Семинар-практикум для воспитателей по проблеме «Развиваем риторику детей и взрослых».
методическая разработка

Носенко Юлия Николаевна

Семинар-практикум для воспитателей по проблеме

  «Развиваем риторику детей и взрослых».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей по проблеме

  «Развиваем риторику детей и взрослых».

Цель: Развитие профессионального теоретического и практического мышления через активные методы обучения

Задачи:

• Актуализировать знания педагогов ДОУ  по проблеме развития риторики детей и взрослых.

• Имитировать условия обучения участников деловой игры в процессе совместной соревновательной деятельности

• Формировать профессиональное творческое мышление, выразительность речи.

Ход семинара.

  1. Теоретическая часть

Умение общаться важно для любого человека. Такой навык может помочь в самых неожиданных ситуациях. Лаконичная и умно структурированная информация всегда будет отлично воспринята и понята слушателем.

Риторика – это наука, изучающая методы технически правильной и гармоничной речи, убеждающей и побуждающей слушателя к действию.

В переводе с греческого это слово означает «ораторское искусство». С момента своего появления, этим словом обозначалось умение красиво говорить, ясно выражать собственные мысли.

Не случайно считается, что риторика человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к риторике педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

 Дошкольный возраст является периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как:

      - Процент  дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

      - Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

- В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

- Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

- С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

- Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная область  «Речевое развитие» включает:

- владение речью, как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Сейчас я вам представлю дидактические материалы и игры, которые способствуют формированию речи детей:

- Игры на развитие  звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

- Игры на  обогащение  активного словаря.

- Игры на развитие  связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

- Игры на формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, «перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у нас в руках, а остаётся с ней один на один. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей. Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия.

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

- Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей.

- Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

- Выразительное чтение

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Развитие речевого творчества осуществляется при организации театрализованной деятельности детей.

Основой овладения  речью детьми как средством общения и культуры являются:

- речь педагога

- насыщенность среды

- методы и приемы речевого развития

Среди требований к риторики педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Педагогу  необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Безусловно,  соблюдение педагогом названных требований и постоянное совершенствование качества своей речи – это залог успешности работы по  развитию речи детей в ДОУ.

  1. Практическая часть

Цель нашего практикума – поупражняться в навыках правильной и красивой речи. Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей.

Педагоги делятся на 2 команды

  1.  Артикуляционная гимнастика (видео сопровождение) 

Толстые внуки приехали в гости.

С ними - худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись, в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим, положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губки оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.

  1. «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!»

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
  • Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
  • Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
  • Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
  • Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
  • Все слова языка. (Лексика).
  • Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
  • Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
  • Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
  • Часть слова без окончания. (Основа).

  1. «Воздушные шары»

Каждой команде раздаются по листу ватмана, клей и разрезанные на 2 части картинки – воздушные шарики двух цветов (голубые – одной команде, розовые – другой). В одной части воздушного шара - термин, а во второй части – его определение (ответ). Нужно найти соответствующие половинки шариков, сложить и наклеить их на лист ватмана. После окончания работы, правильность выполнения задания проверяется командой соперников.

  1. «Родственные (однокоренные) слова»

На  экране картина с изображением дерева, в корне которого написано слово.

Задние: Игрокам предлагается подобрать однокоренные слова.  

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. 

  • Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. 
  • Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый. 
  • Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.

 

  1. «Почему так называется?» . 

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

  • Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
  • Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
  • Малина – от слов «малый», «маленький». Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
  • Смородина – «смрад» - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

 

  1.  «Поставь ударение»  (Орфоэпическая правильность)

Задание: Расставить ударение и прочесть слова.

 1 команда: мастерскИ, наращЁнные, новорождЁнный, обеспЕчение, облегчИть, откУпорить, пулОвер, свЁкла, танцОвщик, творОг и твОрог (оба варианта равноправны), тУфля

2 команда: баловАть, бАрмен, бОчковое, водопровОд, договОр, жалюзИ, завИдно, каталОг, квартАл, красИвее, кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны)

  1. «Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова»

1 команда:

1.Трое ребят

2.Жалел о пятьсот рублях

3.Самый великий поэт

4.Килограмм помидоров

2 команда:

1.Цветок быстро увянул

 2.Наилучшее средство

 3.Сдобные крендели

 4.К трёмстам шестидесяти восьми страницам

  1. «Исправьте ошибки в пословицах».
    Задание: Найти ошибку и исправить  ( команды отвечают по очереди)

-  После драки много хромых (Храбрых).

-  Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).

-  Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

-  Пришел, увидел, купил (Победил).

-  У каждого своя голова на шее (Плечах).

-  Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).

-  Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).

-  На всякий урок (час) ума не напасешься.

-  Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

-  Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

  1. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Командам предложить карточки с перечнем слов.

Задание: Составить пословицы.

-  Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).

- Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).

-  Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)

-  Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).

-  Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).

-  Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).

-  Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).

-  За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).

-  Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).

-  Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).

  1. «В мире сказок»

Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

-  Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

-  Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

-  Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).

-  Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).

-  Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).

-  Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)

  1. «Проверьте свою грамотность».

Задание: Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

-  Окна занавешены (тюль)

-  Лицо скрыто (вуаль)

- Крышу кроют (толь)

-  Вымою голову (шампунь)

  1. «Проверьте свою грамотность». 

Задание: Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

-  Я встала, сняв ребенка с (колени).

-  В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

-  Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

- Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

  1. Исправить предложение.

Задание: исправить предложение:

-  Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

-  Коля является ведущим лидером нашей группы.

-  Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

-  Все дети своевременно выполнили заданное задание.

-  Врачиха выписала детям лекарство.

  1.  Исправь ошибку.

-  Делать из комара слона;

-  два валенка пара;

-  заблудиться в трех осинах;

-  кошку съел;

-  восемь четвергов на неделе;

-  пишет как индюшка лапой;

- после снегопадика в субботу.

  1.  «Закончи предложение» 
  • Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
  • Выполнять задания мне помогало…
  • В ходе семинара мне было….
  • Я оцениваю семинар….

Спасибо всем участникам за участие в семинаре. Надеюсь, что он не прошёл для вас даром. Желаю всем удачи, успехов, необъятной жизненной энергии на ниве педагогического труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деяте...

Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"

Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...

Презентация семинара-практикума "Развиваем речь детей и взрослых"

Представлен опыт работы проведения семинара - практикума  по развитию правильной речи детей и взрослых...

Семинар-практикум для воспитателей по проблеме «Развиваем риторику детей и взрослых».

Семинар-практикум для воспитателей по проблеме «Развиваем риторику детей и взрослых». ...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь детей и взрослых".

Здесь представлен материал семинара-практикума, который я провела в своем ДОУ по развитию речи детей и педагогов....