Развитие мыслительных процессов и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Казакевич Ольга Александровна

Ребенок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира складывается у ребенка мышление. Развитие мышления непосредственно связано с развитием речи дошкольника, совершением действий с предметами, соотношением образов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных процессов и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Ум хорошо устроенный, стоит дороже,

чем ум хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

 Ребенок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира складывается у ребенка мышление. Развитие мышления непосредственно связано с развитием речи дошкольника, совершением действий с предметами, соотношением образов.

 В ходе работы с детьми, сталкиваешься с такой проблемой, как нежелание и не умение  детей думать и размышлять. Современные дети перестали уметь играть.

Большинство современных родителей стараются всё делать за своего ребенка: одевают его, кормят  с ложки и т.д. Вместо игр со своим ребенком родители  включают  мультфильмы, покупают современные интерактивные игрушки, в игре с которыми детям не надо много думать: у девочек - это куклы, которые могут ходить, разговаривать, плакать, смеяться; у мальчиков -  это машинки, различные роботы, издающие те или иные звуки. В играх с дорогими «компаньонами» ребенок остается одинок,  мыслительная и речевая  деятельности детей сведены к минимуму.  

Игра – основное занятие детей, благодаря играм  учебный материал усваивается быстрее и легче, дети чувствуют себя комфортнее в незнакомой обстановке, легко общаются как со сверстниками, так и с незнакомыми им людьми. Игровая деятельность – это доступный, полезный, эффективный, а главное интересный метод развития детской речи, т.к. игра проходит не по принуждению, а по желанию детей. Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственна огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового, они рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия. Однако, понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно.

При развитии мыслительных процессов и формировании словарного запаса необходимо определить цели и задачи согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, были определенны следующие задачи:

  1. Формировать умение речевых навыков детей младшего дошкольного возраста  для общения со сверстниками;
  2. Обогащать словарь  детей посредством логических и дидактических игр;
  3. Развивать коммуникативные навыки через сенсорное развитие.

Выстраивая работу над активацией мыслительной деятельности в работе с  детьми  раннего дошкольного возраста необходимо помнить, что познание окружающего мира у ребенка идет через тактильные ощущения, т.е. формирование наглядно-действенного мышления. 

Например: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения; надеть кольцо на стержень пирамидки или  собрать пирамидку; закрыть и открыть коробку; положить фигурку в свой домик и т.п. В такие моменты ребенок начинает говорить односложными предложениями: «Дай!», « На!», «Моё!» «Мне!» и т.д.

 В младшем дошкольном возрасте речь начинает развиваться, становится многосложной, т.е. формируется наглядно-образное мышление. В этом возрасте  детей нужно учить  рассматривать ситуацию (сравнивать, обобщать, анализировать) и делать правильные выводы.
Малыш сначала  сравнивает два объекта, затем группу, так ему легче найти признаки различия предметов, явлений, затем
 и признаки сходства.

 На развитие мыслительной деятельности оказывают влияние игры логико-математического направления. В своей работе с детьми – дошкольниками чаще всего применяю игры  с палочками Кюизенера, которые позволяют детям в ходе игровых ситуаций сделать первые открытия и собственные выводы:

  • Полосок много, они разных цветов (ребенок различает цвета и проговаривает их вслух)
  • Есть полоски одинакового цвета, а есть разных цветов
  • Одни полоски длиннее, другие короче (ребенок учиться сравнивать по величине и обогащает словарный запас «длинный – короткий», «большой – маленький», «узкий – широкий» и т.д.).

Играя, ребенок учится выделять семь цветов спектра : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, устанавливает параметры величины (длина, ширина, высота) и их сравнение (длинный – короче – короткий, широкий – уже – узкий, высокий – ниже – низкий).

Для развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста, необходимо включать  метод составления рассказа по картинкам.  Этот метод может использоваться в разных игровых ситуациях с детьми:

  1. Собери   разрезную  картинку, и  составить рассказ по  ней.
  2. Составить описательный рассказ по картине, затем предложить набор картинок для построения логической последовательности действий по картине.

Задания такого рода учат ребенка  произвольности своего высказывания, и  в процессе у него формируется важное умение:  следить за логикой своего повествования, их  можно проводить как в процессе НОД, так и в других формах работы с детьми – дошкольниками (совместная работа педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей). Наблюдение педагога в процессе игровой деятельности детей позволяет спланировать  индивидуальный подход к каждому ребенку в группе и выявить уровень их развития, согласно их  возрастным особенностям.   Совершенствование мышления ребенка не является прямым следствием возраста ребенка: изменение действия наблюдается у детей, если взрослый уточняет задачу, направляет мысль на поиск причины, что позволяет заострить мыслительный процесс  придать ему организованный характер подлинно проблемной деятельности.

Таким образом,  в развитии мышления  ребенка большое значение приобретает организация игр и занятий, которые направлены на развитие  мыслительных процессов и коммуникативных  навыков.

Список литературы

  1. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005.
  2. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2008.
  3. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» М. 2007.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., исп. - М.: Лабиринт, 1999.
  5. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М:Издательство ЛКИ- 2007
  6. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1.
  7. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4.
  8. А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.
  9. www.vpedagog.ru- Вера Петровна Азизова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста

На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образ...

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

Особенности развития речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста

laquo;Особенности развития речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...

Проект «Мой веселый звонкий мяч» (Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря)

Цель проекта "Мой веселый звонкий мяч" развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря детей....

«Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр с шариками Марблс».

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений - стим...

Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика ...