Развивающие игры: роль в развитии мышления дошкольников
статья (средняя группа)

Пластинина Ирина Юрьевна

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Развивающие игры: роль в развитии мышления дошкольников

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Ребёнок и игра – неотделимы друг от друга. Если ребёнок не играет, значит, он спит или занят чем-то другим, что мешает ему играть. В остальное время ребёнок играет. Дети постоянно создают вокруг себя искусственный мир. Их окружают пираты, чудовища, принцессы, и это не потому, что ребёнок хочет побаловаться, а потому, что он изучает окружающий мир. Малышу не понятны некоторые образы, и он их для себя создаёт, тем самым, разрушая страх перед непознанным.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны его личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра незаменима  как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Одной из разновидностей игр являются развивающие игры. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, мышлении, творческих способностей и т. д.

Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

- Игры на плоскостное и объемное моделирование. К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат»«Танграм»«Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

- Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) . К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

- Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест. «Четыре по четыре»«Паркеты»«Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

- Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

- Художественнот- развивающие игры подбери палитру к картине, подбери схему к картине).и т.д.

Учитывая обучающую, наставляющую роль развивающей  игры, игра должна тщательно планироваться, моделироваться, и по окончании игры должны подводиться итоги. Весь процесс игры должен проходить под чутким контролем педагога.

Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.

Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов,  работа с конструкторами по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

- «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;

- придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;

- загадки и логические задачи, головоломки, которые широко представлены в развивающих играх.

Практика показывает, что  разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому можно предложить целый ряд развивающих игр, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том числе его творческой стороны.

Игра в руках грамотного педагога – это сильный инструмент, помогающих управлять поведением ребёнка. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация, воображение, мышление. Педагог должен уметь включиться в процесс игры, и только так он может войти в мир ребёнка и управлять им. Правильно организованная игра, поможет не только в развитии мышления, но и в воспитании других сторон личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Роль развивающей игры в интеллектуальном развитии старшего дошкольника"

Данный проект реализован в 2015 году. Участники дети и родители группы комбинированной направленности "Незабудка". Цель данного проекта - интеллектуальное развитие дошкольника через использование разв...

Нетрадиционные дидактические развивающие игры в интеллектуальном развитии старших дошкольников

Нетрадиционные дидактические развивающие игрыв интеллектуальном развитии старших дошкольников...

"Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников"

В статье обращается внимание на пособие З. Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников"...

Тема: «Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников».

Актуальность опыта     Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И  поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностя...

Методическая разработка. Развивающие игры: роль в развитии мышления дошкольников

Что же такое логическое мышление? Что такое логика?И чем полезны развивающие игры в развитии мышления?Всё это вы узнаете сдесь, когда прочитаете методическую разработкуРазвивающие игры:  рол...

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников»

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Один из видов игры, является дидактическая игра. Она направлена на активизацию умственной деятельности детей. Увлекательные дидактические ...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...