Приёмы воспитания детей на уроках музыки в детском саду.
учебно-методический материал

Рождественская Валентина Анатольевна

На протяжении всей своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, развиваются наиболее успешно. В деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, ощущение, воображение.

Также и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Музыкальная деятельность дошкольников заключается в различных способах и средствах познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy.docx25.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приёмы воспитания детей на уроках музыки в детском саду.

С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально - слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально - ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский отмечал важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства. Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться и отдыхать. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В ней слышится живая речь - спокойный или взволнованный рассказ, плавное или прерывистое повествование, вопросы, ответы, возгласы. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Нужно развивать восприятие музыки как активную деятельность, подобную игре на инструментах или пению. Необходимо прежде всего добиваться понимания того, о чем «рассказывает» музыка. Восприятие является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Программа по слушанию музыки строится на основе четко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке.

Восприятие музыки у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. В дошкольном возрасте закладываются элементарные основы музыкальной культуры. На младших этапах развития дети в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие и яркие по своим образам произведения, особенно песни. Их эмоции в виде удивления, восхищения выражаются в прихлопываниях, подпрыгиваниях и быстро возникая, также быстро исчезают. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, дети могут воспринимать музыку более осмысленно. Появляется заинтересованность содержанием произведения, возникают вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка, выразить свои настроения после прослушивания музыкального произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется и закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. К концу пребывания в детском саду дети способны узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение, может различать виды музыкальных произведений и их особенности (марш, пляска, колыбельная).

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно использовать для развития музыкального восприятия все виды музыкального исполнительства, которые осуществляются в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Детское исполнительство требует заданных тренировочных действий, повторений и упражнений.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, способствует развитию и укреплению легких, укреплению голосового аппарата. По мнению врачей, пение - лучшая форма дыхательной гимнастики. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка. Оно наиболее близко и доступно детям. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах и ансамблях. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни детей, занимает его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Подробно методика работы с детским голосом была дана музыкальным деятелем и педагогом Н.А. Метловым.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются через движения. На протяжении многих лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводится особое место, так как музыканты признают за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Китай, Греция, Древняя Индия).

Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно - образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз впервые обосновал ритмику как метод музыкального воспитания. Ритмика помогает развитию музыкальных способностей ребенка, его пластичности и. выразительности движений. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, ее непростой язык. Движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки помогают моделировать движения рук, танцевальные и образные движения. Музыкальное воспитание средствами движений осуществляется в процессе разучивания игр и плясок, хороводов и танцев, упражнений и драматизаций, доступных и интересных детям. Но, занимаясь ритмикой, необходимо помнить, что центром занятия является музыка, а не исполнение движений.

В вопросе музыкального воспитания детей особая роль отводится музыкальным инструментам и детским игрушкам, которые вызывают у ребят большой интерес. Ими широко используют в детских дошкольных учреждениях, вовлекая тем самым малышей в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольный период: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре. Некоторые игрушки - инструменты используются как наглядные дидактические пособия, которые помогают педагогу развивать музыкально - сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. Названия «музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх в младших группах детского сада. В старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. Обучение игре на детских музыкальных инструментах развивает у детей восприятие пьес, исполненных взрослыми. Детские инструменты часто являются маленьким подобием настоящих. В детском саду желательно подобрать полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.

Известный педагог и музыкальный деятель Н.А. Метлов уже в 20-е годы XX столетия говорил о важной роли этого вида детской музыкальной деятельности. Он стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах, провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, а затем и смешанного). Н.А. Метлов был первым автором программ музыкальных дисциплин, которые изучаются на разных уровнях подготовки педагогов - музыкантов и воспитателей детских садов. В своих публикациях он дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения и характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых окрасок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

На музыкальных занятиях дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства. Нельзя ограничиваться лишь разучиванием данного произведения или репертуара. Важно, чтобы занятия носили творческий характер, создавать для этого предпосылки: дать возможность ребенку выбрать инструменты для исполнения той или иной пьесы, предоставить условия для проявления импровизации. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения (накопленные впечатления от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником). В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Детское музыкальное творчество и исполнительство обычно не меют художественной ценности для окружающих. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, разнообразия и оригинальности. Необходимо развивать у детей основные музыкальные способности для того, чтобы они могли сочинить и спеть мелодию. Необходимо развивать воображение и фантазию, свободную ориентировку в непривычных ситуациях для проявления своего творчества во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

В дошкольный период развития дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Развитие ладового чувства (различие эмоциональной окраски музыки - характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена; что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску; что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика) создают определенное настроение (веселое или торжественное, нежное или грозное). Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые вижутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.).

Основная форма образовательной работы с детьми - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности и важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности им не должны осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей и интересов. В противном случае процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим. Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими радостными эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях.

Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой и их содержание и структура зависит от возраста детей. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. На музыкальных, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу.

Во время музыкального занятия детей обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т.д.), что отличает данные занятия от других (лепка, рисование, математика и другие).

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо переключать внимание ребят с одного вида деятельности на другой, не снижая при этом эмоционального подъема. Вызывает трудность и последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. Учебный материал различен по степени трудности. Поэтому задания более сложные следует давать в начале занятий. Необходимо также к концу занятия снижать общую нагрузку.

Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный и игровой характер. В практике обучения в более старшем возрасте считается целесообразным распределение различных видов деятельности в определенной последовательности. В начале занятия даются небольшие музыкально - ритмические упражнения, которые организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. Затем ребята слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание нескольких песен. Заканчивается занятие музыкально - ритмической деятельностью - игрой, пляской, хороводом. Спокойные задания, чередуяс с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно на протяжении всего занятия. Организованному и четкому проведению музыкальных занятий способствует составление планов обучения на занятиях.

Большое значение в развитии активности и творчества ребят играет правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально- игровой, изобразительной, художественно - речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии, исполняют несложные пляски. Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке - сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить. На музыкальных занятиях педагог систематически побуждает детей к самостоятельным действиям, к использованию полученных знаний и навыков. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «музыкальные концерты», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие» ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей - «артистов», для своих товарищей - «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительнымидля музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия ребят носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть. Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок», оборудованный соответствующей мебелью. Его нужно размещать в отдаленном месте. В распоряжении ребят должно находиться небольшое количество музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов, настольных музыкально - дидактических игр, наглядный материал. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы ребят.

Основная роль воспитателя - в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью ребят, соучастие в ней. Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя является залогом появления потребности у ребят к самостоятельному музицированию, достижения успехов детей.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах: на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, интересы и склонности ребят, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Часто в практике детских садов организуется поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности ребят, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческий способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан и другие). Слушая танцевальную музыку в записи, дети стараются определить ее характер: полька, вальс или русская плясовая. Этому иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоции, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. На прогулке подвижные игры проводятся с пением. Летом можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.

На художественных занятиях музыка также может найти широкое применение. Знакомя ребят с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. И здесь у ребят развивается музыкальность, основные ее компоненты - эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности.

Важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия являются развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры - драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и другое). Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, хореографические миниатюры, хороводы), в другом - применяются частично (спектакли, игры - драматизации). Правильное нахождение места музыки в развлечениях помогает точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и тем самым более целенаправленно осуществить педагогическое воздействие на детей.

Различные виды музыкальной деятельности занимают ведущее место на детских утренниках. Праздники в детском саду посвящены знаменательным событиям и являются важным звеном педагогического процесса. Разнообразна художественная деятельность детей на утренниках: торжественные шествия, перестроения, пение, игры, танцы. Новый год, встреча весны, мамин день, праздник Победы, прощание с детским садом и встреча со школой - разнообразная тематика утренников создает у детей приподнятое настроение, вызывает патриотические и эстетические чувства, эмоциональный отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду".

Труд -важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Труд детей дошкольного возраста является в...

Воспитание детей в семье и в детском саду

Отдав ребёнка в детский сад, родители считают, что дома заниматься с ребёнком необязательно. Задача воспитателей- через различные формы довети до сознания родителей о необходимости взаимосвязи воспита...

Доклад: «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»

На  этом  докладе  о  гендорном  воспитание  детей  старшего  возраста....

Консультация для родителей на тему: "Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду"

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить ...

Консультация для родителей "Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду"

Становление личности ребенка изначально происходит в семье. Нравственное воспитание детей происходит на протяжении их жизни. Среда, в которой развивается и растет ребенок, играет определяющее значение...

Знакомство детей с классической музыкой в детском саду.

Главная наша задача – привить детям  любовь  к классической музыке, научит  слушать и понимать ее!Поэтому очень важно начинать знакомство с классикой в раннем возрасте.Статья расс...

Воспитателю о воспитании детей 5-7 лет в детском саду и семье. Практическое руководство по реализации Программы воспитания (проект) — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022. – 16 с.

Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» представляет педагогическую модель организации воспитательной работы, направленной на приобщение детей старшего дошкольного возраста к ц...