"Организация исследовательской деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Cавинцева Елена Анатольевна

Выступление на городском семинаре из опыта работы с дошкольниками по организации проектной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmts_2019.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

 

      Современный   высокотехнологичный  мир стремительно меняется день ото дня.

В связи с этим перед педагогами стоит задача  воспитать  у детей привычку                      к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее, поэтому  особую значимость приобретает  развитие индивидуальных и творческих способностей                                      у дошкольников. Человек будущего должен  быть  с активным творческим началом. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной.   Общим педагогическим условием для  развития    творческих способностей детей  в дошкольном учреждении   является предоставление всем равных и реальных практических возможностей.

 В дошкольных группах МБОУ «Гимназии»   большое внимание уделяется   развитию  творческих способностей дошкольников через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Для развития индивидуальных и творческих способностей дошкольника необходимы следующие условия:

- Физическое и интеллектуальное развитие детей;

- создание обстановки, способствующей разнообразной деятельности;

- комфортная психологическая обстановка;

- предоставление ребёнку свободы  в выборе деятельности, но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

    Основываясь на своем  педагогическом  опыте,   считаю исследовательскую  деятельность в образовательных учреждениях  одним из наиболее интересных и действенных   средств  развития детского творчества. Именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал, что доказано  многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии.  Главное достоинство исследовательской деятельности в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более  глубокими.

      Исследовательская деятельность  -   это мощная инновационная образовательная технология, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере,  исходя из принятых в науке традиций.

               Все исследования, проводимые детьми, строятся по единому алгоритму:

I этап (подготовительный)

1.Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. Один из способов введения в тему связан с использованием модели  «трёх вопросов»:  -  Что знаю? - Что хочу узнать? -  Как узнать?

  1. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  2. Выбор темы исследования. Цель – обозначить границы исследования.
  3. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные или их называют провокационные идеи.
  4. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
  5. Определение порядка проведения исследования. Цель: выстроить перспективный план работы.

II этап (основной)

Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

  1. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.
  2. Реализация проекта, исследования. Проходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

III этап

Презентация исследования. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, результат исследования, имеющий ценность для детей. Обсуждение итогов завершённой работы.

 Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования»:

1. Опыты (экспериментирование);

2.  коллекционирование (классификационная работа);

3. путешествие по карте;

4.  путешествие по «реке времени»;

5.  исследовательские проекты, исследовательские  работы.

      При выборе темы для исследовательской деятельности всегда нужно учитывать возрастные особенности детей.  Процесс развития исследовательских умений должен быть соразмерен возрасту исследователей. Важно учитывать, что исследование детей направленно не на добывание, а на развитие творческих способностей, умений и мышления.

В младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Наиболее доступным методом исследования с детьми этого возраста, является наблюдение за окружающим миром (например:  на прогулках с малышами  рассматриваем   цвет оперенья у птиц,  определяем  цвет травы летом и осенью, рассматриваем  части тела собаки и др.).

   В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и других.  Дети  могут уже не просто описать цвет травы осенью, но и предположить, почему это произошло.  К этому   возрасту   у дошкольников возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления, творческие способности.

      Расскажу о   наиболее эффективных исследовательских работах, которые мы реализовали с детьми: например, в   старшей группе дети заинтересовались вопросом «Почему не все птицы улетают в теплые края?». В  ходе работы над проектом «Страна птиц»,  мы собрали много информации о птицах, оформили картотеку о них, посетили станцию юных натуралистов «Амарант», познакомились с птицами, которые там живут, понаблюдали за ними. С помощью коллажа распределили птиц по среде обитания и корму, и пришли к выводу, что улетают на юг насекомоядные и водоплавающие  птицы. Потом мы провели опыты: «Как устроены перья у птиц», которые нам помогли сделать вывод: для птиц страшен не холод, а недостаток корма (голод).  После проведенной работы пришли в выводу: остаются на зимовку только те птицы, которые приспособились жить рядом с человеком и питаться тем, что можно найти на улицах города (вороны, синицы, голуби, воробьи и др.) и лесные птицы, которые могут найти себе корм в лесу  (дятлы, клесты, кедровки и т.д// Муниципальная научно-практическая конференция «Я-исследователь», секция «Естественно-научное направление», диплом участника.

     С детьми 6-7 лет разработали и реализовали    исследовательский проект по  образовательной области «Познавательное  развитие»  «Размножение растений в условиях детского сада».  В его основе   исследование гипотезы о  том, что, если мы узнаем способы размножения  комнатных  растений,  то сможем сами от  одного растения  получить несколько новых молодых растений. В ходе проекта мы узнали о способах  размножения растений, а затем на основе полученных знаний, применили   способ  размножения растений черенками    и вырастили  несколько новых традесканций.  В ходе работы над проектом мы  составили  картотеку комнатных растений своей группы, с фотографиями  комнатных растений, схем  способов  ухода за ними, схем  способов  размножения,  подобрали художественное  слово о  растениях группы. На практическом этапе  мы посадили черенки традесканции в воду и стали наблюдать за появлением новых росточков, заполняя  дневник наблюдений. Через 2 недели нашего наблюдения, когда у черенков появились хорошие ростки мы пересадили их в землю, и отнесли молодые растения для украшения группы в подарок малышам. // Муниципальная научно-практическая конференция «Я-исследователь», секция «Естественно-научное направление», III место.

    После выступления в детском саду   приезжих артистов с шоу «Чудеса Мыльных пузырей», детям самим захотелось сделать такие же необычные мыльные пузыри.  Мы предположили, что если мы узнаем «секретное  вещество, которое входит в состав мыльных пузырей, то сможем сами  сделать такие  пузыри». Так был    подготовлен    и реализован  исследовательский проект «Секреты  мыльных пузырей»,  в ходе которого дети со взрослыми    нашли информацию о истории происхождения мыльных пузырей, экспериментальным путем  подобрали лучшие компоненты для состава мыльных пузырей, провели различные  игры -  эксперименты с мыльными пузырями, проверяя их на прочность. После этого мы пришли к выводу: основу всех рецептов для раствора составляют вода и моющее вещество. Самое главное, «секретное»  вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин.  //Внутренний этап муниципальной   научно-практической конференции «Я-исследователь», секция «Естественно-научное направление», Диплом II место.

       В прошлом учебном году,  мы с детьми попробовали лепить поделки из пластилина «Play-Doh», а потом  задумались:   можно ли самим  сделать такой пластилин. Так была подготовлена и   реализована исследовательская работа «Волшебство своими руками. Пластилин».   На предварительном  этапе мы  определили    значение  слова «пластилин» при помощи  толкового   словаря русского языка, познакомились   с историей изобретения пластилина. На основном   этапе познакомились  с составом пластилина посредством просмотра м/ф «Фиксики. Пластилин»,   провели эксперименты для выявления и сравнения  свойств   двух видов пластилина, выбрали доступный  рецепт для изготовления пластилина и изготовили пластилин своими руками. В результате реализации проекта мы не только сделали пластилин своими руками, но и слепили из него много разных забавных поделок, и рассказали детям младшей  группы  как самим сделать  мягкий пластилин//  Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее. Юниор», секция   «Социально-личностное развитие», Диплом  I место.

    В данный момент  с детьми подготовительной к школе группы реализуем новую  исследовательскую работу в направлении «Художественно-эстетическое развитие»,  и   будем защищать  ее на внутреннем этапе городской научно - практической конференции «Шаг в будущее. Юниор».

         Проводимая нами исследовательская  деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, в него  также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители  в данной ситуации  являются  не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся  непосредственными участниками образовательного процесса.

 В процессе работы над  исследованиями  и последующей их защитой дети научились:

- использовать различные методы поиска информации (опрос, анкетирование, изучение литературы, работа с образовательными интернет - ресурсами);

- свободно вести себя в ходе представления проекта и его защиты, вступать в диалог с взрослыми и сверстниками, отвечать на поставленные вопросы;

- применять программы – конструкторы медиа – презентаций для демонстрации своих достижений и результатов.

Вывод: Правильная организация проектно – исследовательской  деятельности  имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность,  умение  получать информацию через проведение исследования,  умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы, развивается  творческое мышление, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"

данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».

Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» на базе ДОУ....