила:

    воспитатель,

    педагог-психолог

    Поливенко И.С.

    Февраль, 2017 г.

    Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

    Задачи:

    • уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
    • совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
    • способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
    • Знакомить с новыми технологиями по развитию речи детей дошкольного возраста.

    План проведения семинара:

    Часть I Вводная

    • ФГОС ДО : образовательная область «Речевое развитие» - установка на развитие.
    • Понятие «культура речи».
    • Требования к качеству речи педагога ДОУ в соответствии с ФГОС.

    Часть II. Практическая

    • Практикум «Проверьте свои знания». Игры с участниками семинара.
    • Знакомство с техниками «Лимерики», «Друдлы».

     Часть IIIЗаключительная

    • Рефлексия.   Подведение итогов семинара.   

    Материалы и оборудование:

    • ИКТ;
    • листы бумаги  для записей;
    • ручки, карандаши;
    • мольберт с магнитной доской;
    • магниты для крепления листов к магнитной доске;
    • карточки с заданиями;
    • видеозапись игры «Логоритмика для малышей»;
    • лучики для солнышка по количеству участников семинара (рефлексия);
    • картинка «солнышко»;
    • мяч.

    «Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

    Слайд 2   ФГОС, ОО «Речевое развитие»

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
    Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область.Задачи речевого развития, которые ставит перед педагогами ФГОС ДО  Вы видите на экране. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

    Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.

    Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование.  

    На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
    Приведу примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

       Слайд 3  ОО «Речевое развитие»

        В соответствии с  Программой «От рождения до школы» реализуемой в ДОУ речевое развитие предполагает  организацию работы по 2 направлениям: развитие речи и художественная литература

    Задачи развития речи включают работу по развитию всех компонентов устной речи детей:

    • грамматического строя речи;
    • связной речи — диалогической и монологической форм;
    • формирование словаря;
    • воспитание звуковой культуры речи;
    • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Работа с воспитанниками по  чтению художественной литературы включает следующие задачи:

    • воспитание интереса и любви к чтению;
    • развитие литературной речи;
    • воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

    Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

    Слайд  4     Требования к качеству речи педагога дошкольного  образовательного учреждения

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

           Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

           Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

    М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

    Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

        Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

        В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

    К компонентам профессиональной речипедагога относятся:

    • качество языкового оформления речи;
    • ценностно-личностные установки педагога;
    • коммуникативная компетентность;
    • четкий отбор информации для создания высказывания;
    • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

    Среди требований к речи педагогаДОУ выделяют:(на экране)

    Игра «Дай определение тому или иному требованию к речи»

    Ведущий читает определение педагоги называют то, о чём идёт речь, и наоборот, ведущий называет определённое требование, а педагоги дают ему характеристику.

    Правильность– соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    Точность– соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    Логичность выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

    Чистота отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    Выразительность– особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство– умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

    Уместность– употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.        

    Часть II. Практическая часть.

    Организация:    Предложить педагогам объединиться в 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.

    Слайд5  Раздел “Развитие словаря”

    Задачи: (на экране)

    • обогащение словаря детей новыми словами;
    • закрепление и уточнение словаря;
    • активизация словаря;
    • устранение из речи нелитературных слов.

    Вопрос к педагогам:  «Назовите, в какие игры Вы играете с детьми для  обогащения и активизации словаря?»

     Игра«Подскажите слово»

    Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:

    • Кошка мяукает, а воробей…
    • Соль в солонке, а масло…
    • У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
    • Медведь спит в берлоге, а волк…
    • У кошки котята, а у слонихи…
    • Корова мычит, а собака…
    • Цыпленок желтый, а курица…
    • Курица кудахчет, а утка…
    • Заяц пушистый, а слон…
    • У коровы рога, а у козленка…
    • У голубя перья, а у лисы…
    • Воробей маленький, а орел…
    • У зайчихи зайчонок, а у индейки …
    • Олень – рогатый, а волк…
    • Сокол летает, а страус…
    • У белки дупло, а у лисы...

    Игра « Найдите похожие по звучанию слова»

    Задание: Подобрать схожее по звучанию слово. Отвечать надо быстро! (игра с мячом)

    • Спички – синички,
    • Врач – мяч,
    • Значок – крючок,
    • Ключи – кирпичи,
    • Стол – пол,
    • Халат – салат,
    • Елка – иголка,
    • Белка – стрелка,
    • Зайцы – пальцы,
    • Яйцо – крыльцо,
    • Огурец – продавец,
    • Дворец – певец,
    • Пирог – творог,
    • Ворона – корона,
    • Топор – забор,
    • Нора – дыра.

    Слайд 6Раздел «Грамматический строй речи»

    Задачи:(на экране)

    • помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка( изменение по родам, числам, лицам, временам);
    • помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
    • нормировать умение образования форм слов –словообразование.

    Вопрос к педагогам: Назовите игры, упражнения которые используете Вы в работе с детьми по формированию у них грамматического строя речи».        

    Слайд 7    Игра   «Скажи правильно»

    Задание:Определить род существительных и употребить слово в правильной форме.

    Окна занавешены  (чем?) (тюль)

    Лицо скрыто (вуаль)

    Вымою голову (чем?) (с  помощью чего?)  (шампунь)

    Примечание:Слово шампуньтоже иногда используют в женском варианте (наверное, девушки): мыть голову новой шампунью - это неправильно. Надо мыть голову «новым шампунем». «Шампунь» - это он!

    Голова покрыта (шаль)

    Я встала, сняв ребенка с (колени).

    В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

    Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).        

    Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

    Слайд  8    Раздел «Связная речь»

    Задачи  по формированию у дошкольников  связной речи  вы видите на экране.

    Для успешной реализации  поставленных задач воспитателю необходимо:

    • формировать речь детей через  развитие познавательной деятельности;
    • ежедневно предусматривать индивидуальное общение с ребёнком;
    • ежедневно организовывать разнообразную игровую, художественно – речевую, самостоятельную деятельность детей;
    • использовать новые формы организации НООД, на которых речь будет выступать самостоятельной творческой деятельностью ребёнка.

    Слайд 9   Формы обучения связной речи

    Главная  функция связной речи – коммуникативная.

    Формы обучения связной речи:

    Диалог - диалог, беседа.Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью.

    Монолог -  описание, повествование, рассуждение и контаминация (смешанные тексты) составление рассказа об игрушке; по картинке; по серии картин; из личного опыта; пересказ.

     Слайд 10       Игра  «Пословицы и поговорки».

    Задание: Найти ошибку и исправить.

    • После драки много хромых (Храбрых).
    • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
    • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
    • Пришел, увидел, купил (Победил).
    • У каждого своя голова на шее (Плечах).
    • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
    • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
    • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

    Слайд 11Задание: «Перевести» пословицу на русский язык.

    • Сын леопарда — тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.
    • Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.
    • Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.
    • Молчаливый рот — золотой рот. (Германия) Слово — серебро, а молчание — золото.
    • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.
    • Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

    Слайд 12   Раздел «Звуковая культура речи»

    Задачи:

    • формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения: развитие речевого слуха; развитие речевого дыхания; развитие моторики артикуляционного аппарата;
    • выработка дикции;
    • формирование выразительности речи - развитие умения пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами и разнообразными интонациями.

    Вопрос к педагогам: «Какие игры, упражнения, пособия Вы используете в работе с детьми по формированию у них ЗКР?»  

    Для выполнения следующего задания необходимо подготовить артикуляционный аппарат.

    Слайд  13,14,15,16,17Зарядка артикуляционная (с педагогами)

    Картинки для гимнастики: бегемот, щенок, слонёнок, часики, качели

    Слайд  18  Игра на  формирование правильного звукопроизношения и дикции

                       «Скороговорки»

    Задание:  Произнести скороговорку с определённой интонацией.

    Карточка № 1.

    1.     Гризли продавал гриву льва за гривну (радостно)

    2.     Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)

    Карточка № 2.

    1.     Вера и Люда кормили двугорбого верблюда (грустно)

    2.     Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)

    Слайд  19   Игра«Определение места звука в словах» (физминутка)

    Задание для участников команд: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) — нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова — поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова — хлопнуть в ладоши

    Ведущий произносит слова: 

    лампакулакстол, колбаосёл,ласточкадятел, волосыполкалыжилопатапалатка,футбол

    лошадьмолоко.

     

    Слайд  20  Музыкальная пауза  Логоритмика «У жирафа пятна, …..»

    Логоритмика воздействует на моторику и речь.

    Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. Она способствует развитию всех компонентов речи, слуховых функций, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывает нравственно-эстетические и этические чувства, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.

    Слайд № 21  Лимерики – элемент технологии ТРИЗ.

        Мы хотим напомнить Вам ещё об одном  интересном направлении в работе по развитию речи это создание рифмованных стихотворений — лимериков. Лимерик — это  элемент технологии ТРИЗ.коротенькое веселое стихотворение из пяти строк, где первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая строчки рифмуются между собой, а пятая не рифмуется, но содержит вывод, смысл стихотворения. Такие тексты сочиняли в Ирландском городе Лимерик. Пример на экране.

    1 строчка

    Жил(а)-был(а) предмет: объект или субъект

    2 строчка

    Свойства предмета, сравнение предмета с кем-то или с чем-то

    3 строчка

    Необычные действия предмета, обычные действия предмета

    4 строчка

    Взаимодействия с другими предметами

    5 строчка

    Вывод (утверждение или мораль)

     Основная форма работы по составлению лимериков - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности, начиная с 3-х-летнего возраста: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово (строчки)», «Составление лимериков»,  «Сочини дальше», «Исправь меня» и т.д.

    Работа по составлению лимерик «захватывает» не только детей, но и их родителей. Надеюсь, что работа по составлению лимериков войдёт в содержание третьей книги составленной педагогами нашего детского сада. Представляю Вашему вниманию лимерики:

    Слайд № 22  Картинки к лимерикам  

    Жил-был мужчина,

    Красивый как пружина.

    Он в Африке гулял,

    И клоуна гонял.

    Вот какой необычный мужчина!

    ***

    Жил-был рот

    Голодный как крот,

    Кашу уплетал,

    Крота не замечал.

    Вот какой голодный рот!

    Работу по созданию лимериков можно начинать с младшей группы. Из разнообразных картинок с изображением предметов, можно учить детей подбирать те картинки, которые рифмуются, например: мак-рак, роза-береза, ножка-картошка. Это упражнение можно начинать с 5 картинок, постепенно увеличивая количество. Постепенно придумываем рифмованное слово к слову без картинки. Воспитатель называеткакое-либо слово, дети придумывают к нему рифмовки, например: слова действия: «бежали», «украли», «позвали», «лежали».

    Следующий этап в создании лимериков это придумывание строчки, например: «Жил был кто-то, он был похож на что-то».

     Например: у детей получилось следующее: «жила была тучка, она была похожа на кучку». В качестве усложнения добавляются другие слова, характерны для этих предметов. «Жила была темная тучка, она была похожа на большую кучку». Чем больше противоречий в сочетаниях, сравнениях предметов, тем больше интерес у детей.

    Слайд № 23    Картинки лимериков

    Жила-была бабушка,

    Зеленая как жабушка.

    По лесу скакала,

    Ступу потеряла.

    Вот какая прыгучая бабушка!

    Жил был малыш,

    Веселый как крепыш.

    В бане танцевал,

    Медведя угощал.

    Вот какой весёлый малыш!

    Лимерики в подготовительной группе можно создавать по лексическим темам.  А мы предлагаем Вам  сочинить лимерик используя  опорное слово, которое написано на вашей карточке.Желаем удачи!

    Раздача карточек  с опорными словами: рак, девочка Маша, лягушки, жук, кошка, жук, кроссворд.

    Слайд № 24  Друдлы

      Вашему вниманию предлагаем ещё одну технологию которую можно применять в развитии речи  и развитии творческих способностей у детей, это -  друдлы.

    Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить, что изображено на рисунке. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики.

    Если коснуться истории, то друдлы были еще в XVI веке в эпоху Ренессанса. Тогда эту технику художники называли «Индовинеллийские графики».Друдлы встречаются и работах Леонардо да Винчи. Он называл друдлы «Гирогиро», или «Скарабоччио».

    В слайд 25

    Рассмотрим значимость  использования техники друдлов в работе с дошкольниками. Это:
    - развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
    - развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
    - развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

    Если заниматься друдлами в паре сребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

    Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

    Слайд № 26  Правило друдлов

    Основное правило   друдлов – никаких правил (экран)

    Любители головоломок-друдлов не ограничиваются одним ответом. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто придумает больше интерпретаций или игрок, который придумает наиболее необычный ответ.

    Как играть с ребенком в друдлы: ( игра с присутствующими)
    Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То что он сам захочет.
    Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову.
    Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.

    Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
    Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.

    Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».

    Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие как для того чтобы развлечься, так и для того чтобы подумать и мысленно отдохнуть.

    В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.

    Слайд  27, 28, 29  Игра  «Друдлы» с участниками семинара.

     Слайд 30   Рефлексия.  Подведение итогов семинара – практикума.

     Методика «Неоконченное предложение».

    Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

    Выполнять задания мне помогало…

    В ходе семинара мне было…

    Я оцениваю семинар …

    Заведующий Детский сад №11 «Сказка»                                                 И.Д.Онуфриенко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

    Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

    Семинар-практикум для воспитателей Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

    Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов...

    Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи».

    Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»....

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ " Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи"

        Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.      Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее ос...

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Пальчиками играем – речь развиваем»

    Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.Предоставить практические ре...

    Семинар-практикум для родителей «Играя пальчиками, развиваем речь»

    Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли развития мелкой моторики рук на развитие речи детей....

    Семинар-практикум для педагогов "C пальчиками играем - речь развиваем"

    Игры с пальчиками на развитие мелкой моторики...