Конспект НОД попознавательному развитию Тема: Символы нашего города
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Игнатьева Елена Евгеньевна

Конспект занчтия по петербурговедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._zan.peterburgoved.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по петербурговедению в подготовительной группе.
Тема: «Символы нашего города»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1. Расширять представления детей о родном городе.
2. Уточнять знания детей о символах Петербурга.
3. Дать начальные знания о Петропавловской крепости.
4. Воспитывать чувства гордости и уважения к городу, в котором живём.
5. Формировать живой интерес к истории, развивать любознательность.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Иллюстрации достопримечательностей Санкт- Петербурга.
2. Аудиозапись песни Олега Кваши «Санкт- Петербург».
3. Доска для рисования, ватман, карандаши, восковые мелки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Знакомство с достопримечательностями города по иллюстрациям.
2. Разучивание стихотворений.

3. Рекомендации родителям: совершить семейную прогулку в центр города, в Петропавловскую крепость.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I ЧАСТЬ. «Герб, флаг и гимн».

Воспитатель:  «Ребята, представляете, нам с вами пришло письмо на почту д/с №31: «Здравствуйте ребята, мы дети старшей группы   города Москвы, мы узнали, что в г. Санкт- Петербург, то же есть такой сад. Мы не были в вашем городе, расскажите, пожалуйста, нам о нем. Нам очень интересно».

Воспитатель: Ребята ,  ответим ребятам на письмо, расскажем, есть ли какие-нибудь символы, отличающие наш Санкт- Петербург от других городов? Герб, флаг и гимн.

Дети: Да, ответим

Воспитатель: А у Санкт- Петербурга есть герб?

Дети: Есть

Воспитатель: Да ребята, верно, у нашего города есть герб. Давайте рассмотрим герб нашего города, как он выглядит и о чем может нам рассказать?

Воспитатель: На гербе нарисован щит с якорями. Все предметы на гербе не случайны, о чем нам они рассказывают?

Воспитатель: Щит – это?

Дети:  защита.

Воспитатель: Правильно, а  Красный цвет  это?

Дети: смелость и храбрость.

Воспитатель: Сколько якорей на гербе ?

Дети:  Два.

Воспитатель: Кто скажет почему на гербе два якоря?

Дети: Их два потаму, что один  речной , а второй морской.

Воспитатель: Какие молодцы! Правильно! Наш  город был построен для защиты границ нашей страны. В нашем городе есть морской и речной порты. Кроме якорей на гербе находится еще один предмет - это скипетр с двуглавым орлом – предмет царской власти. На гербе он находится не случайно. Город был основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили цари, здесь была столица страны. Какой еще есть символ у Санкт- Петербурга?

Дети:  Флаг.

Воспитатель:  На красном прямоугольном полотне расположен герб города.
- А что ещё наш город отличает от других городов?

Дети: Гимн.
Воспитатель: Правильно ребята, это гимн.

 Только торжественная, особенная музыка может называться гимном. Гимн звучит в особенных очень важных случаях – при проведении парадов, при праздновании очень важных городских праздниках, при поднятии и спуске флага, в самые важные и торжественные моменты. Давайте прослушаем аудиозапись гимна Санкт- Петербурга.
Слушают гимн

Воспитатель: А сейчас ребята поиграем в игру:
Назовите лишнее слово: Петроград, Ленинград, Москва, Санкт- Петербург.

Дети: Москва

Воспитатель: Правильно

 А остальные слова это названия нашего города. У него было три имени. Кто дал первое имя городу?

Дети:  Пётр I

Воспитатель: Какие вы  все молодцы, всё верно. А теперь отгадайте загадку:

Загадка. Кто был мастер на все руки, не зевал от лени, скуки, сам отличный мореход, основал российский флот. 

Дети: (Петр I)

Воспитатель: И снова правильно.
Петр I назвал  город своим именем?

Дети: Нет.

Воспитатель: Умнички! Пётр город  назвавал в  честь своего ангела-хранителя Святого Петра. И имя города переводится как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось. Скажите кто это такой Петр I, что он сделал для нашего города?

Дети:  Он построил наш город 16 мая 1703 года.

Воспитатель: Верно.В те времена шла война со шведами. Военные действия проходили на реке Неве, в тот год была одержана победа над шведами. Про имя города мы рассказали, а сколько же ему лет? Кто сможет посчитать? Я буду загадывать вам число, и писать на доске правильный ответ.


-В первой клетке число, которое меньше 2 на 1 (1). Во второй, какое число идет после 6 (7). В третьей число, обозначающее пустое место (0). Больше 2, но меньше 4 (3).

В этом году в мае городу исполнится 313 лет. Для человека это очень большой возраст, а для города нет. У нас еще очень молодой город, по сравнению с остальными городами, но у него уже есть своя очень богатая история.

II ЧАСТЬ. «Петропавловская крепость».

Загадка: Стреляет в полдень пушка, скрывается в дыму. Когда стреляет пушка, не страшно никому! Шумит волна речная у крепостной стены. А пушка ведь ручная: она – не для войны. (Петропавловская крепость).

Все дети вместеОСТРОВ ЗАЯЧЬИМ ЗОВУТ, ЗАЛОЖИЛИ КРЕПОСТЬ ТУТ. КРЕПОСТЬ НА НЕВЕ СТОИТ, В НЕБЕ ТОНКИЙ ШПИЛЬ БЛЕСТИТ. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР НАШ ПРИТЯГИВАЕТ ВЗОР.

Воспитатель: Для укрепления границ Петр I решил построить крепость на разветвлении Невы, это был остров. Он был окружен с трёх сторон просторами Невы, а с четвёртой находился Берёзовский остров. Эту крепость назвали Петропавловской. Почему именно на берегу Невы стали строить крепость? Чтобы охранять город от кораблей врагов. Как только появились бы враги на Неве, то стали бы стрелять из пушек по ним. Стены крепости сначала строили из бревен, а потом из камня, чтобы ни огонь, ни вода не разрушили их.

На её территории был построен Петропавловский собор. Он очень высокий, наверху колокольня, завершённая шпилем, издалека виден сверкающий шпиль собора – это один из самых старых храмов Санкт- Петербурга; наверху его шпиля парит АНГЕЛ – хранитель нашего города, он не просто смотрит на город, а ещё указывает направление ветра, он – ФЛЮГЕР. Архитектор крепости Доменико Трезини.

Воспитатель: Где была построена крепость?

Дети: На заячьем острове.

Воспитатель:  Правильно ребята! А сейчас прослушайте сказку и поймете, почему остров заячий.

Воспитатель читает:

Сказка «Царский заяц»

Недалеко от того места, где река Нева впадает в 
Балтийское море через Финский залив, было множество островов. А что такое остров? Ученые называют островом часть суши, со всех сторон окруженную водой (в отличие от полуострова, который одной своей частью соприкасается с большим участком суши). Острова эти были дикие, почти не заселенные людьми. Но зверья там разного водилось в изобилии: белки, лисы, дикие кабаны, косули, олени, волки. Но особенно много было зайцев. На одном из таких островов жило семейство самых обычных зайцев. Все были зайцы как зайцы: в меру пугливы, проворны, быстры; а этот - ну уж слишком трусишка. Где-то ветка хрустнет - он в кусты, белка шишку уронит - он и дышать от страху забывает, ну а уж если хищник какой где-то появится - бежит наш зайка не чувствуя под собой лап. Как-то весной случился сильной ледоход, река забурлила, разлилась, вышла из своих берегов и затопила множество островов. Звери спасались от большой воды кто как мог. Зайка наш совсем духом пал: «Плакали мои длинные ушки и мой куцый хвостик. Куда мне бедному бежать, где искать защиты?» Увидел заяц, бревно плывет по воде. Он на бревно - скок, а сердце колотится от страху, хвостик дрожит; сидит он на бревне, отдышаться не может. Вдруг глядь - а на бревне этом лиса сидит, язычком облизывается, глазки хитрые щурит. «Ну, здравствуй, дружок, добро пожаловать на ужин» А зайка, откуда только силы взялись, как оттолкнется от бревна и скок на какой-то бережок. И ну со всего духу бежать. Глаза закрыл, бежит, ничего не видит вокруг себя. Вдруг - бух, налетел на что-то. Стукнулся так, что аж искры из глаз посыпались. Открыл он один глаз, смотрит - великан перед ним. Стоит руками машет, чуть не валится с ног то ли с испугу, то ли смеху. Понял заяц, что это он великана напугал. Трусишка наш расхрабрился, да как стукнет своей задней сильной лапой большого человека по сапогу и прыг в кусты (на всякий случай). С той поры заяц наш осмелел. Слыханное ли дело - великана напугал! Сказка вся, в ней есть намек, добрым молодцам урок.

Кем же был тот великан, которого заяц то ли напугал, то ли удивил и рассмешил? Русский царь Петр I. На этом «заячьем» острове царь начал возводить крепость (позже она будет названа Петропавловской). Согласно преданию, возводившие её строители трудились очень медленно. Царь разгневался и прибыл на остров, чтобы сурово наказать нерадивых работников. Но в тот момент, когда царь выходил из лодки на берег, на его сапог неожиданно прыгнул заяц. Царя это очень позабавило и привело в доброе расположение духа, благодаря чему он отменил суровые наказания и нарёк остров Заячьим. Говорят, что царь подхватил зайчишку на руки, хохотал и велел отдать его царевнам на забаву.

Уже в наше время на одной из опор Иоановского моста, который ведет к главному входу в Петропавловскую крепость, установили небольшой памятник «зайцу, спасшемуся от наводнения». Его высота 58 см. Заяц стоит на защитной свае, предохраняющей мост от ледохода. Туристы, приезжающие в С. -Петербург, бросают на постамент, где стоит зайка, монеты, стараясь попасть на деревянную опору.

Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны от врагов, а сейчас входит в состав Музея истории Санкт- Петербурга. С Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно в 12:00 производится выстрел сигнальной пушки. В 1991 году на территории Петропавловской крепости установлен памятник Петру Великому работы скульптора Шемякина. Сейчас на пляже Петропавловской крепости проводятся различные развлекательные мероприятия. Также проводятся экскурсии.

III ЧАСТЬ «Игра».

Игра «По болоту Пётр шёл…» Считалкой выбирают царя Петра.

«По болоту Пётр шёл, остров заячий нашёл, он собрал рабочий люд, чтоб построить крепость тут, зайцы пушек испугались по болоту, разбежались. Один, два, три, ну-ка зайчика найди. Дети идут по кругу, ребенок, играющий царя, идет в противоположную сторону. Дети движениями показывают, как созывали рабочих, строили крепость, дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, стараются не шевелиться. Ребенок, играющий царя должен запятнать зашевелившегося «зайца».
Итог:
Вопросы для закрепления. Предложить перейти за столы и нарисовать достопримечательности  Санкт- Петербурга.

Воспитатель: Вот и подошло  к концу наше занятие. Вы все были большие молодцы. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (Познавательное развитие) Тема: " Мой родной город" в старшей группе

Конспект НОД (Познавательное развитие) Тема: " Мой родной город" в старшей группе...

Конспект ООД в области "Познавательное развитие" Тема: "Улица нашего города" для средней группы.

Конспект ООД в области "Познавательное развитие" Тема: "Улица нашего города" для средней группы.Конструирование....

Конспект открытого занятия на тему: «Машины нашего города» для молодых специалистов по ПДД, на базе МБДОУ № 36

Дать понятие о виде транспорта «Автобус», чем помогает он людям.- Закрепить понятие о других видах транспорта ( легковой, грузовой).- Способствовать развитию мелкой и крупной моторики рук, развивать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: « В нашем городе родном, мы здоровыми растем»

Конспект непрерывной образовательной деятельностидля детей средней группыТема: « В нашем городе родном, мы здоровыми растем»Воспитатель: Морозова Е.В. Цель:Расширять представления...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Неваляшка – символ нашего города Котовска»

Познакомить детей с историей возникновения  куклы –неваляшки, как символа нашего  города, уточнить и закрепить знания детей о родном городе....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: Символы нашего города.

Конспект НОДпо познавательному развитиюв подготовительной  группе ДОУ Тема: Символы нашего города....

Конспект по Петербурговедению для подготовительной группы«Символы нашего города»

Знакомство с официальными символами Санкт ‑ Петербурга....