Использование интерактивной песочницы в деятельности педагога - психолога при работе с дошкольниками.
консультация (подготовительная группа)

Бесецкая Светлана Анатольевна

К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.inter_.pesok_.gotovo.docx135.39 КБ

Предварительный просмотр:

F:\2020 АТТЕСТАЦИЯ\ФОТО\Фото ширма готово\20171205_105206.jpg

F:\2020 АТТЕСТАЦИЯ\ФОТО\Фото ширма готово\IMG_3612.JPG


F:\2020 АТТЕСТАЦИЯ\ФОТО\Фото ширма готово\Со мной у пес..JPGC:\Documents and Settings\Света\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\20200128_101459.jpgF:\2020 АТТЕСТАЦИЯ\ФОТО\Фото ширма готово\песок с подсв..jpg

Использование песочницы в деятельности

педагога - психолога при работе с дошкольниками.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Распознавание и передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств - важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психологическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети - а затем и взрослые.

Негативные способы поведения детей переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает "зону защиты" для ребенка. "Я в домике",- часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра - самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное отношение к людям и всему животному.

Курс занятий для детей младшего возраста

«Интерактивная песочница в обучении и развитии детей»

Дата

Задачи

Октябрь

 «Волшебный песок» 

Введение.

«Правила Песочной страны»

«Разговор с песком:

Знакомство с правилами поведения в песочнице. Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах основные понятия, приемы, способы рисования». Знакомство с песком, с его свойствами. Познакомить с приемами создания фона: из кулачка, щепоткой.

 В гостях у песочной феи.

«Мы волшебники».

Развитие творческого потенциала детей. Учить ребенка медленно, а затем быстро сыпать  песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

 «Следы на песке»

Взрослый с малышом кулачками шагает по песку, оставляя следы. Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы.

Ноябрь

«Волшебный лес»

«Звуки леса». Релаксационное упражнение с использованием музыкального сопровождения

«Песочный ветер»

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране«задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

«Выбери и поставь»

Ведущий просит ребенка выбрать фигурки животных и поселить их в домики.

«Угадай что спрятано в песке»

Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию. Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Можно рассказать сказку.

Декабрь

«У бабушки в деревне»

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания)«верх – низ»«право – лево»«над – под»«из-за — из-под»«центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

«Птичий двор»

Взрослый пускает в песок резиновые игрушки. Кто как говорит? Кто где живет?

«Во саду ли в огороде».

По взмаху волшебной палочки  песочница превращается во фруктовый сад, — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

«Постройка домика для куклы». 

Взрослый подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песокпесок! Вот песок какой! Сыплю я песочек, Сыплю золотой! Сделаем из песка горку».

Январь

«Песочная сказка»

«Праздничные украшения»

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения).Дети украшают фигуры различными мелкими предметами.

«Секретное задание для крота».

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком, обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Февраль

«Песочная сказка»

«Солнечные лучики»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку». 

«Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

«Норка для мышки»

Ребенок вместе с педагогом-психологом копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем  озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

«Цветные заборчики»

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Март

«Опыты и эксперименты с песком»

«Игры с решетом»

Взрослый  показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

«Свойства мокрого песка»

Взрослый показывает детям, как сделать мокрый песок, используя воду.

Педагог- показывает как можно играть с мокрым песком (лепим колобок, пирожки, куличики).

«Удивительный узор»

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку«Кто, куда, зачем и что случилось?».

Апрель

«Забавный песок»

«Забавные ладошки»

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

«Прыгают зайцы»

Кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» 

Ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Необыкновенные следы»

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

 «Кроказябла» —

Дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). 

Май

«Моя сказка» 

«Песочный театр»

Демонстрация воспитанникам сюжета сказки с использованием дидактического материала. Проигрывание совместно с детьми сказки или сюжетной ситуации.

«Необыкновенные следы»

Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Кто к нам приходил?»

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Использование интерактивной песочницы iSandBOX в работе с детьми старшей группы "Песочная терапия"

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом,английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры ...

Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками.

Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатывать собст­венное мнение, ясно выражать свою по­зицию, учитывая при этом потребность и права других членов общества....

Статья:,,Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками"

Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатыватьсобственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этомпотребность и права других членов общества.Известно, что...

Опыт использования интерактивной песочницы в психолого-педагогической работе с дошкольниками

Современный мир характеризуется, в том числе, активной разработкой и внедрением информационных технологий в разные сферы жизни человека. Особенно неоднозначно развитие современных технологий сказывает...

Мастер- класс для воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе ДОУ"

Познакомить педагогов с возможностями интерактивной песочницы. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях....

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»

laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...