Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.
статья на тему

Таланова Елена Викторовна

В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и  анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talanova_e_v_statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Таланова Е.В.

Педагог-психолог МАДОУ-ЦРР-

Детский сад № 366 «Самоцветы»

Руководитель РМО

педагогов-психологов ДОУ

Ленинского района

Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.

В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и  анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.  Целью которого являлось создание условий для совершенствования профессионального мастерства, развития профессиональных компетенций педагогов-психологов ДОУ района.

В современной психологии проблемы развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности являются достаточно актуальными. Именно конструктивное протекание процесса позволяет педагогу достичь эффективности в той или иной деятельности, реализовать в ней свой потенциал.                                                                

Поэтому становится особенно значимой работа по развитию профессионального самосознания и идентичности педагога-психолога, поскольку профессиональная деятельность - это важнейшая сфера жизни любого взрослого человека.                                                                                                                        

 Профессиональное самосознание практического психолога формируется в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация - это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Она представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих Я-образа взрослого человека.

        Формирование идентичности - непрекращающийся процесс, целью которого является достижение генеративности - осознания определенной жизненной продуктивности. Активная профессиональная деятельность представляет собой один из наиболее доступных путей к самореализации, которой, однако, может препятствовать множество объективных и субъективных факторов.

Становление профессиональной идентичности специалиста-психолога - особый процесс, во многом отличный от своих аналогов, связанных с другими сферами деятельности. Эта профессия предъявляет особые требования к личности специалиста, благодаря чему он приобретает такие личностные особенности, как интернальность, рефлексивность, способность к эмпатии. Хотя эти качествам традиционно присваиваются оценки со знаком «плюс», в реальности они могут выступать «фактором риска» психоэмоциональной дезадаптации. Соответственно, становление профессиональной идентичности психолога - очень уязвимый процесс.

В переходный период реформирования образования к педагогу-психологу предъявляются новые требования,  система образования определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или  проблемных группах (районного и муниципального уровней).
  • Инновационная деятельность.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного опыта.
  • Аттестация, повышение квалификации.
  • Развитие профессиональной компетентности.

Одной из возможностей подведения итогов своей профессиональной деятельности является и участие в профессиональных конкурсах. Это позволяет провести анализ своей деятельности, подготовиться к очередной аттестации.

В рамках работы районного методического объединения педагогов-психологов района был проведён конкурс на лучшее портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога. В конкурсе приняли участие 37% педагогов-психологов, это не много, но необходимо учесть и то, что молодых специалистов со стажем работы до 5 лет в районе 47% и развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности у них в процессе становления.

Цель конкурса: создание условий для совершенствования профессионального мастерства, развития профессиональных компетенций педагогов-психологов ДОУ района.

Задачи Конкурса:

  1. формирование портфолио педагогов-психологов ДОУ района, способствующего профессиональному росту, развитию компетенций самоанализа, обобщения  направленному на изменение качества образования, активизации и стимулированию участия в конкурсах и представления опыта на разных уровнях и в разных формах;
  2. отслеживание и оценивание   динамики  индивидуального  развития  и личностного роста  педагогов  в широком образовательном контексте;
  3. Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности;
  4. поддержка  творческой активности и самостоятельности ;
  5. выявление наиболее результативных, активных и инициативных педагогов-психологов ДОУ, их поддержка и стимулирование.

Работа по подготовке портфолио к конкурсу для многих специалистов была новой.