Значение фольклора в развитии речи детей
план-конспект урока по теме

Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народному фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Значение фольклора в развитии речи детей

Уважаемые родители, если Вы хотите сделать своих детей более  эмоциональными, раскрепощёнными, улучшить у них речь, внимание, память, воспитать их гармонически развитой личностью, то приобщайте детей к народному фольклору.

Фольклор-основа основ воспитания детей, где собраны все естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, эстетических и нравственных идеалов.

Особенно  большое значение фольклор оказывает на детей в первые месяцы и годы жизни, когда происходит закладка звуковой информации, решающая на всю жизнь. Все начинается с поэзии колыбельных песен, потешек. С первых дней жизни, ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слов и музыки. Детский фольклор-это синтез поэтического народного слова и движения. Ребёнок, как губка, впитывает поэзию родного языка, а позднее самостоятельно проговаривает народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Необходимо использовать все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки,потешки, загадки, скороговорки, дразнилки, считалки, народные игры.

Знакомя своих детей с пословицами, поговорками и сказками - вы тем самым приобщаете их к нравственным ценностям. Ведь русские народные тексты учат детей уважению к человеку, вниманию и любви к природе, отношению к труду, они оттачивают остроту ума, развивают память, речь.

Приобщая своих детей к фольклору, вы показываете ему красоту русского языка, расширяете его словарный запас. Без потешек, считалок, скороговорок - этих весёлых стишков, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, не сможет выразить свои мысли и чувства. Не достаточно один раз прочитать эти стишки, нужно научить ребёнка играть в «стишки», а для этого их надо знать наизусть. Ведь весёлые, смешные или дразнящие стихотворения – это и есть своеобразная игра. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Ведь скороговорки, дразнилки, считалки - это игра в быстрое произношение трудной фразы, в расчёт, в подтрунивании над детскими ошибками. Раскройте ребёнку красочный мир потешек. Ритмичность и доступность содержания позволяет читать эти потешки многократно.

Умывая ребёнка, прочитайте ему потешку:

        Водичка, водичка

        умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок!

Расчёсывая дочке волосы проговаривайте следующую потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти коса не путайся,

Дочка маму слушайся.

       Колыбельными могут быть потешки:

        Баю,баю,баю,бай- ты собачка не лай,

Ты , коровка, не реви, нашу Галю не буди.

Вы не пойте, петушки, не будите деточку.

Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок, запел сверчок.

Уж поздно, сынок, ложись на бочок,

Баю- бай, засыпай.

Так же можно подобрать потешки, которые можно проговаривать ребёнку и с ребёнком во время одевания, кормления. Особенно полезны детям потешки, в тексте которых есть звукоподражательные слова, не трудные для произношения, которые можно использовать, как артикуляционное упражнение!

Наши уточки с утра - кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда-Га, га, га!

А индюк среди двора - Вал, бал, бал - балды- болда!

Наши гуленьки вверху – Грру-  грру- у! Грру- грру- у!

Наши курочки в окно - Кко- кко- кко! Кко- кко- кко!

А как Петя - петушок ранним рано по утру,

Нам споёт ку - ка- ре- ку!

Приобщая своих детей к потешному фольклору, мы учим детей видеть в жизни смешное, и научим их смешное передавать в слове. Нельзя забывать также, что потешка развивает у детей диалогическую речь, так как часто они построены как диалоги, то есть в них имеется обмен репликами.

Курочка - рябушка, куда ты ходила?

На речку!

Курочка – рябушка, зачем ты ходила?

За водичкой!

Курочка – рябушка, зачем тебе водичка?

Цыплят поить!

Как цыплятки просят пить?

Пи – пи – пи – пи.

Знакомя своих детей с фольклорным произведением, читайте его часто, отрабатывая текст, но не допускайте потерю интереса. Для этого расширяйте репертуар.

Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость. По мнению К. Чуковского ребёнок воспринимает нелепые стишки именно, как чепуху, нелепицы, ни на минуту не сомневаясь, что в действительности так не бывает. Эти стишки прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, где реализуется потребность ребёнка в смехе, веселье.

Ехала телега мимо мужика-

Глядь,  из-под собаки лают ворота.

Тпру – у - сказала лошадь,

А мужик заржал.

Лошадь пошла в хату,

А мужик стоял.

Лошадь ела сало,

А мужик - овёс.

Лошадь села в сани,

А мужик повёз!

Скороговорка - это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Игра заключается в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чём- то меняясь.

Не хочет косой косить косой,

Говорит: «Коса коса».

Попробуйте вместе с ребёнком разобраться в этой скороговорке! Такая скороговорка задаёт сложную умственную задачу.

Скороговорки дают возможность совершенствовать произношение всех звуков речи, расширить запас слов, помогут усвоить их смысл, ввести в активный словарь.

Не менее важную роль в умственном развитии играют загадки. Играя в загадки, ребёнок как- бы сдаёт экзамен на знания и сообразительность. Знает ли он признаки, качества, свойства предметов. Загадка - игра в узнавание, отгадывание, что спрятано и скрыто, представлено в ином образе.

Знакомя детей с пословицами и поговорками, мы показываем детям богатство и красоту русского языка. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в поговорке нашей! Что за золото!» - так писал А.С.Пушкин. Действительно в пословицах, поговорках видна необыкновенная полнота народного ума. В простоте слова - самая великая мудрость! Ирония, насмешка, наглядность,  меткость всё это характерно для русских пословиц и поговорок. Величайшее богатство народа - его язык! И хочется, чтобы наши дети слышали, понимали и использовали в своей речи эту великую мудрость. Включайте в своё общение с ребёнком и пословицы, и поговорки, и другие элементы народного фольклора. Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых. Разъясняйте малышу смысл сказанного. Учите его самостоятельно анализировать и объяснять пословицы и поговорки. Побуждайте ребёнка к использованию их в речи. Первыми пословицами должны быть такие пословицы, у которых смысл понятен ребёнку и наглядно выражен с бесспорной очевидностью.

«Не поклоняясь до земли, грибка не поднимешь!»

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»

Более общий переносный смысл пословиц становится понятным детям лишь с возрастом! В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Сказки – это удивительные создания детского фольклора. Сказки выполняют роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. С раннего детства Вы знакомите своих детей со сказками о животных. Ваш ребёнок ещё не научился ходить и говорить, а вы уже ему рассказываете сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Но для ребёнка запомнить сюжет сказки – это большая умственная работа. Ведь надо запомнить все подробности и уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует, в этом секрет сказки. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной логической речи. Запав в детскую память, сказки становятся неотъемлемой частью детского сознания.

Нельзя обойти вниманием и народные игры. Игры являются национальным богатством, и мы должны их сделать достоянием детей.

Народная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. В игре ребёнок усваивает представления о чести, смелости, развивает силу, ловкость, волю, стремление к победе. Игры часто сопровождаются любимыми считалками, потешками. Народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство с физическим совершенством

Очень хорошо если Вы сможете рассказать своему ребёнку о жизни людей в Древней Руси, их жилище, быте, народном костюме. Вам это будет легче сделать, если Вы с ребёнком посетите Этнографический музей экспозицию «Русские». Познакомившись с домашней утварью и другими предметами старины, ребёнок быстрее сможет понять смысл многих пословиц и потешек!

Знакомя детей с устным народным творчеством,Вы не должны обойти такую тему,как народно-прикладное искусство. Ведь и народный костюм,и посуда, и орудия труда, и игрушки- всё это творение рук русских умельцев. Нужно познакомить ребёнка и с русским орнаментом, и с народной игрушкой (матрёшкой, Дымковской, Филимоновской, Каргопольской, Горьковской, Богородской игрушкой), с изделиями хохломских мастеров, с городецкой росписью. Поможет Вам в этом экспозиция « Народно-прикладное искусство» в Этнографическом музее.

Если провести всю эту работу, у детей появится интерес к наследию прошлого. Это поможет им стать более эмоциональными, раскрепощёнными. У детей улучшится память, внимание, речь станет более грамотной.

     

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."

СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"ВОСПИТАТЕЛЬ ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА...

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Семинар-практикум для родителей на тему «Значение фольклора в развитии речи детей»

Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения, способствующее полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....

Статья "Значение фольклора в развитии речи детей"

Очень интересный и полезный материал для педагогов и родителей....

СТАТЬЯ "ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №110 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЯ             ЗНАЧЕНИЕ ФО...

Родительское собрание «Значение фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» ( II младшая группа)

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и сво...