Родительская встреча "Влияние фольклора на развитие речи детей"
методическая разработка (старшая группа)

Микулич Светлана Евгеньевна

Цель: Дать представление о значении фольклора в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_folklora_na_razvitie_rechi.docx21.44 КБ
Файл chto_chtat_detyam_5-6_let.docx292.37 КБ
Файл folklor.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Влияние фольклора на развитие речи».

Цель: Дать представление о значении фольклора в развитии речи детей.

Задачи:

- Приобщать родителей к русской народной культуре через фольклор;

- Учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни;

- Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, направленной на развитие внимания, памяти, речи детей.

Участники: воспитатель, родители, дети

Ход работы.

1. Вступление.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас. Сразу должна сказать, что сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Сегодня мы будем работать по пословице: Делу время, потехе – час. Но прежде чем мы приступим к теме нашей встречи, я предлагаю немножко отвлечься от повседневных забот и настроиться на предстоящее общение.

Игра «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ» Дети и родители становятся в круг, протягивают правую руку вперёд, к центру, соединяя её с руками других участников.

        - Левую руку протяните к солнышку, возьмите у него часть тепла и положите в своё сердечко. Пусть это тепло согревает вас и всех, кто рядом с вами.

Я предлагаю вам поразмыслить на такую простую и сложную тему «Влияние фольклора на развитие речи ребенка».

И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество»? Как вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос родители высказывают свое мнение «открытый микрофон»).

     Малые жанры фольклора – это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речи детей с живописью, образностью, краткостью, и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей народной мудрости.

К малым жанрам фольклора относятся:

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, руками);

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру).

Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Сказки с несложным сюжетом.

А что такое устное народное искусство в жизни вашей семьи узнаем из небольшой викторины- опросника. Игра «Волшебный сундучок»:

Знаете ли вы народные праздники и традиции?

Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки, какие?

Поете ли вы ребенку колыбельную песню, напойте!

Необходимо ли сохранять уважение к предметам русской старины?

Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? Для чего как вы считаете?

   

Взрослые и дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра?

 Игра-это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке, но не только!

Есть игры, где нужно уметь петь и танцевать, и даже исполнять роли.

  И мы с вами сейчас проиграем одну из таких игр. А как же проводится жеребьевка в разных играх? (с помощью считалочки).

Нам нужно выбрать водящего. Кто знает из вас считалочку, посчитайте. Мы с вами проиграем интересную игру «Кошки мышки» (водящий в шапочке кошки сидит в круге, остальные ходят на носочках и приговаривают: «Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит, тише мышки не шумите, кошку вы не разбудите. Водящий: «Надоели мне, встаю, всех сейчас переловлю»).

Воспитатель: Ни для кого не секрет, что пальчиковые игры также участвуют в развитии речи наших детей. Развитие мелкой и общей моторики способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь ребенка, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.

Сейчас я вам предлагаю прочувствовать волшебство фольклорных пальчиковых игр на себе. Нам придется на время стать маленькими детишками. Пожалуйста, выполняйте игры по нашему показу, будьте внимательны и активны!

Пальчиковая игра « Медведь» (с платком).

( медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на  подмогу,

Мишка,  кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, 
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Воспитатель: Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим детей на материале народных сказок разнообразным выразительным движениям (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса и т. д.).

Предлагаю вам, вместе с детьми инсценировать русскую народную сказку «Колобок».

Начинаем сказки,

Катятся с гор салазки.

Бабушка Федора на передке

Едет с мешком в руке.

Завязан мешок завязками,

Ведь мешок со сказками.

Драматизация сказки «Колобок».

Участники: ведущий – воспитатель; старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса – родители; колобки – все дети.

Ведущий: Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик у старухи.

Старик: Испеки мне, старуха, колобков.

Старуха: Да из чего испечь – то, муки-то нет.

Старик: Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби- вот и наберешь на колобков.

Ведущий: Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки. Замесила тесто, на сметане, скатала колобков, изжарила их в масле и положила на окошко простынуть. Надоело колобкам лежать, и покатились они в лес.

(Под музыку колобки идут по кругу, музыка останавливается, заходит заяц).

Заяц: Колобки, колобки, я вас съем!

Ведущий: Нет, не ешь нас косой, а лучше потанцуй с нами.

«Танец с платочками»

Заяц: Молодцы колобки, красиво танцуете. Не буду вас кушать.

Ведущий: Покатились колобки дальше.

(Под музыку колобки идут по кругу, заходит волк).

Волк: Колобки, колобки, я вас съем.

Ведущий: Не ешь нас серый волк, а лучше поиграй с нами в игру.

Игра «Затейники»

Волк: Очень хорошо поиграли со мной, не буду вас кушать.

Ведущий: Покатились колобки дальше.

(Под музыку колобки идут по кругу, заходит медведь)

Медведь: Колобки, колобки, я вас съем.

Ведущий: Ну где тебе косолапому съесть нас! Поиграй лучше с нами.

Игра «Золотые ворота»

Медведь: Понравилась мне ваша игра. Не буду вас кушать.

Ведущий: И покатились колобки дальше.

(Колобки под музыку ходят по кругу, заходит лиса)

Лиса: Здравствуйте, колобки! Какие вы хорошенькие, румяненькие, красивенькие. А спойте мне песенку, не то я вас съем.

Песня «Два веселых гуся»

Лиса: Славная песенка, мне понравилась, не буду вас кушать. Несла я в корзинке грибочки, вас ими лучше угощу.

Ведущий: Вот и сказки конец. А кто слушал, смотрел, участвовал - молодец!

В заключении, уважаемые родители, хочется отметить, что детям фольклор любого народа близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

Рефлексия " Пятерочка "

Участникам предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

  • Большой палец – для меня важно и интересно;
  • Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
  • Средний – для меня было недостаточно;
  • Безымянный палец – мое настроение;
  • Мизинец – мои предложения.

Поговорим о разном…



Предварительный просмотр:

Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал.»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Не отказывайте Вашему ребёнку в чтении любимых книг. Помните, что хорошая книга – это отличный повод для разговора. И, конечно же, она – лучший подарок. Дарите книги своим детям, друзьям, близким!

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05fe/0005361d-831d0ee1/hello_html_3b29a5bf.jpg

Детский сад «Алёнушка»,

филиал Детского сада «Светлячок»

«Что читать детям 5-6 лет»

http://tapenik.ru/dizain/deti_4.png

Подготовила: Бачегова Светлана Евгеньевна,

воспитатель

г.Заводоуковск, 2020 г

Уважаемые Родители!

В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом), предлагаем Вам познакомиться со списком, рекомендуемой художественной литературы для чтения 5-6 летним детям. Конечно, это не означает, что Вы должны читать только эти книги. Важно учитывать желания и интересы самого ребёнка.

Русский фольклор

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; «Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.

Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Влияние фольклора на развитие речи детей»

Слайд 2

М алые жанры фольклора Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, руками); Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Сказки с несложным сюжетом.

Слайд 3

Игра «Волшебный сундучок »

Слайд 6

Интернет-источники https:// www.freepptbackgrounds.net/wp-content/uploads/2013/06/Summer-Day-PPT-Templates-900x675.jpg - фон http:// photo.qip.ru/photo/videoediting/3205504/xlarge/68616094.png http://4.bp.blogspot.com/- 5fHWKyV6Jk4/U6KEcdaJOKI/AAAAAAAAOFw/afze0BDVP_c/s1600/j56918_1305740307.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

Значение фольклора в развитии речи детей

Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...

Родительское Собрание «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Родительское Собрание«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»собрание в младшей группеЦель: Показать важность использования фольклора в разви...

Родительское собрание на тему " Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей"

Родительское собрание на тему " Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей"...

Родительское собрание «Значение фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» ( II младшая группа)

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и сво...