Рабочая программа по дополнительному образованию , кружок " Волшебное тесто"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Хомякова Мария Виталиевна

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им и огорчается, если у него что-то не получается.

В работе ребенок приобретает различные знания, уточняются и закрепляются его представления об окружающем мире.

Художественно-эстетическая деятельность выполняет еще и терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, вызывает радость и обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Развитие творческих способностей ребенка возможно при:

создании развивающей среды,

предоставлении ребенку свободы в выборе деятельности,

доброжелательной помощи взрослого,

дружелюбной атмосфере в детском коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhok_volshebnoe_testo.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ДЕТСКИЙ САД “ВИШЕНКА”

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БРОННИЦЫ

Рассмотрено на заседании педагогического

совета от 28.08.2019 № 1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ “Вишенка”г.о. Бронницы

_______________Е.Н. Зыскунова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

“ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО”

(СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

Автор составитель

Хомякова Мария Виталиевна

Воспитатель первой

квалификационной категории

г. Бронницы,2019

Введение

Пояснительная записка.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им и огорчается, если у него что-то не получается.

В работе ребенок приобретает различные знания, уточняются и закрепляются его представления об окружающем мире.

Художественно-эстетическая деятельность выполняет еще и терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, вызывает радость и обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Развитие творческих способностей ребенка возможно при:

создании развивающей среды,

предоставлении ребенку свободы в выборе деятельности,

доброжелательной помощи взрослого,

дружелюбной атмосфере в детском коллективе.

Создание условий и разработка эффективных методик по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста имеет  исключительное значение для современного детского сада.

        Современное качество дошкольного образования неразрывно связано с развитием программного обеспечения.

        Предлагаемая программа дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах.

        Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, при необходимости изменяет. В лепке масштаб поделки не задан форматом листа, он зависит только от замысла ребенка, его умелости, индивидуальных особенностей. Основным инструментом в лепке являются руки. Выбранный материал – соленое тесто, как один из наиболее доступных для творчества. Его можно приготовить в любой момент, соленое тесто замечательно лепится, не оставляет следов на одежде, легко отмывается и не вызывает аллергии.

Программа представляет собой систему дополнительного образования дошкольников, которая позволяет эффективно решать вопросы развития творческих способностей детей.

Актуальность программы.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Педагогическая целесообразность.

 Заключается в том, что ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Используя соленое тесто, ребенок легко овладевает навыками лепки и создаст собственные оригинальные изделия, при этом разовьется моторика пальчиков, фантазия и воображение. 

Цель программы.

 Формирование и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Задачи.

Обучающие:

  • познакомить с технологией изготовления соленого теста;
  • обучить различным техническим приемам, способам лепки и художественному оформлению готового изделия;
  • сформировать у обучающихся практические навыки работы с соленым тестом.

Воспитательные:

  • воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Развивающие:

  • формировать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • способствовать развитию познавательного интереса и творческого мышления;
  • развивать мелкую моторику рук.

Новизна  программы.

   Предпологает не только изготовление изделий из соленого теста, но и художественное оформление работ в технике декупаж.

Программа разработана.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 6 лет. Основной контингент объединения дети подготовительной группы. При организации учебного процесса учитываются возрастные особенности детей. .

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-10 человек. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области декоративно – прикладного творчества.

Сроки реализации . 1 год. С 1 октября 2019 года по 31 мая 2019 г.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.

Форма занятий: очное.  

 Количество часов за год: 32 часа.

Форма проведения: групповое

Время проведения : 15:15- 15:45

Место проведения :  групповое помещение

Кадровое обеспечение : Хомякова Мария Виталиевна воспитатель первой квалификационной категории.

Формы и методы занятий

Обучение  реализуется по утвержденному календарно тематическому плану.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, выставки .

Состав группы: постоянный.

Прогнозируемые результаты.

Освоение образовательной программы.

Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся.

Предполагаемые результаты:

  • знают технологию изготовления изделий из соленого теста;
  • знают технические приемы, способы лепки и художественное оформление готового изделия;
  • имеют художественно-эстетический вкус;
  • аккуратны, трудолюбивы, ответственны;
  • умеют планировать действие в соответствии с поставленной задачей;
  • сформированы основные коммуникативные навыки;
  • развит познавательный интерес и творческое мышление.

 Материально-техническое обеспечение: столы , стулья.

Инстументы и материалы.

- деревянная или пластиковая доска

- клеенка, пластиковые пакеты

- салфетки бумажные и тканевые

- миски с водой

- стеки, палочки, зубочистки

- формочки для теста

- скалка для раскатывания

- кисточки

- краски

- клей ПВА

- бисер, пуговки, блестки, бусы и т.д.

- природный материал: листья, ягоды, веточки, плоды, семена,  

   перья, раковины и пр.

- цветные ленточки

- лак

- фольга

Кадровое обеспечение : руководитель кружка Хомякова Мария Виталиевна воспитатель первой квалификационной категории.

Учебно- тематический план

месяц

номер

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Октябрь

1

Солёное тесто.

15

15

2

Растения. Листочки. Цветок.

10

20

3

Фрукты. Овощи.

10

20

4

Раскраска готовых изделий.

10

20

Ноябрь

1

Завиток.

10

20

2

Крендель.

10

20

3

Плетенка.

10

20

4

Косичка.

10

20

Декабрь

1

Елочка.

10

20

2

Зайчик.

10

20

3

Петушок.

10

20

4

Раскраска готовых изделий.

10

20

Январь

1

Рыбка.

10

20

2

Народные традиции. Плюшка.

10

20

3

Мы лепим пончик.

10

20

4

Раскраска плюшки и пончика

10

20

Февраль

враль

1

Угощения. Пирожки. Конфеты.

10

20

2

Цифры. 8, 23.

10

20

3

Раскраска готовых изделий.

10

20

4

Лакировка готовых изделий.

10

20

Март

1

Подарок.

10

20

2

Сердечко.

10

20

3

Натюрморт.

10

20

4

Составление букета.

10

20

Апрель

1

Солнышко.

10

20

2

Буквы.

10

20

3

Раскраска изделий и покрытие их лаком.

10

20

4

По замыслу.

10

20

Май

1

«Кто живёт в избушке»

10

20

2

«Заборчик для избушки»

10

20

3

«Угощайся, Мишка»

10

20

4

«Блинчик», «Баранка»,

«Печенье».

10

20

Содержание учебного плана

Тема 1. Солёное тесто.

Цель: познакомить с изготовлением солёного теста ( соль, мука, вода, клей), его свойством (мягкость, эластичность), привить у детей навыки, умения, желание работать с тестом.

Тема 2.  Растения. Листочки. Цветок.

Цель: учить с помощью шаблона, вырезать из теста листочки и цветочки. Работать аккуратно. Закрепить умение работать с шаблоном.

Тема 3. Фрукты. Овощи.

Цель: Предложить детям по желанию слепить фрукты, овощи, используя знакомые способы работы с тестом (шаблоны, плоскостная лепка), объёмная лепка не практична тем, что тесто плохо просушивается

Тема4.  Раскраска готовых изделий.

Цель: Учить подбирать цвета и оттенки для каждого изделия. Развивать эстетический вкус. Работать с палитрой.

Тема 5.Завиток.

Цель: Учить скатать тесто колбаской, завернуть концы в завиток. Работать аккуратно.

Тема6 .  Крендель.

Цель: Скатать тесто колбаской, делать по длине 4-5 поперечных надрезков, свернуть кренделем. Подсушить.

Тема7. Плетенка.

Цель: Скатать две колбаски, соединить и переплести их, концы прищипнуть, чтобы не расходились.

Тема 8. Косичка.

Цель: Скатать три колбаски, соединив один конец переплести их. Развивать внимание и аккуратность.

Тема 9. Елочка.

Цель: Учить раскатывать тесто лепёшкой по шаблону вырезать с помощью стеки – ёлочку. Работать аккуратно.

Тема 10.  Зайчик.

Цель: Раскатать тесто тонким слоем и вырезать по шаблону фигуру зайца. Работать аккуратно и осторожно, удаляя лишнее тесто.

Тема 11 Петушок.

Цель: Учить лепить туловище и детали: клюв, гребешок, глаза, хвост, лапки и аккуратно приклеивать их.

Тема 12. Раскраска готовых изделий.

Цель: Учить подбирать нужные цвета акварельной краски и создавать оттенки, а именно: розовый, салатный, голубой, оранжевый. Работать аккуратно и не спеша.

Тема 13.  Рыбка.

Цель: Скатать небольшой шарик, придать ему форму овала, чуть заострённое концом. Острым концом стека сделать чешую на теле рыбки. Учить лепить детали: плавники, хвост, глаза, губы и хорошо прикрепить их к основной части.

Тема14. Народные традиции. Плюшка.

Цель: Познакомить с русскими народными кулинарными изделием и техникой изготовления плюшки ( скатать тесто колбаской, начиная с одного конца свернуть его плюшкой)

Раскрыть значимость  хлебо-булочных изделий, воспитывать бережное отношение к ним.

 Тема 15.  Пончик

Цель: познакомить с техникой изготовления кондитерского изделия - пончик. Скатать тесто шарики , с помощью формочки сделать выемку и украсить получившийся пончик. Подсушить.

 Тема 16.  Раскраска плюшки.

Цель: Учить акуратно покрывать поверхность изделий акварельной краской и хорошо подсушенные изделия разложить по игрушечным посудкам.  Подчеркнуть особенность национальных кулинарных изделий, посуды, традиций и т.д.

Тема 17. Угощения. Пирожки. Конфеты.

Цель: Учить лепить пирожки  и конфеты. Из раскатанного теста вырезать круг, сложить его пополам, открытый конец прищипывать. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Из остатка теста слепить конфетку. Желание доставить радость близким своими угощениями.

Тема 18.  Цифры. 8, 23.

Цель: Закрепить умение раскатывать длинную колбаску, с помощью стека делить его на части, а затем научить лепить знакомые цифры: 8, 23. Дать почувствовать значимость этих цифр и приближение 8 марта и 23 февраля.

Тема 19. Раскраска готовых изделий.

Цель: Учить раскрашивать готовые изделия, подбирая нужные цвета. Закрепить умение работать аккуратно кистью и красками, доводить дело до конца. Развивать эстетический вкус.

Тема 20.  Лакировка готовых изделий.

Цель: Учить детей техникой покрытия готовых изделий лаком. Быть внимательным, осторожным и аккуратным при работе с лаком. Дать почувствовать блеск, яркость изделий, что придаст окружающим хорошее настроение.

Тема21.   Подарок.

Цель: Учить изготавливать подарки для своих любимых мам, бабушек, сестёр и т.д. используя знания и умения работать с солёным тестом. Развивать творческие способности, эстетический вкус  в оформлении изделий на цветном картоне. (можно использовать изделия из предыдущих занятий. На усмотрение детей.)

Тема23.  Сердечко.

Цель: Раскатать тесто и формочкой вырезать сердечко и украсить каждый на своё усмотрение. Развивать творческие способности, самостоятельность.

Тема24.  Натюрморт.

Цель: Учить составлять натюрморт, объединять фрукты, овощи, цветы и составлять на цветном картоне панно. Развивать эстетический вкус.

Тема25. Составление букета.

Цель: Учить составлять цветочные композиции. Раскрашивать изделия, подбирая нужные тона и полутона, работать с палитрой. Развивать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность.

                                                             

Тема26.  Солнышко.

Цель: Продолжать раскрывать тесто тонким слоем и формочкой вырезать кружочек. Украсить солнышко. Прорисовать глазки, веснушки, нос, рот. Просушить. ( можно использовать солнышко – медальон).

Тема27.  Буквы.

Цель: Научить детей из солёного теста лепить буквы по желанию. Можно составить из них любимые слова. Слепить и высушить.

Тема 28.  Раскраска изделий и покрытие их лаком.

Цель: Продолжать, используя знания и умения, раскрашивать изделия в желаемые цвета, соблюдая  чувство меры. Воспитывать творческий подход, самостоятельность и эстетический вкус.

Тема29. По замыслу.

Цель: Учить  самостоятельно  выбирать тему, предмет, сюжет, который можно слепить из солёного теста. Использовать знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.

Тема 30. «Кто живёт в избушке»

Цель. Учить лепить «брёвнышки» для петушка. Вызвать интерес к сказке «Петушок – золотой гребешок».

Тема 31.  «Заборчик для избушки»

Цель. Развивать у детей сюжетно – игровой замысел (связывать содержание с предыдущем занятием с лепкой избушки), раскатывать комочки теста прям

Тема32.  «Блинчик», «Баранка»,«Печенье».

Цель. Раскатывание комочков круговыми движениями ладоней для получения предметов в форме шара. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

Методическое обеспечение программы.

Методические приемы: 

• показ технологических приемов.

• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.

• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.

 • игровые приемы (приход героя и др.)

• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

 Дидактический материал:

• аудиозаписи.

 • использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).

• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

 Методы обучения :

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

Мониторинг знаний и умений детей.

Список детей

Показатели

Общий балл.

Уровень.

Умение готовить рабочее место.

Умение самостоя-тельно выбирать необходи-мый материал.

Умение работать с тестом.

Владение техникой разукрашивания готовой продук-ции.

Владение техникой покрытия лаком готовой продук-ции.

Эстетичность.

Высокий уровень -      %

Средний уровень -      %

Низкий уровень -        %       

Другие формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, выставка, конкурс, презентация творческих работ.

Список литературы

Для разработки программы.

  1. Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2015г.
  2. Журнал «Школа» №1, №2 2014г.
  3. Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2014г.
  4. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».
  5. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста.
  6. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”.
  7. ЛежневаС.C., И.И. Булатова “Сказка своими руками” Минск 2014.
  8. Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2013.
  9. Синеглазова М.О.  «Удивительное солёное тесто». Москва.        Издательский Дом МСП. 2015.
  10. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

Список рекомендуемый для родителей и детей:

  1. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» - М.: «АСТ – Пресс», 2006.
  2. Силаева К.К., «Соленое тесто6 украшения, сувениры, поделки» - М.: Изд. Эксмо, 2006.
  3. Хананова И. «Соленое тесто» - М.: «Дрофа», 2007.

Календарный учебный график

месяц

Время проведения

Форма занятий

Тема занятий

Место проведения

1

Октябрь

15:15-15:45

Теория/

практика

Солёное тесто

Групповое помещение

2

Теория/

практика

Растения. Листочки.

Цветок

3

Теория/

практика

Фрукты. Овощи.

4

Теория/

практика

Раскраска готовых изделий

5

Ноябрь

15:15-15:45

Теория/

практика

Завиток

6

Теория/

практика

Крендель

7

Теория/

практика

Плетенка

8

Теория/

практика

Косичка

9

Декабрь

15:15-15:45

Теория/

практика

Ёлочка

10

Теория/

практика

Зайчик

11

Теория/

практика

Петушок

12

Теория/

практика

Раскраска готовых изделий

13

Январь

15:15-15:45

Теория/

практика

Рыбка

14

Теория/

практика

Народные традиции. Плюшка

15

Теория/

практика

Мы лепим пончик.

16

Теория/

практика

Раскраска готовых изделий

17

Февраль

15:15-15:45

Теория/

практика

Угощения. Пирожки. Конфеты

18

Теория/

практика

Цифры 8,23

19

Теория/

практика

Раскраска готовых изделий

20

Теория/

практика

Лакировка готовых изделий

21

Март

15:15-15:45

Теория/

практика

Подарок

22

Теория/

практика

Сердечко

23

Теория/

практика

Натюрморт

24

Теория/

практика

Составление букета

25

Апрель

15:15-15:45

Теория/

практика

Солнышко

26

Теория/

практика

Буквы

27

Теория/

практика

Раскраска изделий и покрытие их лаком

28

Теория/

практика

По замыслу

29

Май

15:15-15:45

Теория/

практика

Кто живет в избушке?

30

Теория/

практика

Забочик для избушки

31

Теория/

практика

Угощайся , Мишка

32

Теория/

практика

Блинчик, Баранки, Печенье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"

Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Вторая младшая 2016-2017 уч. г.

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Средняя группа 2017-2018 уч. г.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки». Старшая группа

Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или ино...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки» Подготовительная группа 2019-2020 уч. год

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Программа дополнительного образования кружок «Волшебное тесто»

Программа по кружку «Волшебное тесто» рассчитана на 3 года (4 - 7 лет). Программа реализуется с детьми среднего, старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования кружок «Волшебное тесто»

Программа «Волшебное тесто» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических разработок: И.А. Лыкова «Изобразительная деятель...