программа "Смышлёный малыш"
рабочая программа (старшая группа)

Казакевич Ольга Александровна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и интеллектуальных способностей, которые позволят в дальнейшем осваивать новое.

 Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленый малыш» предполагает углубление содержания образования дошкольников и позволяет им осваивать логико-математические представления, т.е. свойства, отношения, связи, зависимости; оперировать способами познания: сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация.

Развитие разных мыслительных операций в соответствии с требованиями ФГОС проходит в увлекательной, игровой и познавательной деятельности, направленной на решение интересных детям практических и умственных задач. (О.В.Дыбина, З.А.Михайлова и др.). Это такие игровые методы и дидактические средства: цветные палочки Кюизенера, блоки Дъенеша, кубики Никитина, квадрат Воскобовича и т.д

Применяя в образовательной деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, у детей формируются не только элементарные математические представлени (вычислительные действия, количественный и порядковый счет), а также развивается связанная речь, сенсорика, творческое воображение, логическое мышление. Логико - математические игры направлены на плоскостное и объемное моделирование; комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. Их использование помогает детям осваивать средства и способы познания (эталонов, моделей; сравнения, обследования, счета, классификации, сериации и др), накапливать логико-математический опыт,  развивать мышление, сообразительность, смекалку.

В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №83 г.Томска

Принята на заседании                                         Утверждаю:

методического (педагогического) совета                           Заведующий __________А.Б. Брункина                                                

Протокол № __________________                                      Приказ №____от  «___» _______ 2019 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 социально-педагогической направленности

«Смышлёный малыш»

 (в рамках образовательного проекта

 «Развиваем интеллект с детства»)

Уровень программы: общекультурный (ознакомительный)

 Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 учебных года

 

                                                                                                                      Автор-составитель:  

                                                                                                                  Казакевич Ольга Александровна,

                                                                      воспитатель

                                                           

 

 Томск – 2019 г.

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

  1. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)
  2. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)
  1. Планируемые результаты

1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)

1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет

2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы

2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

Приложение

     

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленый малыш» - социально-педагогической   направленности, ориентирована на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через освоение логико-математических представлений. Актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:

  • п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»;
  • п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»;
  • п.2.7. «развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях».

Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и интеллектуальных способностей, которые позволят в дальнейшем осваивать новое.

В МАДОУ № 83 в инвариантной части ООП развитие интеллектуальных способностей происходит на математических занятиях, при конструировании, в игровой деятельности. Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленый малыш» предполагает углубление содержания образования дошкольников и позволяет им осваивать логико-математические представления, т.е. свойства, отношения, связи, зависимости; оперировать способами познания: сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация.

Развитие разных мыслительных операций в соответствии с требованиями ФГОС проходит в увлекательной, игровой и познавательной деятельности, направленной на решение интересных детям практических и умственных задач. (О.В.Дыбина, З.А.Михайлова и др.). Это такие игровые методы и дидактические средства: цветные палочки Кюизенера, блоки Дъенеша, кубики Никитина, квадрат Воскобовича и т.д

Применяя в образовательной деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, у детей формируются не только элементарные математические представлени (вычислительные действия, количественный и порядковый счет), а также развивается связанная речь, сенсорика, творческое воображение, логическое мышление. Логико - математические игры направлены на плоскостное и объемное моделирование; комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. Их использование помогает детям осваивать средства и способы познания (эталонов, моделей; сравнения, обследования, счета, классификации, сериации и др), накапливать логико-математический опыт,  развивать мышление, сообразительность, смекалку.

В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени и т.д.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленый малыш» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей дошкольников в интеллектуальном развитии.

Настоящая программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» от 4.09.2014 г. № 1726-р;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13)
  • Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города Томска».

Отличительная особенность программы «Смышленый малыш» в том, что она носит вариативный характер методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку развития интеллектуальных способностей детей через познавательную деятельность.  

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе, являются следующие подходы и концепции:

  • личностно-деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;
  • теория Л.С. Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций;
  • положения А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которому основной путь развития ребенка - это амплификация, т.е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. В отличие от акселерации (т.е. ускорения развития) амплификация предполагает полноценное и максимально наполненное проживание каждого возрастного этапа;
  • концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка — это становление способностей (в отличие от знаний, навыков и умений). Способности понимаются как ориентировочные действия с образными средствами, специфичными для дошкольников схемами, символами, моделями;
  • теоретические концепции психической регуляции деятельности, воли, эмоций, отношений, мотивации, разработанных в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, В.К. Вилюнаса, О.В. Дашкевича, В.А. Зобкова, В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, В.Н. Мясищева, В.Э. Чудновского, В.Д Шадрикова, Т.И. Шульги.

Программа «Смышленый малыш» адресована детям старшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности.

Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.

А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так ка оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности.

Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность.

К знаниям старших дошкольников предъявляются новые требования (системность, которая выражается в необходимости освоить существенные связи в области общественной жизни и явлений природы; относительная обобщённость; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей). У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей 

Объем и сроки освоения программы.

 Программа создана для детей 5-7 лет и рассчитана на два года обучения (сентябрь-май).

Временной период

Кол-во занятий

Длительность занятий 25 - 30 минут. Количество занятий рассчитано с учетом новогодних каникул и других государственных праздников.

В неделю

1

В месяц

4

В год

36

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий - 1 раз в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность для детей 5-6 лет: 25 минут; 6-7 лет: 30 минут.

  1.  Цель и задачи программы.

Цель: развитие интеллектуальнх способностей детей дошкольного возраста через формирование логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и освоение способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).

Задачи программы:

  • Развивать сенсорные (предметно-действенных) способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
  • Развивать логико-математические представления о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
  • Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  • Развивать у детей представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация);
  • Способствовать овладению детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  • Развивать у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, вкулючаться в обсуждение, пульзуясь при этом аргументированной и доказательной речью;
  • Развивать интеллектуально-творческие способности детей: находчивость, смекалку,  сообразительность, стремление к поиску нестандартных способов решения задач;
  • Развивать активность и инициативность детей в познавательной деятельности: умение реконструировать задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т.д.;
  • Формировать предпосылки к учебной деятельности: самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий контроля и самоконтроля.

1.3. Содержание программы

  1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 5-6 лет)

Название раздела, темы

Формы проверки реализации программы

Содержание

Количество

часов

Практика

1

Игры подготовительного этапа

Группировка палочек по разным признакам, сооружение из них построек. Освоение детьми состава комплекта палочек, их цвета, соотношение палочек по размеру.

3

2

Построение лестниц

Построение пирамидок и лестниц разных размеров и изучение особенностей палочек.

1

3

Игра «Помоги  муравьишкам»

Анализ и выявление свойств и их отсутствие, использование знаков - символов

1

4

Составление ковриков

Составление различных ковриков. Подведение к понятию «столько же». Закрепление представлений о величине (длинный-короткий, узкий-широкий, большой-маленький) , понятий «один-много»

1

5

Игра «Дорожки»

Сравнение блоков по одному признаку; определение блоков с одинаковыми и разными свойствами; действие по правилам (строим дорожки, выкладываем гусеницу)

1

6

«Рисуем» картинки «Красная Шапочка и Серый Волк», «Дюймовочка», «Мальвина»

Соотнесение палочек по цвету, длине, расположению.

1

7

«Разноцветные флажки»

Закрепление названия геометрических фигур. Упражнение в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

1

8

«Знаки-символы»

Знакомство со знаками-символами и составление «семейки» блоков такого же цвета, формы, размера.

1

9

«Бусы»

Развитие  умения классифицировать предметы по длине; сравнение группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначение словами результат сравнения (больше, меньше, столько-сколько)

1

10

«Угощение для медвежат»

Онлайн фотоотчет

на сайте ДОО

Развитие умения подбирать блоки и фигуры с другими свойствами (другой формы, другого цвета). Например, если в правой лапе у мишки круглое печенье, то в левой должно быть другой формы (квадратное, треугольное или прямоугольное)

1

11

Игра «Где чей гараж?» («Логическое дерево» )

Ориентирование на свойства знаков-символов, группировка по одному признаку: отправляем машины в гаражи, «выращиваем» дерево

1

12

«Число 5»

Знакомство детей с образованием числа пять и цифрой 5; развитие умения называть числительные по порядку. Закрепление умения различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

1

13

Игра «Угадай-ка»

Анализ одного-двух свойств блоков, выявление их наличие и отсутствие, нахождение блоков

1

14

«Домики для птиц»

Закрепление знаний чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине;   преобразование конструкции предмета .

1

15

Игра «Домино»

Анализ, сравнение объектов по одному и двум признакам; поиск объектов с одинаковыми и разными свойствами; действие  по правилам: постройка  дорожек  из одинаковых по цвету и форме (по форме и толщине, по цвету и форме и т. п.) блоков, игра в домино

1

16

Игра «Найди пару»

Развитие умения  подбирать пару

1

17

картинки по сюжетам сказок

«Три медведя»; «Приключения Буратино»

Соотнесение  палочек, блоков  по цвету, размеру, форме, расположению: «дорисовываем» картинки по сюжетам сказок «Три медведя»; «Приключения Буратино»,  выкладывание  из палочек силуэтов  домика в деревне, зайчика, кита, мышки,  цветка, котенка

1

18

«Дачный поселок»

Онлайн фотоотчет

на сайте ДОО

Развитие умения у детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закрепление ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.

1

19

«Знак-символ - блок»

Ориентировка на знаки-символы: составление пары «знак-символ — блок», исправление ошибок в парах «знак-символ — блок», группировка блоков в группу по знаку-символу, составление силуэтов из блоков: домик, птичка, поросенок, крокодил, снеговик.

1

20

Игра «Засели домик»

Ориентация на свойства знаков-символов, группировка по несовместимым свойствам

1

21

«Новоселье»

Закрепление умения сравнивать палочки по длине, соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

1

22

«Елка»

Упражнение детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закрепление умения использовать слова длиннее-короче, самая короткая, развитие представление об эталонах цвета.

1

23

«Дорога к дому»

Закрепление умения детей измерять с помощью условной мерки; ориентация в пространстве на ограниченной площади

1

24

«Встреча гостей»

Ориентация на свойства знаков-символов, группировка по одному и двум признакам: готовим «сладкий» стол, деление угощения (блоков): сначала — по цвету, затем — по размеру (сначала — по форме, затем — по толщине; сначала — по толщине, затем — по размеру). Определяем, сколько гостей усадим за стол;

1

25

«Кукла Маша»

Развитие умения сравнивать предметы по длине, обозначение словами результата сравнения (длиннее, короче, равные по длине), моделирование предметов по словесной инструкции; ориентация в пространстве.

1

26

«Такие разные породы собак»

Онлайн фотовыставка

на сайте ДОО

Составление силуэтов собак разной породы для выставки

1

27

«Волшебный мешочек»

Анализ свойств объектов, выявление  их наличие и отсутствие: угадывание  блоков способом  перебора свойств.

1

28

«Зайка»

Закрепление умения сравнивать предметы по длине и высоте; обозначение результата сравнения словами.

1

29

Сюжетные картинки «Улитка на солнышке», «Птичий двор», «Аквариум-силуэты»

Соотнесение палочек  по цвету, размеру, расположению: выкладывание сюжетных картинок  «Улитка на солнышке», «Птичий двор», «Аквариум-силуэты»,

1

30

«Домино»

Анализ, сравнение по двум признакам, определение объектов с одинаковыми и разными свойствами, действие по правилам: строительство дорожки, ориентируясь на два свойства; игра в домино, ориентируясь на два свойства.

1

31

«Свойства знаков-символов»

Открытый просмотр образовательной деятельности

Ориентировка  на одно-два свойства по знакам-символам: нахождение блоков по двум знакам- символам, собор  их в группу, называние общего свойства группы (красные круги, желтые треугольники и т.д) (карточки с неперечеркнутыми знаками); составление  из блоков силуэты бегемота, лягушки, петуха, козы, стрекозы.

1

32

«Где чей гараж?» («Логическое дерево» )

Ориентация на свойства знаков-символов, группировка блоков  по двум признакам: распределение блоков  на ветках дерева.

1

33

Викторина «Маленький интеллектуал»

Закрепление знаков и символов свойств (наличие и отрицание), действий сравнения, уравнения, группировки, упорядочиванию и т..д; увеличение и уменьшение числа на 1-2 в практической деятельности, составление  логических цепочек и т.д.

1

ИТОГО

36

  1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана.  Второй год обучения (возраст 6-7 лет)

Название раздела, темы

Формы проверки реализации программы

Содержание

Количество часов

Практика

1.

«Угадай-ка»

Анализ свойств объектов и выявление их наличия или отсутствия; использование знаков-символов: угадывание6 блоков способом перебора свойств; определение блоков по трем знакам-символам (карточки с неперечеркнутыми знаками), распределение их по группам, умение называть общее свойство группы (красные тонкие круглые, маленькие желтые треугольники и т. д.)

2

2.

«Журавушка»

Моделирование предмета из заданного количества деталей; развитие умения определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнение в счете.

1

3.

«Найди пару»

«Строим дорожки»

Анализ, сравнение по двум признакам, нахождение объектов с одинаковыми и разными свойствами, действие по правилам.

1

4.

«Знаки-символы»

Ориентация на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровка (декодирование свойства: подбор к каждому знаку блоки, определение их (не красные, не квадратные, не синие и т. д.), обозначение  свойства знаками-символами.

1

5.

«Выставка собак»

Развитие умения у детей воспроизводить предметы по представлению; сравнение предметов по величине; определение сходства и различия между предметами

1

6.

«Строители дорог»

Развитие умения «читать» схемы, следовать правилам.

1

7.

«Выложи по цифрам»

Закрепление умения детей соотносить число с цветом. Упражнение в счете, в измерении.

1

8.

«Давайте вместе поиграем»

Открытый просмотр образовательной деятельности

Изменение свойства, игра в игры «Логический поезд».

1

9.

«Засели домик»

Ориентирование на знаки-символы свойств, группирование по двум признакам: поиск места каждому блоку; заселение двухэтажного дома.

1

10.

«Условные мерки»

Развитие умения узнавать, сколько раз уложится розовая палочка в оранжевой (бордовой, фиолетовой, красной), а голубая — в фиолетовой (синей).

1

11.

«Времена года. Осень»

Онлайн фотовыставка

на сайте ДОО

Развитие умения составлять тематических картинок по образцу;  придумывание новых

1

12.

«Найди клад»

Анализ свойств объектов, выявление их наличия и отсутствия; составление разных комбинаций из двух свойств; развитие умения пользоваться знаками-символами.

1

13.

«Помоги фигурам выбраться из леса»

Ориентация на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровка (декодирование) свойств.

1

14.

«Загадки без слов»

Развитие умения зашифровывать (кодировать) и расшифровывать (декодировать) свойства; умение пользоваться отрицанием и характеризовать блоки: обозначать свойства знаками-символами и «читать» их.

1

15.

«У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»

Развитие умения анализировать, сравнивать и находить закономерности.

1

16.

«Числовая лесенка», условные мерки

Развитие умения находить в «сломанной» числовой лесенке пропущенные числа, восстанавливать лесенку., измерять палочками длину, ширину, высоту различных предметов, называть число условных мерок.

1

17.

«Времена года. Зима»:

Онлайн фотовыставка

на сайте ДОО

 Составление тематических картинок по образцу, придумывание новых.

1

18.

«Коврики из цветных палочек»

Развитие умения составлять коврики из цветных палочек, моделируя составы чисел (например: 6 и 7 из двух меньших; назвать составы чисел 6 и 7 (6 — это 5 и 1,4 и 2, ЗиЗ;7 — это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3)).

2

19.

«Самовар-толстячок», «Чайник-ворчун»

Развитие умения ориентироваться на бумаге в клетку по осям координат. Составление силуэтов из палочек.

1

20.

«Домино»

«найди пару»

Анализ, сравнение объектов по двум-трем-четырем свойствам, нахождение одинаковых и разных блоков; самостоятельное придумывание правил.

1

21.

«Игры - лабиринты»

Ориентация по знакам на плоскости листа: игры-лабиринты «Доставка продовольствия в затопленные районы», «Гонцы передают важные сообщения».

1

22.

«Давайте вместе поиграем»

Увеличение и уменьшение числа и расшифровка информации о свойствах.

1

23.

«Коврики из цветных палочек»

Составление ковриков из цветных палочек, моделируя составы чисел 8 и 9 из меньших; называние и запоминание составы этих чисел (8 — это 7 и 1, 6 и 2, 5иЗ, 4и4. это 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4).

2

24.

Симметрия

Освоение симметрии. Развитие умения воссоздавать из палочек изображения на бумаге в клетку, ориентируясь на осевую симметрию (слева — как справа): игры «Горшок-кашник», «Кастрюля», Ваза  для фруктов».

1

25.

«Складываем палочки»

Закрепление названия цветов и числового обозначения. Развитие умения пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительного воспринимаемой информации.

1

26.

«Раздели блоки»

Открытый просмотр образовательной деятельности

Развитие умения придумывать новые правила для разбиения блоков по двум совместимым свойствам на 4 группы.

1

27.

«Палочки можно вычитать»

Развитие умения находить разность чисел, ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»)

1

28.

Симметрия

Продолжение освоения симметрии. Воссоздание из палочек изображения на бумаге в клетку, Ориентируясь на осевую симметрию: игры «Сахарница», «Фужер для сока», «Самовар — молодец».

1

29.

Логические задачи на цветовую последовательность.

Развитие умения решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

1

30.

Графический диктант из палочек

Развитие умения следовать инструкции, соотносить число с цветом палочки.

2

31

«Математический батлл»

Умение обобщать по разным признакам (численности, форме, размеру, форме и размеру), определять места в числовом ряду, называть варианты состава чисел, расшифровывать информацию о свойствах, «читать»  схемы, следовать прпвилам

2

ИТОГО

36

1.4. Планируемые результаты.

1.4.1.         Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)

В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):

  • Знать знаки и символы свойств (наличие и отрицание), предметные схематические модели (лесенка, обруч).
  • Сравнивать уравнивать, группировки, упорядочивать, соотносить предметы по форме, размеру, количеству.
  • Отражать в речи способы выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей)                
  • Сравнивать объекты по 3-м свойствам и группировке их одновременно по 2-м признакам (цвету и размеру; размеру и толщине).
  • Называть общие свойства групп (все круглые большие, все маленькие тонкие).
  • Составлять логические цепочки по двум свойствам одновременно; комментировать свои действия; пользоваться знаками-символами, цифрами; группировать полоски, палочки по цвету; соотносить цвет, длину (высоту) палочек и числа.

  1. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)

В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):

  • Пользоваться эталонами, условными мерками (палочками Кюизенера) моделями.
  • Сравнивать, группировать, классифицировать, упорядочивать, измерять условными мерками, делить целое на части;
  • Сравнивать и группировать объекты по 2-3 признакам (по форме, размеру, по цвету);
  • Самостоятельно выбирать основание классификации;
  • Ориентироваться на бумаге в клетку по осям координат, составлять силуэты из палочек;
  • Самостоятельно пользоваться знаками-символами наличия свойств и их отсутствия;
  • Составлять коврики из разноцветных полосок и цветных палочек с целью освоения состава чисел;
  • Измерять, используя палочки как условные мерки;
  • Увеличивать и уменьшать числа на 1-2 в практической деятельности;
  • Определять место числа в числовом ряду;
  • Называть варианты состава чисел;
  • Выявлять зависимость в процессе измерения, деления целого на части и формулировать результаты с помощью дополнительных вопросов.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2019-2020 учебный год

        

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 1.

Сентябрь

6.09

 15.30

 НОД

3

Игры подготовительного этапа

кабинет

 

2.

Сентябрь

13.09

15.30

НОД

1

Построение лестниц

Кабинет

3.

Сентябрь

20.09

15.30

НОД

1

Игра «Помоги  муравьишкам»

Кабинет

4.

Сентябрь

27.09

15.30

НОД

1

Составление ковриков

Кабинет

5.

Октябрь

4.10

15.30

НОД

1

Игра «Дорожки»

Кабинет

6.

Октябрь

11.10

15.30

НОД

1

«Рисуем» картинки «Красная Шапочка и Серый Волк», «Дюймовочка», «Мальвина»

Кабинет

7.

Октябрь

18.10

15.30

НОД

1

«Разноцветные флажки»

Кабинет

8.

Октябрь

25.10

15.30

НОД

1

«Знаки-символы»

Кабинет

9.

Ноябрь

1.11

15.30

НОД

1

«Бусы»

Кабинет

10.

Ноябрь

8.11

15.30

НОД

1

«Угощение для медвежат»

Кабинет

Онлайн фотоотчет

на сайте ДОО

11.

Ноябрь

15.11

15.30

НОД

1

Игра «Где чей гараж?» («Логическое дерево» )

Кабинет

12.

Ноябрь

22.11

15.30

НОД

1

«Число 5»

Кабинет

13.

Декабрь

6.12

15.30

НОД

1

Игра «Угадай-ка»

Кабинет

14.

Декабрь

13.12

15.30

НОД

1

«Домики для птиц»

Кабинет

15.

Декабрь

20.12

15.30

НОД

1

Игра «Домино»

Кабинет

16.

Декабрь

27.12

15.30

НОД

1

Игра «Найди пару»

Кабинет

17.

Январь

Зимние каникулы

18.

Январь

19.

Январь

17.01

15.30

НОД

1

картинки по сюжетам сказок

«Три медведя»; «Приключения Буратино»

Кабинет

20.

Январь

24.01

15.30

НОД

1

«Дачный поселок»

Кабинет

Онлайн фотоотчет

на сайте ДОО

21.

Февраль

7.02

15.30

НОД

1

«Знак-символ - блок»

Кабинет

22.

Февраль

14.02

15.30

НОД

1

Игра «Засели домик»

Кабинет

23.

Февраль

21.02

15.30

НОД

1

«Новоселье»

Кабинет

24.

Февраль

28.02

15.30

НОД

1

«Елка»

Кабинет

25.

Март

7.03

15.30

НОД

1

«Дорога к дому»

Кабинет

26.

Март

14.03

15.30

НОД

1

«Встреча гостей»

Кабинет

«Онлайн фотоотчет

на сайте ДОО

27.

Март

21.03

15.30

НОД

1

«Кукла Маша»

Кабинет

28.

Март

28.03

15.30

НОД

1

«Такие разные породы собак»

Кабинет

29.

Апрель

4.04

15.30

НОД

1

«Волшебный мешочек»

Кабинет

30.

Апрель

11.04

15.30

НОД

1

«Зайка»

Кабинет

31.

Апрель

18.04

15.0

НОД

1

Сюжетные картинки «Улитка на солнышке», «Птичий двор», «Аквариум-силуэты»

Кабинет

32.

Апрель

25.04

15.30

НОД

1

«Домино»

Кабинет

33.

Май

16.05

15.30

НОД

1

«Свойства знаков-символов»

Кабинет

34.

Май

23.05

15.30

НОД

1

«Где чей гараж?» («Логическое дерево» )

кабинет

35.

Май

25.05

15.30

НОД

1

Викторина «Маленький интеллектуал»

кабинет

Открытый просмотр образовательной деятельности

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

31.12.2018-13.01.19 г. (зимние)

31.05.2019- 31.08.2019 г. (летние)

Дата начала и окончания учебных периодов

3.09.2018-31.05.2019

2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2019-2020 учебный год

        

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 1.

Сентябрь

6.09

 16.00

 НОД

2

«Угадай-ка»

кабинет

 

2.

Сентябрь

13.09

15.30

НОД

1

«Журавушка»

Кабинет

3.

Сентябрь

20.09

15.30

НОД

1

«Найди пару»

«Строим дорожки»

Кабинет

4.

Сентябрь

27.09

15.30

НОД

1

«Знаки-символы»

Кабинет

5.

Октябрь

4.10

15.30

НОД

1

«Выставка собак»

Кабинет

6.

Октябрь

11.10

15.30

НОД

1

«Строители дорог»

Кабинет

7.

Октябрь

18.10

15.30

НОД

1

«Выложи по цифрам»

Кабинет

8.

Октябрь

25.10

15.30

НОД

1

«Давайте вместе поиграем»

Кабинет

Открытый просмотр образовательной деятельности

9.

Ноябрь

1.11

15.30

НОД

1

«Засели домик»

Кабинет

10.

Ноябрь

8.11

15.30

НОД

1

«Условные мерки»

Кабинет

11.

Ноябрь

15.11

15.30

НОД

1

«Времена года. Осень»

Кабинет

Онлайн фотовыставка

на сайте ДОО

12.

Ноябрь

22.11

15.30

НОД

1

«Найди клад»

Кабинет

13.

Декабрь

6.12

15.30

НОД

1

«Помоги фигурам выбраться из леса»

Кабинет

14.

Декабрь

13.12

15.30

НОД

1

«Загадки без слов»

Кабинет

15.

Декабрь

20.12

15.30

НОД

1

«У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»

Кабинет

16.

Декабрь

27.12

15.30

НОД

1

«Числовая лесенка», условные мерки

Кабинет

17.

Январь

Зимние каникулы

18.

Январь

19.

Январь

17.01

15.30

НОД

1

«Времена года. Зима»:

Кабинет

Онлайн фотовыставка

на сайте ДОО

20.

Январь

24.01

15.30

НОД

2

«Коврики из цветных палочек»

Кабинет

21.

Февраль

7.02

15.30

НОД

1

«Самовар-толстячок», «Чайник-ворчун»

Кабинет

22.

Февраль

14.02

15.30

НОД

1

«Домино»

«найди пару»

Кабинет

23.

Февраль

21.02

15.30

НОД

1

«Игры - лабиринты»

Кабинет

24.

Февраль

28.02

15.30

НОД

1

«Давайте вместе поиграем»

Кабинет

25.

Март

7.03

15.30

НОД

2

«Коврики из цветных палочек»

Кабинет

26.

Март

14.03

15.30

НОД

1

Симметрия

Кабинет

27.

Март

21.03

15.30

НОД

1

«Складываем палочки»

Кабинет

28.

Март

28.03

15.30

НОД

1

«Раздели блоки»

Кабинет

Открытый просмотр образовательной деятельности

29.

Апрель

4.04

15.30

НОД

1

«Палочки можно вычитать»

Кабинет

30.

Апрель

11.04

15.30

НОД

1

Симметрия

Кабинет

31.

Апрель

18.04

15.0

НОД

1

Логические задачи на цветовую последовательность.

Кабинет

32.

Апрель

25.04

15.30

НОД

2

Графический диктант из палочек

Кабинет

33.

Май

16.05

15.30

НОД

2

«Угадай»

Кабинет

34.

Май

23.05

15.30

НОД

1

«Где чей гараж?» («Логическое дерево» )

кабинет

35.

Май

25.05

15.30

НОД

1

«Математический батлл»

кабинет

Открытый просмотр образовательной деятельности

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

31.12.2018-13.01.19 г. (зимние)

31.05.2019- 31.08.2019 г. (летние)

Дата начала и окончания учебных периодов

3.09.2018-31.05.2019

2.2. Условия реализации программы

Программа «Смышленый малыш» основывается на следующих принципах: 

Принцип «от общего к частному» в этом возрасте всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный подход к организации содержания.

Принцип «Создание проблемных ситуаций», характеризуется определенным уровнем трудностей, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

Принцип наглядного моделирования, демонстрирующий детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

Принцип создания условий для практического экспериментирования как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом.  Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

Принцип учета индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др.  Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

Принцип учета основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие -  на слуховое (аудиальное), а третьи —  на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

Принцип создания условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.

Принцип дифференциации, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.

Принцип системности, подразумевает четко спланированную систему: занятий, игр объединенных общей целью, проблемой.

Принцип поэтапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.

Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Материально-техническое обеспечение: кабинет, оборудованный столами, стульями, магнитной доской с магнитами, компьютером. Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, альбомы «Давайте вместе поиграем», «Лепим нелепицы», «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь», «Посудная лавка», «Поиск затонувшего клада», разноцветные обручи, схемы, знаки-символы цвета, формы, размера, толщины, фланелеграф, плоские цветные полоски.

Информационное обеспечение:

  • Фотоаппаратура.
  • Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Кадровое обеспечение

В реализации программы принимает участие воспитатель – Казакевич Ольга Александровна. Квалификация – лингвист, преподаватель, первая квалификационная категория.

2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).

Квест «В поисках затонувшего клада» (приложение)

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

лист оценивания результатов, викторина «Маленький интеллектуал», математический батлл (приложение)

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

открытый просмотр образовательной деятельности (по графику), онлайн фотовыставка на сайте МАДОУ № 83 (по графику).

        

2.4. Оценочные материалы

Лист оценки результатов освоения программы (приложение).

2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы и приемы обучения:

Наглядные: показ иллюстраций; метод демонстрации, карты, схемы, альбомы.

Словесные: слушание, ситуативный разговор, беседа, объяснительно-иллюстративный;

Практические: игровые упражнения,

Метод воспитания: поощрение, упражнение, мотивация.

Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 15, воспитанники в возрасте 5-7 лет.

Формы организации НОД: групповая форма.

Формы организации учебного занятия: НОД, онлайн фотовыставка, открытый просмотр образовательной деятельности.

Педагогические технологии:

- технология группового обучения (обучение проходит внутри одной (конкретной) группы);

- технология модульного обучения (обучение по модулям-темам);

- технология игровой деятельности (весь процесс освоения материала носит игровой характер);

- коммуникативная технология обучения (в течении всего процесса дети взаимодействуют друг с другом и с педагогом);

Технология коллективно-творческой деятельности;

- здоровьесберегающая технология (при проведении НОД используются пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, подвижные игры).

Алгоритм НОД:

Каждое занятие состоит:

- из начальной части: Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Свободная игровая деятельность детей (2-3 мин.). Повторение материала с предыдущего занятия.

- из основной части: проблемные истории, представление нового материала, различные игры и упражнения по заданию педагога, фикультминутка (двигательные умения), повторение изученного материала, продуктивная деятельность, подвижная игра;

- из заключительной части: рефлексия, оценка успехов, прощальные рифмовки.

 

Дидактические материалы:

Физкультминутки


А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (
Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)

Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

Самолёты.
Самолёты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (
присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

Белки.
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (
прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.
(прыжки на одной ножке.)

Листики.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (
присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (
легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (
присесть)

Бегал по двору щеночек.
Бегал по двору щеночек, (
медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (
наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (
присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (
руки в стороны, голову на бок)

Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (
Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок
. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки
(Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (
Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (
Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (
Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (
Движения головой.)
И все дружно вместе встали.
(Встали.)

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (
Прыжки.)
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (
Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (
Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (
Вращение головой вправо и влево.)

Буратино.
Буратино потянулся, (
руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (
наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (
руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (
повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (
руки на поясе, подняться на носочки)

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Грибок
Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(
наклоны корпуса вперёд)
Положил их в кузовок

Самолёт
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (
Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Аист.
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (
Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.


Вместе по лесу идём.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (
Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (
Дети садятся.)

Ёлка.
Наша ёлка велика
(круговое движение руками),
Наша ёлка высока (
встать на носочки),
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (
потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (
Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (
Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
(Дети садятся.)

Вышел зайчик.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (
Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.
(Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (
Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (
Дети садятся.)

Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (
Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (
Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (
Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (
Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (
Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (
Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (
Дети садятся.)

Солнце.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (
Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
 (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Зарядка.
Каждый день по утрам
делаем зарядку.
Очень нравится нам
делать по порядку:
Весело шагать,
весело шагать.
Руки поднимать,
руки опускать.
Руки поднимать,
руки опускать.
Приседать и вставать.
приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
прыгать и скакать.

Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (
Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (
Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (
Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (
Дети идут на места.)

Осенние листья.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят.
На каждую строчку четыре шага в такт.

Удивляемся природе
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (Дети садятся.)


Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Обуваемся
Я умею обуваться, 
топать ногами
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу. 
руки перед грудью, показывают "маленького братца"
Вот они, сапожки, наклон вперед
Этот с правой ножки, погладить правую ногу
Этот с левой ножки. погладить левую ногу


ЛОСИ
На полянку вышли лоси 
скрестить руки и поднять их над
Дружная семья: головой (пальцы прямые,
раздвинуты),
Папа лось идет с рогами, шагают на месте,
высоко поднимая колени,
А лосенок с рожками; на месте переступают с носочка
на носочек (отрывая от пола
только пятки), указательные
пальцы обеих рук приставляют
ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами 
переходят на высокий шаг с
«большими рогами»;
А лосенок – ножками. повторяют шаги лосенка.

Домашние животные
Мы пришли на скотный двор, Дети ходят обычным шагом.
Для животных здесь простор.
Рядом луг с густой травой
И прекрасный водопой.
Превратимся мы в коней , 
Ходят с высоко поднятыми коленями
Грациозных,стройных.
И гуляем по лугам ,
Светлым и привольным.
-Цок-цок-цок.
А теперь табун галопом 
Бегают с высоко поднятыми коленями
Быстро скачет по лужку.
-Иго-го,-кричим мы громко
Молодому пастушку.
Мух корова отгоняет, 
Делают повороты в сторону, «отгоняя мух»
Бьёт хвостом туда-сюда.
Больно оводы кусают.
Мошек столько,что беда.
На пригорках и в канавках 
Делают наклоны вниз
Овцы мирно щиплют травку,
Наклоняются к земле,
Звонко блеют они : «Бе-е-е».
Скачут козлики по лугу, 
Прыгают
Рожками бодаются.
«Ме-е-е»,-кричат друг другу,
Весело играются.

Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)

Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

На дворе у нас мороз
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Снегири.
Вот на ветках посмотри, 
Хлопать руками по бокам.
В красных майках снегири. Наклонять голову в сторону.
Распушили пёрышки, 
На первое слово каждой строчки частое
Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.
Головой вертят,улететь хотят. Повороты головы.
Кыш!Кыш! Улетели! Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками,
За метелью! За метелью! как крыльями.

Головою три кивка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Мы на лыжах в лес идём.
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. (Дети машут руками, словно работают лыжными палками.)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит. (Вращение туловищем вправо и влево.)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок -
Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.)
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
Головою мы вращаем,
Будто твёрдо отвечаем:
«Нет, не буду, не хочу!»
Это детям по плечу. (Вращение головой вправо и влево.)

Мы не будем торопиться
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Посуда
Вот большой стеклянный чайник, 
«надуть» живот, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другая - изогнута, как носик
Вот фарфоровые чашки, приседать
Очень хрупкие, бедняжки. руки на поясе
Вот фарфоровые блюдца, кружиться,
Только стукни - разобьются. рисуя руками круг
Вот серебряные ложки, потянуться, руки сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. 
сделать большой круг

Дружно встали на разминку
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

Шофер
Быть шофёром хорошо, 
Дети бегут по кругу,крутят «воображаемый руль.
А лётчиком лучше. Бегут, расставив руки в стороны как крылья.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, 
Остановились, наклонили воображаемый сосуд.
Завожу пропеллер. Круговое движение правой рукой.
«В небеса ,мотор,вези, Бегут, расставив руки.
Чтобы птицы пели.»

«Маляры»
Маляры извёстку носят, 
Идут по кругу,держат в руках воображаемые вёдра.
Стены кистью купоросят. Лицом в круг, изображают движения кистью.
Не спеша разводят мел. Наклонились, «мешают в ведре»
Я бы тоже так сумел «Красят».

Самолёт
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши,
(Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (
Ходьба на месте.)


Цапля ходит по воде
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай
! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

«Коля-неряха»
Коля, Коля Николай, за собою убирай! 
Дети идут по кругу друг за другом.
У тебя ленивы руки: Хлопают в ладоши
Под столом ремень и брюки, Приседают.
Не в шкафу рубаха, «Рисуют» четырёхугольник
Николай-неряха. Грозят пальчиком и качают головой.

Раз — цветок, два — цветок
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз — цветок, два — цветок.
А потом сплетём венок.
(Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

Космос.
А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь
! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)


Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Моя семья.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (
Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (
Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (
Хлопаем в ладоши.)

День Победы.
Оловянный солдатик стойкий
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (
Стоим на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади! (
Шагаем на месте.)
А теперь постой на левой, (
Стоим на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый.
(Прыжки на месте.)

Скоро в школу.
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи.
(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (
Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (
По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
(Дети садятся.)

2.6. Список литературы и интернет-источников

  1. Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша» - СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. - 160 с.
  2. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» / Л.Д. Комарова. -М: Издательство ГНОМ, 2015-64с.
  3. Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша
  4. Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -128с.
  5. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Для работы с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -88 с: цв.вкл.
  6. Пособие «Веселые цветные числа».
  7.  Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б. – М.: Просвещение, 1984. -350 с.
  8. Б. Финкельштейн. «Альбом «Давайте вместе поиграем» - ООО «Корвет», 32
  9. Б. Финкельштейн. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце» - ООО «Корвет», 48 с.
  10. Б. Финкельштейн. Альбом «Посудная лавка» - ООО «Корвет», 30 с.
  11. Б. Финкельштейн.  Альбом «Праздник в стране блоков» - ООО «Корвет», 14 с.
  12. Б. Финкельштейн.  Альбом «Спасатели приходят на помощь» - ООО «Корвет», 14 с.
  13. http://www.detsadclub.ru/35-vospitatelu/zaryadki/376-
  14. https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-
  15. http://www.moi-detsad.ru/helth32.htm
  16. http://neposed.net/kids-literature/detskie-stihi/stihi-predmetnii-
  17. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_transport.html

Лист оценки результатов освоения программы для детей 5-6 лет

Ф.И. ребенка

Знает сенсорные эталоны формы, цвета

Сравнивает,   уравнивает, группирует, упорядочивает, соотносит  предметы по форме, размеру, количеству.

Отражает  в речи способы выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей)

Сравнивает объекты  по 3-м свойствам и группирует  их одновременно по 2-м признакам (цвету и размеру; размеру и толщине).

Называет  общие свойства групп (все круглые большие, все маленькие тонкие).

Составляет логические цепочки по двум свойствам одновременно; комментирует свои действия; пользуется знаками-символами, цифрами; группирует полоски, палочки по цвету; соотносить цвет, длину (высоту) палочек и числа

1.

        

Лист оценки результатов освоения программы для детей 6-7 лет

Ф.И. ребенка

Пользуется эталонами, условными мерками, моделями

Имеет представления о количественных, временных, пространственных отношениях.

Отражает  в речи связи, зависимости, общие свойства групп, способы осуществления разных действий

Сравнивает, группирует, измеряет условными мерками, делит целое на части

Сравнивает и группирует объекты по 2—3 признакам;

Самостоятельно выбирает основание классификации;

Ориентируется на наличие и отсутствие свойства при решении задачи;

Самостоятельно пользуется знаками-символами;

Увеличивает и уменьшает числа на 1—2 в практической деятельности

Определять места числа в числовом ряду

Называть варианты состава чисел;

Выявлять зависимость в процессе измерения, деления целого на части и формулировать результаты с помощью дополнительных вопросов

Приложение 1.

Схемы и таблицы

«Где чей гараж?»  «Логическое дерево»

«Засели домик»

D:\Users\Денис Казакевич\img089.jpg

D:\Users\Денис Казакевич\img089.jpg

D:\Users\Денис Казакевич\img090.jpg

D:\Users\Денис Казакевич\img090.jpg

Работа по схеме

D:\Users\Денис Казакевич\img091.jpg

D:\Users\Денис Казакевич\img091.jpg

Лото

D:\Users\Денис Казакевич\img092.jpg

D:\Users\Денис Казакевич\img092.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....