Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Средняя группа 2017-2018 уч. г.
рабочая программа (средняя группа)

Гонтова Маргарита Энгельсовна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Рабочая программа «Волшебные ладошки» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_ladoshki_gontova_2.docx87.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Принято:                                        Согласовано:                        Утверждено:

Совет педагогов                                 Зам. заведующей                Заведующая МБДОУ

МБДОУ детского сада № 11                по УВР МБДОУ                детского сада № 11

«Берёзка»                                         детского сада № 11                «Берёзка»

Протокол № __                                № 11 «Берёзка»                Г. Я. Амерханова

от «__» ________ 20___ г.                        Е. В Тодоренко                _______________                                                        _____________

Рабочая программа

по дополнительному образованию

Кружок «Волшебные ладошки»

Средняя группа

2017-2018 уч. г.

один год

(срок реализации программы)

Составитель:

Гонтова Маргарита Энгельсовна

воспитатель МБДОУ

детского сада  №   11 «Берёзка»

г. Гусиноозёрск

2017 г. 


Содержание

 I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи по реализации Программы

4

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.3.

Значимые для разработки Программы характеристики

5

2.

Планируемые результаты освоения программы

6

3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

7

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

1.

Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Волшебные ладошки»

7

2.

Перспективное планирование художественной деятельности

10

3.

Взаимодействие взрослых с детьми

12

4.

Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы

13

5.

Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

13

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

14

1.

Материально – технические условия

14

2.

Программно-методическое обеспечение

15

3.

Предметно-развивающая среда

15

4.

Приложения

17


  1. Целевой раздел Программы
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным программным документом.

Основанием для разработки рабочей программы по художественному творчеству детей от 4 до 5 лет служит:

  • Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11 «Берёзка»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт ДО;
  • СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическое требование к устройству, содержанию и МБДОУ режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. № 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года)
  • Устав МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки»;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет»;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»;
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Рабочая программа «Волшебные ладошки» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Новизна. Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Личность, как и художественный образ, являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Отличительной чертой данной программы является развитие творческих способностей дошкольников на основе нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

1.1.        Цели и задачи деятельности по реализации Программы

Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

- формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

- развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение, цветовосприятие, чувство композиции и колорита, проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового;

- формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ: развивать мелкую моторику пальцев и моторные функции рук, способствовать развитию сенсомоторики, способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.

Образовательные:

- знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними;  - закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:

- воспитывать у детей нравственно-волевые качества: трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом, потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы;

- воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам;

- воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки;

- воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Здоровьесберегающие:

- научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Дети младшего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В основе реализации Программы лежат культурно-исторический (Л.С. Выготский), личностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец)  и системно-деятельностный (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов) подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.

Программа:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает  принципы научной обоснованности и практической применимости отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности;  

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;  

- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

1.3. Значимые для разработки Программы характеристики

Средняя группа (от 4 лет до 5 лет)

У детей от 4 до 5 лет значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры.

Развитие продуктивной деятельности

Рисование. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами, направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Формировать умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и  образцы для создания узоров в стиле этих росписей.

Познакомить с городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Развитие детского творчества. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.

Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в рисовании, продолжать формировать умение создавать коллективные произведения.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту, сидеть свободно, не напрягаясь.

Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Приобщение к изобразительному искусству

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.

Формировать умение понимать содержание произведений искусства.

Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемый  результат:

- Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

- Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

- Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. - Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

3.        Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Периодичность  педагогической диагностики – два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-мае). В сентябре-октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Г.А. Урунтаевой.

Степень освоения ребенком Программы оценивается по специальной шкале:

3 балла  –  показатель проявляется ярко (сформирован);

2 балла  –  показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);

1 балл     – показатель почти не проявляется (не сформирован).

Выявление  следующих  уровней овладения детьми изобразительной деятельностью:

сформирован - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования;

частично сформирован – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

не сформирован – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Волшебные ладошки»

Разделы программы:

- Основы художественного изображения;

- Художественный труд.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 4 до 5 лет (средняя группа).

Срок реализации: 1 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

  • Деятельность кружка ИЗО «Волшебные ладошки»;
  • Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ);
  • Посещение детских выставок;
  • Участие в выставках и конкурсах.

Организация образовательной деятельности в группе:

Занятия проводятся: 1 занятие кружка в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году). Общее количество учебных занятий в год – 36.

Длительность одного занятия: в средней группе – 20 мин.

Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с образовательными областями

Образовательная

область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Содержание и результаты области могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

Формирование трудовых умений и навыков, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества

Речевое развитие

Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно-эстетическое развитие»

Формы проведения:

1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, тампонирование, рисование по крупе,  печатка и др.

2. Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

1. Эмоциональный настрой - создание игровой ситуации, использование музыкальных произведений.

2. Наглядные - наблюдения, рассматривания, показ образца, показ способов выполнения, использование движения руки.

3. Практические - упражнения в игровой форме, сравнение двух техник.

4. Словесные - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка, проговаривание последовательности работы.

5. Педагогическая диагностика.

Процесс проведения занятий предусматривает:

1.        Использование приёма транслирования информации;

2.        Отбор тематического содержания;

3.        Основной участник рисования – ребенок;

4.        Педагог        старается        помочь        ребенку        правильно формулировать мысли;

5.        Педагог создаёт схематические изображения;

6.        Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредствам изобразительных действий;

7.        При проведении физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Занятия построены по коммуникативному принципу:

1.        Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;

2.        Обеспечение условий общения;

3.        Поддержание речевой инициативы;

4.        Использование коммуникативных средств.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов;

- проектная деятельность.

Схема и методика проведения занятий по образцу. 

Структура

Методы и приёмы

Вводная часть

Эмоциональный настрой, вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с

которым предстоит работать.

Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя.

Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Основная часть

В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением.

Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования.

Уборка рабочего стола.

Схема и методика проведения занятий по замыслу.

Структура

Методы и приёмы.

Вводная часть

Эмоциональный настрой, создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций).

Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике.

Основная часть

Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Индивидуальная работа со стороны педагога за выполнением техники рисования, раскрытию замысла.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования.

Уборка рабочего стола.

Работа по данному направлению проводится следующим образом.

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.

В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями. Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.

Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,

образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).

Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно–потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).

  1. Перспективное планирование художественной деятельности

п./п.

Тема        

Количество часов

Теория

Практика        

Всего

1.

Работа с песком

1

1

2

2.

Рисование пальчиками  и ладонью

2

12

14

3.

Рисование в технике печатания

2

8

10

4.

Работа с пластилином

3

7

10

Итого:        

8

28

36

Содержание программы

Содержание программы

М

е

с

я

ц

Тема

Программное содержание

Материалы

Кол.-во часов

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Лесная полянка

Космея

Золотая

пора

Чебурашка

Развитие образного представления, учить располагать предметы на листе, работать кистью, развивать творческую активность.

Развивать чувство цвета, передавать характерные особенности цветов, учить работе с акварельными красками.

Учить создавать образ из природного материала, развивать эстетическое восприятие, чувство композиции.

Учить передавать форму тела, головы и т.д. у любимого героя. Учить рисовать контур простым карандашом.

Дизайнерская бумага, акварель, кисти № 2, 3, клей - карандаш,  заготовки из        бумаги, аудиозапись (голоса птиц)

Акварельная бумага, кисть № 7, акварель, пастель масленая, простой карандаш.

Природный материал (листья

клена), не крупные яблоки, гуашь, дизайнерская бумага.

Гуашь, акварельная бумага, кисти № 4, 6, модель – игрушка, аудиозапись.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Осенний пейзаж

Мои любимые мультгерои (Смешарики)

Народные

промыслы (городецкая роспись)

Аппликация из осенних листьев

«Лисички»

Что нам приносит осень (рисование

ладошками)

Учить детей отражать свои впечатления, изображать объекты разного размера, развивать аккуратность в работе.

Учить детей работе пастелью, развивать фантазию детей, аккуратность в работе.

Развивать эстетическое

мировосприятие, учить находить выразительные средства рисования, знакомить с народными промыслами.

Учить работе с природным материалом, находить образы и черты пригодные        для рисования, развивать аккуратность.

Знакомство с техникой рисования, развитие аккуратности, образного восприятия и эстетического вкуса

Гуашь, акварельная бумага. Кисти № 8, 6, 2, наглядные пособия.

Акварельная бумага, масляная пастель, пластилин, аудиозапись песни смешариков.

Модель изделия городецкая игрушка, акварельная бумага, акварель.

Дизайнерская бумага, пастель, клей - карандаш, листья клена,        бумажные заготовки (глаза)

Гуашь, дизайнерская бумага, влажные салфетки, бумажные полотенца, презентация «осенние дары», проектор, экран.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Веселый автобус

Сказочный дворец

Необычный

цветок (рисование ладошкам)

Первый

снег

Учить детей передавать характерные особенности формы автобуса, закреплять умение        работы пастелью, развивать воображение.

Учить создавать образ сказочного дворца, передавать форму, строение, части, продолжать        учить работать акварелью, формировать желание рассматривать свои рисунки, дополнять их.

Закреплять технику рисования ладошками, учить аккуратности, эстетическому

мировосприятию, вызывать удовольствие от рассматривания своих работ

Учить детей рисовать с натуры, развивать воображение, творчество, учить работе акварелью и гуашью, использовать различные кисти в работе.

Акварельная бумага, акварель,

пастель, модель автобуса, влажные салфетки.

Гуашь, пастель, акварельная бумага, простой карандаш, кубики, поролоновые губки

Дизайнерская бумага,        гуашь,

бумажная заготовка, ватные палочки или объёмные наклейки, влажные салфетки, бумажные полотенца, презентация «Мир кактусов», проектор, компьютер.

Акварельная бумага, гуашь, кисти № 6, 4, 2. Наглядные пособия, репродукции.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

   

Ёлочки - красавицы

Прилетели снегири

Вьюга закружилась (рисование снежинок)

Новогодняя открытка (рисование ладошками)

Девочка в зимней шубе

Учить правильно располагать изображение на листе и передавать        размер объектов их окраску, развивать эстетические чувства.

Учить        подбирать

цветовую                гамму, расположению объектов на листе, закреплять умение работать акварелью, правильно использовать кисти и краски.

Учить создавать образ зимы, сочетать различные материалы в работе, развивать образное восприятие.

Продолжать учить технике рисования ладошками, развивать образное мышление и восприятие, аккуратность, эстетику рисунка.

Учить детей рисовать         фигуру

человека, правильно передавать форму одежды, частей тела, соблюдать пропорции.

Акварельная бумага, гуашь, кисти № 3,6,8, аудиозапись, модели ёлок разного размера и вида.

Акварельная бумага, акварель, гуашь, кисти № 6,4, ватные палочки.

Дизайнерская бумага, гуашь, кисти

№ 2,3, модели снежинок, клей - карандаш, паетки, крупный бисер.

Дизайнерская бумага,        гуашь,

дизайнерский гель, ватные палочки, проектор, презентация

«К нам спешит дед Мороз», экран, салфетки и полотенца.

Пастель, акварель, акварельная бумага, салфетки, кисти № 8 и 3.

1ч.

1ч. 

1ч.

1ч.

1ч.


Я Н В А Р Ь

Маленький котенок

«Помощница – метелка!»        

(рисование ладошками)

Зимняя прогулка

Золотые рыбки

в аквариуме

Учить детей передавать образ котенка, закреплять умение изображать животных, учить смешивать краски на палитре, использовать в работе различные материалы.

Рисование ладошками,  развитие образного восприятия детей,   обучать   работе различными средствами выразительности, прививать аккуратность.

Продолжать учить изображать на рисунке несложный сюжет, развивать умение изображать на рисунке фигуру  человека,  учить передавать форму   и пропорции человеческого тела, движения рук и ног.

Продолжать учить изображать

образы животных,  создавать их по впечатлению, закреплять технические навыки и умения в рисовании, учить детей рассказывать о своих рисунках и о рисунках товарищей.

Акварельная бумага,        гуашь,  кисти № 4, 3, 2,        дизайнерский

гель, паетки.

Дизайнерская бумага, гуашь, конфетти,        паетки, банты-наклейки, влажные салфетки, бумажные полотенца.

Акварельная бумага, гуашь, пастель, кисти № 4, 6, 8, ватные палочки.

Акварельная бумага, масляная пастель, презентация  «Золотая рыбка», проектор, экран, компьютер, пластилин, бусины разных цветов.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Рисуем

сказку («Кот  в сапогах»)

Золотая

Хохлома

Сиреневый слон

Вертолет летит   сквозь

облака

Формировать познавательную

деятельность детей (рассказ о

автопортретах), расширять  образное восприятие, совершенствовать технические навыки        в работе пастелью.

Продолжать знакомить  с народными промыслами, развивать художественный вкус, учить основным приемам хохломской росписи, закреплять умение работать красками.

Рисование с элементами аппликации, продолжать учить

Создавать образ по представлению, расширять технику работы гуашью.

Учить детей        изображать военную технику, закреплять умение рисовать предметы и их части        прямолинейной формы, передавать  пропорции частей, характерные особенности, развивать технические навыки рисования пастелью.                                                

Акварельная бумага, игрушка- модель, масляная пастель, большое зеркало.

Акварельная бумага, пастель, наглядные        пособия, аудиозапись.

Бумажные заготовки   в        форме

сердец, клей - карандаш, гуашь, дизайнерская  бумага, аудиозапись.

Акварельная бумага, масляная

пастель, модель вертолета, аудиозапись.        

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

М

А

Р

Т

Жостовский  поднос

Букет  на восьмое марта

На зарядку

детский сад!

Веселый жираф (рисование

ладошками)

Красивый букет

Учить  создавать узор  по мотивам, используя соответствующие элементы и колорит, закреплять приемы рисования кистью и красками, развивать эстетическое восприятие, закреплять умение смешивать цвета и оттенки.

Развивать у детей желание нарисовать рисунок к празднику мам, закреплять умение правильного         расположения объектов на листе, стимулировать эмоциональное развитие и восприятие.                

Учить        детей определять и передавать относительную величину частей   тела, строение фигуры        человека,

закреплять   технические навыки работы.

Рисование ладошками, развитие эстетического мировосприятия, уметь преобразовывать образ, технические навыки работы.

Учить детей создавать изображение с натуры, закреплять технику работы различными  средствами, передавать различные цвета и оттенки.

Бумажная заготовка-трафарет   в

форме        подноса, акварель, пастель,

акварельная бумага.

Акварельная бумага, гуашь, кисти № 8, 6, 3. Букет цветов (искусственные)

Акварельная бумага, акварель, пастель, кисти № 7, 4.

Дизайнерская бумага, гуашь, кисть № 8, вл. салфетки, бум. полотенца,

модель игрушка, аудиозапись.

Акварельная бумага, гуашь,  кисти

№ 8, 6, 4, модель цветов.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.


А

П

Р

Е

Л

Ь

Рисуем сказку (грибок - теремок) витраж

Красивый букет

Где-то  в

космосе…

Пасхальное яйцо

Цыплята

Продолжать развивать образное представление        и

воображение,         умение передавать   в        рисунке

образы        сказок, тренировать        в    новой технике

работы (пластилин)

Учить        детей создавать изображение с натуры, закреплять технику        работы различными  средствами, передавать        различные цвета и оттенки.

Учить        задумывать сюжет по представлению, закреплять умение работы красками и пастелью.

Учить        добиваться выразительности образа, закреплять        приемы рисования нетрадиционными

средствами,        развивать эмоционально положительное

отношение   к созданию изображения.        

Продолжать формировать умение детей  создавать образы животных,        передавать

форму  их        частей  тела, развивать воображение и творчество.                

Заготовка – стекло обработанными

краями  и нанесенным заранее рисунком, пластилин, дизайнерская  бумага, аудиозапись сказки.

Акварельная бумага, гуашь,  кисти

№ 8, 6, 4, модель цветов.        

Клей-карандаш, заготовки        из бумаги, презентация         «Космос», проектор, экран, компьютер, дизайнерская        бумага, модель  космического корабля или спутника, кисти № 8, 3, 2, пастель,

акварель.

Заготовка-стекло обработанными

краями  и нанесенным заранее рисунком, пластилин, дизайнерская  бумага, аудиозапись сказки.

Акварель, акварельная        бумага,

гуашь,        игрушка - модель,  аудиозапись.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

М

А

Й

Пчелка Майя (рисование героев мультфильма).

День

Победы

Утро        в березовой        

роще        

Подсолнухи

Упражнять в использовании

различных техник         для рисования,        развивать творческое отношение  к работе.

Воспитывать чувство патриотизма, закреплять умение детей        задумывать содержание        своей работы,   учить   красиво подбирать цвета, развивать эстетические

чувства и воображение.

Углублять знания детей о художественных жанрах, тренировать технику работы с цветом, вызывать положительные эмоции от работы.                

Углублять знания

детей о художественных

жанрах, тренировать

технику работы с цветом,

вызывать положительные эмоции от работы.

Акварельная        бумага, масляная

пастель, модель – игрушка,        песни из мультфильма «Пчелка Майя».

Акварельная бумага, акварель, наглядное        пособие живые цветы (тюльпаны), аудиозапись.

Акварельная бумага, гуашь,  кисти

№ 8, 6, 4, 2, презентация «Утро», проектор, экран, компьютер.        

Заготовка из бумаги, акварель, акварельная пластилин, клей-        

Кисти № 8, 6, 4,

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

36 . Выставка работ.

Презентация подведение итогов года работы кружка.

3. Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях.

4. Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы

4-5 лет

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира

  • Поощряя желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).
  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движения под популярную музыку.
  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.
  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5. Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители – основные участники образовательных отношений.

Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:

-        Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ.

-        Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

-        Возрождение традиций семенного воспитания.

-        Повышение педагогической культуры родителей.

Планируемые результаты сотрудничества педагогов средней группы с семьями воспитанников:

- Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.

- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально – технические обеспечение Программы

Материально-технические условия организации художественного творчества детей среднего дошкольного возраста в группе соответствует государственным и местным требованиям и нормам:

  1. Уголок художественного творчества в группе «Ромашка»;
  2. художественно – творческая стена «Наше творчество» для родителей;
  3. акварельные краски, гуашь;
  4. масляная пастель;
  5. ватные палочки, воск (свеча), трубочки для коктейля;
  6. поролоновые печатки;
  7. матерчатые салфетки, ёмкости для воды, кисти и подставки под кисти, пластилин;
  8. цветные бусины и паетки;
  9. акварельная бумага формата А4;
  10. дизайнерская бумага;
  11. простые карандаши (2 шт.);
  12. стёрка;
  13. клей ПВА или клей-карандаш.

Технические средства обучения

1.        Магнитофон;

2.        CD и аудио материал;

3. Телевизор.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:

•        на целенаправленное развитие восприятия цвета;

•        на восприятие формы;

•        на восприятие качеств величины;

•        на количество предметов;

•        на развитие речи, мышления;

•        на развитие первоначальных представлений о природе.

Наглядно – образный материал

1.        Иллюстрации и репродукции;

2.        Наглядно - дидактический материал;

3.        Игровые атрибуты;

4.        Стихи, загадки;

5.        Открытки для рассматривания

  1. Программно-методическое обеспечение

1.        Арнаутова Е. П. / Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 264с

2.        Давыдова Г.Н. / «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (часть 1, 2) - М. «Скрипторий 2003», 2010

3.        Лыкова И.А. / Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа./ - М.: «Издательство Карапуз - Дидактика», 2006 - 144 c.

4.        Лыкова И. А. / Цветные ладошки - авторская программа. М.: «Карапуз-дидактика», 2007. - 144с., 16л. вкл.

5.        Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 120с.

6.        Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192с.

7.        Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки». Академия развития, 2006

8.        «Яркие ладошки» Н.В. Дубровская. - «Детство-пресс», 2004

9.        «Рисунки, спрятанные в пальчиках». Дубровская Н.В. - «Детство-пресс»

10.        «Дошкольное воспитание» - № 4 1993 г.

11.        «Дошкольное воспитание» - № 2 1996 г.

12.        «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.

13.        «Дошкольное воспитание» - № 8 2005 г.

14.        «Дошкольное воспитание» - № 6 2007 г.

15.        «Дошкольное воспитание» - № 7 2007 г.

16.        «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3. Предметно-развивающая среда

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе строится с учетом особенностей детей среднего дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала группы и прогулочного участка; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В группе имеются разнообразные материалы, оборудование и инвентарь для развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного развития, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:

-        игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-        двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

-        эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-        возможность самовыражения детей.

При организации образовательного пространства учитываются требования:

- насыщенности в соответствии с возрастными возможностями детей;

- трансформируемости среды,

- полифункциональности материалов,

- вариативности,

- доступности,

- безопасности.

Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"

Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Вторая младшая 2016-2017 уч. г.

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки». Старшая группа

Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или ино...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Подготовительная группа 2019-2020 уч. год

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Рабочая программа по дополнительному образованию , кружок " Волшебное тесто"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе рисования, лепки, апплика...