От зернышка до горбушки
проект (старшая группа)

ольганиколаевнакостина

Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_hlebe.docx30.65 КБ
Файл prilozhenie.docx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

городского округа Солнечногорск

Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»

Юридический адрес: 141500 Московская область,                                                         телефон 8(4962)64-25-14

г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 21                                                                         E-mail: det_sad10@mail.ru; сайт:  10soledu.ru                      

     

     

                                            Проект

                            «От зернышка до горбушки»

               С детьми старшего дошкольного возраста

                                          Выполнила: воспитатель

                                                                                                   Костина О.Н.

Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
  Мой папа родился в деревне, и детство его пришлось на военные годы. Он нам рассказывал, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!


Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи: 
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный (30 дней).

Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.


Предварительная работа:
• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).

• Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
• Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
• Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
• Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
• Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
• Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
• Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
• Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
• Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
• Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
• Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.


Ожидаемый результат:
• формирование у детей представления о ценности хлеба;
• получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• опытно – экспериментальная деятельность;
• анализ.

Взаимодействие с родителями:
• Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
• Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
• Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
• Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
• Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».

Интегрируемые образовательные области:

• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»


Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнер;
• Пекарь;
• Кондитер;
• Продавец.

Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы о хлебе:
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
• В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Я. Аким «Хлеб»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• Н. Самкова «О хлебе»;
• П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)


Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что, где растет»;
• «Что из какой муки испекли?»;
• «Четвертый лишний»;
• «От зерна до каравая»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Превращения»;
• «Чудесный мешочек»;
• «А какой он, хлеб?»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Угадай на вкус»;
• «Угадай на ощупь»;
• «Из чего сварили кашу?»;
• «Как превратить муку в тесто?»;
• «Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:


• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
• лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
• составление картин из манной крупы;
• изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

ООД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Рассказ по картинкам:

Как в старину люди выращивали хлеб?!

Взаимодействие с родителями
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
• Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
• Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
• Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:

  1. Подготовительный этап: 
    • определение объектов изучения;
    • подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
    • подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
    2. Основной этап:
    • посадка семян, выращивание рассады;
    • ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
    • получение муки из зерна;
    • изучение свойств муки, теста.
    3. Заключительный этап: 
    • обобщение результатов работы;
    • оформление экспозиции поделок из теста;
    • инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
    • проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!»

    В своей работе мы опирались на следующие принципы:
    • единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
    • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
    • дифференцированный подход к каждой семье;
    • уважение и доброжелательность друг к другу;
    • открытость дошкольного учреждения для родителей;
    • равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:
• Дидактические игры.
• Музыкальные занятия.
• Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
• Организация тематических досугов и развлечений.
• Беседы-диалоги.
• Чтение детской литературы по теме.
• Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:

1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.

3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм

Интернетресурс

От зернышка до горбушки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие зернышка.(занятие о хлебе)

Занятие по развитию познавательной деятельности на тему "Хлеб"....

Кружковая работа "Зернышко к зернышку"

Кружковая работа "Зернышко к зернышку" (аппликация с использованием прородного материала)...

Занятие «Зернышко - колосок, колосок-зернышко, зернышко-хлебушек!»

Цели: Расширить кругозор детей через первичное представление: как выращивали хлеб. Объяснить детям понятие: «хлеб - всему голова»; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ...

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА "ОТ ЗЕРНЫШКА ДО ГОРБУШКИ"

Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.Цель: форми...

Анализ текста произведения "Горбушка"

Материал для подготовки к занятию по ознакомлению с художественной литературой...

Конспект НОД по произведению Алмазова Горбушка в подготовительной группе

Конспект НОД по произведению Алмазова Горбушка в подготовительной группе...

Исследовательский проект "От зернышка к зернышку"

Этот проект поможет детям получить новые знания, почувствовать красоту и щедрость родной земли, разовьет фантазию и обогатит внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас....