Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ
статья

Малышева Татьяна Алексеевна

В статье рассмотрена тема профессионального развития педагогов ДОУ. Cозданная в ДОУ система методического сопровождения способствует профессиональному развитию, личному, творческому и мастерскому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profes_masterstvo.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие профессионального мастерства

педагогов ДОУ

Автор: Малышева Т.А.

Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. И определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации образовательной деятельности в ДОУ.

Профессиональное мастерство педагогов в нашем дошкольном учреждении развивается и совершенствуется в соответствии с разработанной программой  

Овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями происходит посредством использования активных методов и форм методической работы; изучение и внедрение современных технологий; инновационной деятельности по реализации ФГОС ДО; обобщение собственного опыта; участие в конкурсном движении. Анализ результатов; планирование работы на следующий период.

 Сейчас поделюсь опытом по повышению педагогического мастерства педагогов, раскрою некоторые факторы, формы и методы методической работы.

1) В методическом кабинете для этого созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд информационной и методической литературы, оформляются тематические выставки, выставки новой литературы. Книги, энциклопедии, методические пособия систематизируются по годам, по направлениям, используются для составления программно-методического обеспечения, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми.

2) В работе с педагогами стараюсь использовать самые разнообразные формы, но наиболее эффективны те, где участники максимально активны. Распространенной формой методической работы с включением педагогов в творческую деятельность являются консультации. Чтобы консультации способствовали повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи.

Наиболее эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров являются обучающие семинары. В процессе подготовки к семинарам педагоги совершенствуют свой теоретический уровень, взаимодействуя с коллегами, участники семинара получают информацию, связанную с их образовательными потребностями, что отражает качество работы.

 Следующим методом активизации педагогов является Проектный метод. Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Также новые формы методической работы, связаны с использованием ИКТ: это электронные ссылки, вебинары, презентации на собственных сайтах педагогов. В своей практической деятельности наравне с традиционными методами, упражнениями и формами организации работы использую инновационные и интерактивные. 

 3) В течение всего межаттестационного периода педагоги ДОУ формируют портфолио, которое является дополнением к индивидуальной программе профессионального развития. Структура портфолио утверждена Положением ДОУ и выстроена по компонентам деятельности как в листе экспертного заключения на аттестации. Материалы портфолио рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

4) Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в дошкольном учреждении.

5) Немаловажный фактор - стимулирование деятельности педагогов. Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы. Стало уже традицией, на итоговом педагогическом совете награждать Грамотами, Благодарственными письмами педагогов за профессионализм и творческий подход к работе, результативность и активную жизненную позицию в течение учебного года.

6) Сопровождение педагогов для участия в конкурсном движении на различных уровнях. Чтобы стимулировать педагогов на ситуации профессионального успеха регулярно сначала на уровне ДОУ проводились открытые просмотры, выставки, смотры, конкурсы, как творческие, так и профессиональные.

 Затем разработала «Методические рекомендации по оформлению материалов на профессиональный конкурс». За последние 5 лет заметно вырост процент педагогов, участвующих в различных конкурсах, и занимающих призовые места.

Для подведения итога и определения уровня профессиональной компетентности, педагогов использовала методику следующих авторов-составителей: А. С. Агафоновой, С. А. Воротниковой и др. Результаты диагностики показали, что довольно большой процент педагогов (58%) на допустимом уровне, которые используют аналитические навыки, диагностические методы, творческий подход в работе с детьми, применяют современные средства и технологии в продуктивной, познавательной деятельности. Но пока еще не всегда могут объективно оценить результаты своей профессиональной деятельности.

 Радует, что выделяются педагоги оптимального уровня (28%, которые выбирают инновационные методы, формы и средства образовательной деятельности. Прогнозируют развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Хорошо владеют доказательной научной аргументацией.

 Педагогам, которые пока на низком уровне (14%, нужна постоянная мотивация, поддержка начинающим педагогам для дальнейшего профессионального продвижения и совершенствования в работе с дошкольниками.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа с педагогами, в соответствии с программой сопровождения, способствует положительным изменениям в педагогическом процессе, позволяет вести контроль и повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, а это самое главное для качественной организации образовательной деятельности в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.

В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и  анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта...

"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"

Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...

Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»

Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...