Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе «Простая наука»
план-конспект занятия (старшая группа)

Котлярова Мария Анатольевна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе «Простая наука»

 

Воспитатель: Котлярова Мария Анатольевна

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

·                     Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

  помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

·                      развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей; развитию логического мышления: определять тему, анализировать результаты.

Оборудование и материалы: 

 

 

Предварительная работа:  Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки  «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку», подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

 

    Ход 

В.: Ребята  к нам прилетел   с другой планеты  - Лунтик, что бы узнать все о воде, для этого ему нужно провести много исследований с водой. Но вот с ним приключилась беда -  он заболел, и сам это сделать теперь не сможет, так как ему скоро надо отправляться на свою планету. Выручайте Лунтика, проведите исследования за него. Ну что поможем Лунтику?

Он прислал нам  конверт с заданиями.

А свои исследования мы зарисуем и отправим письмом Лунтику .

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

 Опытно-экспериментальная

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. (Вспоминаем правила проведения опытов.Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

В: что мы знаем о воде? Какая она бывает? (жидкая , бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса)

        - Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. : «Может ли вода отражать предметы?

Оборудование: таз с водой

 - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

 - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение

А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

 Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

 Вывод:

Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

( зарисуем это в дневнике опытов.)

Опыт  2: «Башня»

Оборудование: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Построим на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведем  немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно выльем немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдаем, что происходит. Сначала окрасилось основание башни, затем вода поднялась  верх, и окрасила следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. 

( зарисуем это в дневнике опытов.)

 

Опыт 3 «Водяная мельница»

Оборудование: игрушечная водяная мельница, таз, банка с водой, тряпка.

В.: провожу с детьми беседу о том, для чего нужна человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей показываю им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? берем банку с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льем воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то  мельница работает быстрее.

( зарисуем это в дневнике опытов.)

Показ видеоролика – водяная мельница

(Водяные мельницы строились и использовались исключительно для переработки— перетирания зерен в муку.)

 Вывод: чем быстрее льется вода, тем быстрее работает мельница

 

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

 

Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу»

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. 

( звучит «Солнечная капель» ).

 Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

        - Отдохнули, ребята?

 

 Опыт 4.: «Звенящая вода»

Оборудование: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки - «удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик или металлическое кольцо.

Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем отливаю и добавляю воду в бокалы. Что влияет на звон?

Дети пробуют сочинить мелодию

Вывод: На звон влияет количество воды; звуки получаются разные, в зависимости от  наполнения стакана и «удочки»

( зарисуем это в дневнике опытов.)

 

 

Опыт 5: «Подводная лодка из винограда» 
Оборудование: газированная вода, виноград, стакан.

Возьмем  стакан со свежей газированной водой,  и бросим в нее виноградинку. Что произошло?  Она чуть тяжелее воды и опустилась на дно.

(Оставляем на некоторое время.)

 Смотрим видео  урок от Лунтика «Молочное волшебство».

(Возвращаемся к виноградинке после просмотра видео).

На нее садятся пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Их стало так много, что виноградинка всплывает.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь.(Картинка рыбы, показ плавательного пузыря). Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Вывод: виноградинка тяжелее воды, но газы в воде облепляя виноградинку поднимают ее на поверхность, то есть виноградинка становится легче воды при помощи пузырьков газа.

(Зарисовка в дневник опытов)



Итог занятия 

В: давайте дорисуем  свои исследования и отправим их Лунтику!

Обговаривая вывод, каждого исследования.

 

Спасибо вам ребята, что помогли Лунтику и не оставили его в тяжелой ситуации.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostaya_nauka.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе «Простая наука» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи : Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт , смачивает, впитывается, растворяет; развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; Способствовать развитию любознательности; Развивать внимание детей; развитию логического мышления: определять тему, анализировать результаты . Воспитатель: Котлярова Мария Анатольевна

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...