Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям в детском саду
статья

В данной статье  представлен краткий опыт работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы "Детский сад №62" по реалиации задач духовно-нравственного воспитания с  воспитанниками и семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

       Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.   Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.  Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.  

 В условиях реализации ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа и уважения к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)

• воспитание уважительного отношения к труду

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду мы выделили следующие:

-формирования гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.

-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

С решением первой задачи нам удалось справиться. Здесь нам на помощь пришла, программа «Юный костромич», которую мы реализуем, как парциальную, и программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой.  Обе программы направленны на активное приобретение детьми культурного и исторического богатства русского народа, только одна широко – в масштабах нации, а другая более точечно -  в масштабах конкретно нашего Костромского края.

Педагогами детского сада были созданы все условия для этого. В каждой группе, начиная со средних, есть центры краеведения. Содержание центров различается в зависимости от возрастных особенностей детей. Нами была создана комната Русского быта, где у детей проходят тематические занятия и досуги. В совместном деятельности педагоги охотно используют народные игры, а дети не менее охотно в них играют. В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, традиции.  Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту, фольклору посредством праздников, чтения соответствующей литературы.

Одной из интереснейших форм работы в этом направлении для нас явилась театрализация. С помощью постановок русских народных сказок, ребенок не только обогащает словарь, узнает какую одежду носили, какие песни пели, как танцевали, какие были обычаи, но что самое ценное – играя роль, он как бы переносится в то время, переживает ту эпоху на себе. Для нас постановка таких сказок, как «Сказки из Ефимовой тарантаски» по произведениям Ефима Честнякова, «Снегурочка» по произведению Н.А. Островского, народные сказки «По щучьему велению», «Мороз Иванович», «Лягушка-царевна» другие явились неисчерпаемым источником культурного наследия своего народа.

Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, проявляющей себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

 И вот здесь мы подходим к необходимости решения второй поставленной перед нами задачи, а именно к «приобщению детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям».  Нам было важно дать детям понимание о таких ценностях, как семья, любовь, вера, добро, верность, сформировать такие умения, как сострадание, милосердие, послушание, справедливость, доброжелательность.  

Многие века воспитательной традицией русского народа было утверждение в вере. Вера придавала человеку мужество, стойкость, духовную ценность. На самом деле истинная нравственность невозможна без религиозной основы и чем ранее внушаются детям понятия о божественном, тем тверже укореняются в них таковые понятия.

Однако при решении этой второй задачи мы натолкнулись на препятствие, которое на первый взгляд показалось неодолимым. И препятствием этим явились родители воспитанников и даже некоторые педагоги.   Никто не возражал против   приобщения детей к нравственным ценностям, но краеугольным словом здесь явилось слово «православным».  

Вера – это понятие очень тонкое и сугубо личное. Поэтому приобщение детей духовно-нравственным ценностям традиционным для православной России, было воспринято, как нарушение личностного духовного пространства, вторжение в те сферы воспитания, которые являлись исключительно семейными.

В духовно-нравственном воспитании вся работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий воспитателя и родителей.   Стало очевидным, что главная образовательная работа по приобщению к православным нравственным ценностям должна проводиться прежде всего с семьей и педагогами, а потом уже с детьми, после чего встал главный вопрос: «А как это сделать?»

Первые усилия в виде консультаций для педагогов и информационных папок-передвижек для родителей результата не дали. Анкетирование показало, что родительский интерес к теме духовно-нравственного воспитания на православных ценностях практически отсутствует. Любая попытка говорить о данной проблеме с родителями воспитанников напрямую наталкивалась на стену. Через довольно продолжительное время мы осознали в чем наша ошибка – мы действовали слишком прямолинейно и это вызывало отрицательную реакцию. Пересмотрев свои подходы, мы изменили и тактику.

Согласно опять-таки родительского анкетирования, наиболее популярными формами взаимодействия между семьей и ДОУ в нашем детском саду стали конкурсы и выставки, праздники и экскурсии. Именно через них мы решили и осуществлять работу по приобщению детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

 И первой такой ласточкой стал фестиваль-конкурс Преподобного Никиты Костромского. Поскольку конкурсное движение в детском саду очень хорошо развито, то нашлось сразу множество желающих принять в нем участие. А чтобы принять участие, нужно понимать, кем был этот человек, чем он занимался, что он сделал такого, за что его почитают в Костроме. И педагоги, и родители искали информацию о преподобном Никите в интернете и библиотеках и вместе со знаниями о преподобном Никите получали знания и о православных ценностях русского народа.  В группах для детей прошли тематические занятия о Никите Костромском.

Позже осенью садик принял участие в конкурсе рисунков «Красота Божьего мира». И опять же, чтобы понять суть конкурса, родителям и педагогам пришлось сначала самостоятельно добыть информацию, а затем донести ее до детей.  

         Зимой садик принял активное участие в конкурсе поделок от Нерехтской фабрики деревянных игрушек Мороза Мастера «Рождественский ангел».  Дети узнали, кто такие ангелы, что они делают, какими они бывают.

 Принимал детский сад участие и в «Вифлиемской звезде». Наша воспитанница читала стихотворение, которое специально для этого конкурса написала её бабушка, но предшествовал этому событию отборочный конкурс чтецов в детском саду. И благодаря этому конкурсу дети вместе с родителями приобщались к православным ценностям по собственному желанию и инициативе.

 Одной из тем новогоднего смотра-конкурса украшения групп стала тема: «Наступило Рождество». Дети, родители и педагоги украшали группы так, чтобы раскрыть тему православного Рождества. А после зимних каникул прошли Святочные гуляния, когда педагоги и ребята оделись в костюмы ряженых и приветствовали родителей традиционными песнями-колядками.

 Большую помощь в организации и проведении народных праздников нам оказывают наши социальные партнеры: ансамбль «Венец» и музей «Костромская слобода».  «Осенины», «Пасха», «Троица», «Кузьминки», «Масленица» - далеко не все праздники, которые они помогли для нас провести.  Дети и родители массово участвовали в конкурсе «Петух гоголем по двору ходит» на «Кузьминки», сделали около 40 обрядовых кукол на «Масленицу», принесли на выставку в детский сад около 80 сделанных своими руками и самостоятельно расписанных пасхальных яиц.

  Весной в детском саду прошел праздник «Под царственным покровом», посвященный 150-летию со Дня рождения последнего русского царя Николая Романова, причисленного церковью к лику святых. И ни уже ни у кого не вызвало вопросов, почему в музыкальном зале звучат церковные колокола и на проекторе показывают Ипатьевский монастырь, Федоровскую икону Божьей матери и отрывки из фильма «Романовы».

   Осознание результативности этой работы наступило, когда в рамках поездки клуба Выходного дня к бабе Яге в село Кукобой родители попросили остановить автобус у местного храма и стали интересоваться его историей строительства, а потом вместе с детьми вошли в него и стали ставить свечи и молиться.  История повторилась, когда проводилась экскурсия в Ростов Ярославский в гости к Лягушке царевне. Несмотря на то, что посещение Ростовского кремля было незапланированно, родители обратились ко мне с просьбой дать им с детьми время для посещения храма.

 Мы не можем похвастаться отлаженной системой работы  по  приобщению детей к  православным  духовно-нравственным  ценностям. Но тем не менее   такая работа ведется. Постепенно, осторожно, ненавязчиво мы помогаем современным семьям вернуться к традициям русской веры. Возможно, мы совершаем ошибки, но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. За последние три года, как нам кажется, в сознании родителей и педагогов произошел определённый поворот в сторону понимания важности духовно-нравственного воспитания и есть первые положительные результаты. Важно помнить, что тот, кто не хочет – ищет причины, а тот, кто хочет – ищет возможности. Мы нашли для себя возможность. Желаем всем, чтобы и вам удалось ее найти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основной духовно-нравственного воспитания

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества...

Проблемы приобщения детей дошкольного возраста к нравственным ценностям

Актуальность проблемы связана с необходимостью воспитания  духовно - нравственных чувств и представлений ребёнка....

"Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как основа духовно- нравственного и патриотического воспитания"

Работа МАДОУ ЦРР ДС "Бэпембэ" с. Акъяр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию...

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностямПриобщение ребенка к духовным ценностям становится более полным при включении в его речь фольклорных жанров.Педагоги...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...