9. Отчёт по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»
учебно-методический материал

Куприенко Оксана Юрьевна

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки – маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Т.Щербачёва

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куприенко Оксана Юрьевна

Воспитатель

Iквалификационной категории

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №35 комбинированного вида "Непоседы" г.Новосибирск

Отчёт по теме самообразования:

 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

посредством нетрадиционного рисования»

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки – маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Т.Щербачёва

Актуальность:

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Заняться проблемой развития творческого воображения детей  меня побудили  следующие моменты:

         Анализируя программы и методические пособия  по изобразительной деятельности разных авторов: В.С. Швайко «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова «Цветные ладошки», Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» и другие,  я пришла к выводу,  что организованная образовательная деятельность по рисованию в соответствии с данными пособиями,   строится по принципу усвоения детьми знаний, умений, навыков и обучения техническим приемам рисования.

          Наблюдая за детьми своей средней группы, я заметила,  что примерно треть детей моей группы  умеют работать с разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования, а остальные  детские работы однообразны, однотипны, просто повторяют образцы воспитателя.  В сюжетных работах детей,  в рисовании по замыслу, по воображению у детей часто проявляются нерешительность, боязнь не справиться с работой.

          Поэтому основной целью моей работы считаю: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели  я ставлю следующие задачи:

1. Создать условия для ознакомления детей с нетрадиционными техниками рисования;

2. Формировать умение у детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;

3. Технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы  рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы;

4. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру с помощью  умения понимать и создавать художественные образы; (Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать).

5. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности.

          При изучении темы по «Развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования» на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опираюсь на следующие источники:

  1. Журнал «Воспитатель»№ 1, 5, 12 – 2010 год.
  2. Журнал «Управление» № 4, 5- 2009 год.
  3. Нетрадиционные техники рисования интегрированные занятия Т.А. Цквитария.
  4. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
  5. И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
  6. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг» и др.

     

          Большую помощь в работе по нетрадиционному рисованию оказывают книги и интернет ресурсы:

Нетрадиционные  техники  не позволяют копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

 Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

В своей деятельности придерживаюсь следующих принципов:

1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3.  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4.  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Формы работы с детьми, которые я использую, разнообразны:

- Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность

- Совместная деятельность взрослого и детей

- Беседы, путешествия по сказкам

- Выставки детского творчества

- Кружковая деятельность

Методы и приемы, при ознакомлении детей с нетрадиционными техниками рисования:

Игровые приемы

Сказочные образы

Неожиданные эффекты.

Форма работы с родителями:

- Консультации;

- папки передвижки;

- выставки детских рисунков;

- Родительское собрание (мастер класс, круглый стол)

          Большое значение я придавала работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - развить творческие способности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

 В работе с родителями по нетрадиционному технику рисования я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (мастер – классы, круглые столы)

         В начале работы я выяснила, как родители относятся к нетрадиционной технике, и провела анкетирование родителей по теме "Рисуем дома", которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Оказалось, что многие родители боятся давать детям волю с красками, чтоб рисовать так как они захотят.

          Свой опыт я представляю: на разных интернет ресурсов  и на  районном методическом объединении (делюсь опытом, участвую в конкурсах, публикую статьи,  разрабатываю сценарии для проведения мастер-класса) так же участвуют воспитанники, и родители в разных конкурсах. Участие в районных, городских, областных мероприятиях:

С 2014 года провожу кружковую деятельность «Волшебная кисточка», где мы с детьми рисуем не только традиционным способом, но и используем различные нетрадиционные техники.

          Благодаря нашим стараниям совместной работы с родителями,  есть положительные результаты: повысился уровень развитие творческих способностей детей с использования нетрадиционных техник рисования. Сформировалось умение у детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения; воспитанники стали понимать значимость своей работы, испытывают радость и удовольствие от творческой работы

          В   перспективе планирую продолжать  работу  кружка “Волшебная кисточка”,  изучать новые  нетрадиционные техники для работы с детьми, развивать детское творчество и воображение через приобщение к нетрадиционным техникам рисования, повысился уровень изобразительной деятельности у детей;

Так же планирую расширить  в группе  уголок по изо, который будет способствовать творческому развитию дошкольников, возможность раскрыть свой потенциал и обогатить представления о красоте окружающего мира.

Подводя итоги, могу отметить, что в процессе  работы есть положительные результаты:

1. Дети знакомы с несколькими техниками нетрадиционного рисования

2. Могут определять замысел и способы его воплощения

3. Умеют сочетать материалы и технику изображения

4.Умеют совмещать традиционные и нетрадиционные техники рисования в одном рисунке

5. Испытывают радость и удовольствие от своей работы  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»

Творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. Важно поддержать интерес к рисованию....

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

Презентация "Моя тема по самообразованию: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

quot;Моя тема по самообразованию: Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»...