Знакомство детей с классической музыкой в детском саду.
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кокорева Светлана Викторовна

Главная наша задача – привить детям  любовь  к классической музыке, научит  слушать и понимать ее!

Поэтому очень важно начинать знакомство с классикой в раннем возрасте.Статья расскзывает о композиторах музыку которых можно и нужно использовать для слушания в детском саду .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_muzyki.docx21.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Знакомство детей с классической музыкой в детском саду.

Выдающийся композитор Д.Д. Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся», поэтому наша задача  — научить детей слушать классическую музыку, чувствовать её, воспринимать, сопереживать, «пропускать через себя», воплощая свои впечатления в исполнительской и творческой деятельности.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.  

         Музыка влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, (подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

         Возбуждающе громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах), побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

         Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.  Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего – классическая музыка.

Ребёнок восприимчив ко всему подлинному и прекрасному, у него нет стереотипов в мышлении. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей. При организации слушания музыки используются разные виды искусств: музыка, поэзия и живопись.

Это обогащает восприятие музыкального произведения, даёт возможность более основательно донести до детей музыкальный образ и повышает эффективность занятий. Вариативностью отличаются и формы проведения занятий: слушание и анализ музыкального произведения, исполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах, художественная деятельность

После прослушивания и анализа произведения детям даётся возможность передать свои впечатления от увиденного и услышанного в исполнительской и творческой деятельности: пении, рисовании, музыкально-ритмических движениях. Интеграция различных видов искусств даёт детям возможность ярче проявить себя в творчестве, помогает ощутить свои возможности и укрепляет веру в свой успех. Кроме тогоразвивая в ребёнке музыкальность, мы предоставляем ему свободу самовыражения, интеллектуальную и эмоциональную раскованность.

Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? Фортепьянные пьесы для детей П. Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, А.Гречанинова, С. Майкапара, С.Прокофьева Г.Свиридова и др. слушание этой музыки уже в раннем дошкольном возрасте благотворно влияет на детей, вызывает неподдельный интерес и массу положительных эмоций, побуждает ребят к развитию мышления, воображения.

Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать, симфонические произведения, например «Детскую симфонию»  И.Гайдна, сюиты для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническую сказку Сергея  Прокофьева «Петя  и волк». В данном случае, обычно берутся небольшие фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма.

Слушание танцевальной музыки зачастую вызывает у детей желание станцевать, выразить в движении то, что они слышат, чувствуют. Самая разнообразная танцевальная музыка, старинные танцевальные пьесы И.С.Баха, (например, из сюиты  для камерного оркестра си минор – «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка»), вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта, балетная музыка И.Чайковского, ритмичную  маршевую музыку, например «Марш» (труба и барабан) из сюиты Ж.Безе «Детские игры», фрагменты маршевых финалов из концертов и симфонии Л. Бетховена, воспринимается детьми легко. Важно выбрать яркий отрывок, чтобы дети увлеклись, сосредоточенно слушали музыку. Если произведение заинтересовало ребят, они часто просят  исполнить его еще раз. При повторном прослушании можно немного удлинить фрагмент, но чтобы он носил законченный характер.

Самое важное – дать почувствовать детям настроение, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимости. Позже  заострить внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых  эти настроения переданы.  

Знакомство детей с зарубежной классической музыкой нужно начинать с произведений  И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов В музыкальную программу целесообразно включить наиболее известные из произведений Баха, которые доступны для восприятия детьми дошкольного возраста. Специально для детей написаны его музыкальные миниатюры из нотной тетради Анны Магдалины Бах.

Дошкольники должны быть знакомы и с творчеством выдающегося итальянского композитора Антонио Вивальди, на произведениях которого учились Бах и Гендель. Его концерт "Пастушка" доступен для восприятия детьми 4-6 лет, а знакомство с замечательным циклом "Времена года" можно начинать уже с 6 лет. Так же необходимо познакомить детей с творчеством основоположника венской классической школы Йозефа Гайдна, который оставил после себя громадное музыкальное наследие. Он является автором более ста симфоний, самые известные из которых вполне доступны для восприятия детьми 5-7 лет. С некоторыми менуэтами Гайдна можно познакомить детей уже с трех лет, а его ''Детская симфония" доступна для слушания детьми с 5 лет.

Как можно раньше детей нужно знакомить с музыкой гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его замечательные мелодии близки и понятны детям Можно обратить внимание детей, что Моцарт был большим любителем танцев и оставил нам великое множество танцевальных пьес различного характера. Эти пьесы доступны для восприятия детьми уже в 3 - 4 года. Детей 5 - 7 лег необходимо познакомить с популярными музыкальными произведениями В.А. Моцарта крупных форм - "Маленькой ночной серенадой", симфонией № 40 (1 часть), сонатой для фортепиано № 15 (1 часть) и фрагментами из оперы "Волшебная флейта".

         Величайший немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен,  творчество которого по праву занимает достойное место рядом с именами таких титанов, как Шекспир, Рембрандт и Толстой. Этот композитор должен прочно войти в сознание детей как одно из величайших явлений мировой культуры, поэтому с его музыкой нужно знакомить детей как можно раньше.  Композитор написал значительное число произведений для детей. В числе их песенка "Сурок". Дети способны понять, осмыслить и почувствовать самое глубокое и важное в его творчестве, которое не всегда доступно даже восприятию взрослых. Именно поэтому детям, наряду с малыми формами, можно уже в 6-7 лет дать послушать "Лунную" (1 часть) и ''Патетическую" (1 часть) сонаты Бетховена. 

Следует также обратить детское внимание на творчество выдающихся представителей романтизма в музыке XIX столетия - Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена и Ф. Листа. Детей необходимо познакомить с наиболее популярными вокальными миниатюрами Франца Шуберта из цикла "Прекрасная мельничиха". 

Выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ оказал большое влияние не только на скандинавских авторов, но и на европейскую музыку в целом. В его творчестве нашли отражение типичные черты норвежского музыкального фольклора, которые представлены в замечательной симфонической сюите к драме Ибсена "Пер Гюнт".

Знакомство детей с музыкой русских классиков  М.И. Глинки и П. И. Чайковского, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова .

Как можно раньше детей нужно познакомить с творчеством основоположника русской классической музыки - Михаила Ивановича Глинки. С его  песней "Жаворонок" и "Попутной песней", так же  нужно познакомить с фрагментами из оперы "Руслан и Людмила". При  слушании "Камаринской" педагог должен обратить внимание детей, что в основу этого произведения положены две народные песни, много раз слышанные Глинкой.

Творчество одного из выдающихся представителей мирового музыкального искусства Петра Ильича Чайковского должно быть обязательно представлено детям дошкольного возраста. Его "Детский альбом" - настольная книга для слушания музыки детьми. Он был создан под впечатлением шумановского "Альбома для юношества". Пьесы его доступны для исполнения самими маленькими детьми, они ярки и разнообразны. Уже в 3-4 года детей можно познакомить с "Болезнью куклы", а в 4-5 лет с "Маршем деревянных солдатиков". В этом возрасте любимая игрушка девочек - кукла, которую они ''кормят, одевают, укладывают спать". Им очень близка пьеса "Болезнь куклы". Мальчики любят играть в солдатики, и им по душе будет "Марш деревянных солдатиков". Слушать пьесы из "Детского альбома" рекомендуется, сгруппировав их по циклам. В 4-5 лет можно предложить для слушания песни из "Детского альбома" (старинная французская, немецкая, итальянская, неаполитанская), затем - танцы (вальс, полька, мазурка). В 6-8 лет следует познакомить детей с пьесами из "Детского альбома", которые требуют развернутой беседы с ними по поводу прослушанной музыки. Это пьесы "Утреннее размышление", "Мама", "Нянина сказка", "Баба Яга", "Сладкая греза" и др. Прекрасным материалом для слушания музыки являются фрагменты из балетов П.И. Чайковского "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", которые доступны детям, начиная с 4-х лет. В 5-7 лет детей уже можно знакомить с фрагментами оперы "Евгений Онегин" и фортепианным циклом "Времена года".

Важно также познакомить детей с произведениями корифея русской оперной музыки - Николая Андреевича Римского-Корсакова. Жанр оперы занимает основное место в творчестве этого композитора. Прекрасный музыкальный материал по слушанию музыки содержит опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" ("Три чуда", ария царевны-лебеди, полет шмеля), опера «Снегурочка», «Садко».

Имя Сергея Васильевича Рахманинова занимает одно из первых мест в истории русской музыкальной культуры. Дети любят популярную "Итальянскую польку" Рахманинова, которая доступна им уже с 4-х лет. В возрасте 6-8 лет детей уже можно знакомить с одним из лучших произведений Рахманинова - "Вторым фортепианным концертом". 

Одним из выдающихся композиторов XX века является Сергей Сергеевич Прокофьев. В его музыке много оригинального и самобытного. Немало музыкальных произведений написано им специально для детей. Среди них цикл фортепианных пьес "Детская музыка" и симфоническая сказка "Петя и волк". В последнем произведении дети знакомятся в остроумной и живой образной форме с различными музыкальными инструментами. Одним из выдающихся произведений Прокофьева является "Классическая симфония". Изысканно грациозный "Гавот" из "Классической симфонии" доступен для восприятия детьми 4-5 лет. В более позднем возрасте следует познакомить детей с фрагментами из балетов Прокофьева "Золушка" и "Ромео и Джульетта".

Всесторонне одаренный композитор и музыкант Самуил Моисеевич Майкапар известен как автор фортепианных пьес для детей и юношества. Большую популярность завоевал цикл миниатюр "Бирюльки". С отдельными пьесами из этого цикла можно знакомить детей уже с 3-х лет.

Выдающийся композитор Анатолий Николаевич Александров написал немало произведений для детей. Замечательная детская музыка композитора веет оптимизмом и солнечной улыбкой. Одна из его чудесных детских пьес - "Новогодняя полька", которая вполне доступна для восприятия детьми 3-4 лет.

Замечательно творчество композитора Исаака Осиповича Дунаевского, который является классиком советской песни. Его произведения вошли в сокровищницу музыкального искусства. Большую известность Дунаевский получил за музыку ко многим кинофильмам. С этой музыкой можно знакомить детей, начиная с 5-летнего возраста. Любимым для детей стал "Марш" из кинофильма "Веселые ребята". Жизнерадостна и оптимистична егозыка к кинофильму "Цирк" ("Песня о Родине", "Колыбельная", "Марш", "Лунный вальс"), а "Увертюра" из фильма "Дети капитана Гранта" сродни классическим образцам. Детей нужно познакомить с музыкой Дунаевского из оперетты "Вольный ветер". Произведения Дунаевского, праздничные и звонкие, задумчивые и мечтательные, утверждающие всегда радость жизни, стали любимыми детьми всех возрастов.

Важное место в творчестве выдающегося композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского занимает детская тема. Его произведения доступны детям, начиная с 3-летнего возраста. В 6-8 лет детей можно познакомить с первой и третьей частью "Третьего концерта для фортепиано с оркестром" и "Концертом для скрипки с оркестром". В "Третьем концерте для фортепиано" композитор использовал мелодию известной детской песни-вальса "Наш край".

Дмитрий Дмитриевич Шостакович был одним из самых выдающихся творцов музыки XX столетия. Детям адресованы "Детская тетрадь" (для начинающих музыкантов) и "Танцы кукол" (фрагменты из балетных сюит композитора). Детей 7-8 лет можно познакомить с монументальным произведением  Д. Шостаковича "Праздничная увертюра". В начале Великой Отечественной войны композитор создает свою замечательную Седьмую ("Ленинградскую") симфонию.

Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике, поскольку классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития. Итак, дети дошкольного возраста имеют интуитивное чувство музыки. Это заключается в положительном реагировании ребенка на звучащую музыку уже с раннего возраста. Очень рано дети начинают воспринимать классическую музыку. Это врожденная предрасположенность к классике. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания. Обогащается музыкальный опыт, как основа эстетического восприятия окружающего мира. Применение классической музыки в работе с детьми улучшает психофизиологические характеристики мозга, вследствие чего повышается способность мозга к обучению. Классическая музыка позитивно влияет на эмоциональное, духовное и даже физическое развитие ребенка. Слушать классическую музыку полезно и необходимо.

Главная наша задача – привить детям  любовь  к классической музыке, научит  слушать и понимать ее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...