Многофункциональные игры для детей с нормативным развитием и с ОВЗ в работе педагога-психолога
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Есенкова Ирина Юрьевна

Материал полезен для специалистов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры для детей с ОВЗ в ДОУ21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональные игры для детей с нормативным развитием и с ОВЗ в работе педагога-психолога

Есенкова Ирина Юрьевна (педагог-психолог)

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение «Васильевский детский сад комбинированного вида «Василёк»» (МДОУ «Василёк») Городской округ Серпухов Московской области

 

По ФГОС ДО все участники образовательного процесса должны соблюдать интересы ребёнка. Пункт1.5: Каждый ребенок независимо от того, есть ли у него статус ОВЗ или инвалидность имеет право на получение качественного  дошкольного образования.[ФГОС ДО, 1.5.]

В соответствии с ФГОС ДО  игра является основным видом деятельности дошкольников, т.о. воспитание, развитие и обучение осуществляется посредством, именно, игры.

 Подвижные игры входят в большую группу «игр с правилами».

Это игры на развитие разных движений (бега, прыжков, метания, лазанья, ходьбы), разной двигательной активности (большой подвижности, средней, умеренной, малой подвижности). Это игры с предметами и без предметов (с лентами, обручами, флажками, султанчиками), со словами и без слов.

Игры с мячом являются играми с правилами. Каким же был мяч прошлого?

Этот бессмертный колобок прикатился к нам из глубины веков. Это одна из самых древних и любимых игрушек мира. Раньше изготавливали и шили из подручных материалов.

В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и… уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит, по мнению греков, обладал его волшебной силой. Исчезло ли это уважение со временем? С абсолютной уверенностью можно сказать, что «нет».

Поэтому мяч и игры с ним имеют большое значение в развитии ребёнка в целом, а в  работе психолога просто необходим.

Мяч многофункционален и к тому же недорог и безопасен.

Игра в мяч

высоко адаптируется под разные возможности (интеллектуальные и моторные). Могут играть не только дети в норме, но и дети с проблемами в развитии. Здесь речь идёт о высокой гибкости игр с мячом, о высокой адаптации таких игр к моторике и интеллектуальным функциям.

Высоко вариабельна: сложность правил, продолжительность, в одиночку и парами, группами и подгруппами. От простых правил к более сложным. Многообразие форм: в одиночку, парами, подгруппами. В зависимости от того какую цель преследует специалист или педагог будет зависеть и форма игры с мячом.

Развивает различные функции и навыки, то есть охватывает их широчайший спектр.

Мяч позволяет развивать психические функции и речь.

Что можно делать с мячом?

Мяч – это одно из важнейших средств, чтобы удерживать и инициировать контакт.

Можно: подкатывать, бросать, передавать, гладить, метать, катать, пинать, ударять, сжимать, играть, забивать.

Нельзя : бросать в лицо, протыкать, портить, пачкать, отбирать у других, играть у дороги и у зданий с окнами, класть на стол, нарушать правила игры.(воспитательный момент-не играть у дороги, не вырывать из рук, не портить)

 В чём польза игры с мячом? Она:

  • развивает мышечную силу
  • активизирует работу сердца и легких
  • улучшает обмен веществ
  • развиваются глазомер, координацию, смекалку
  • через игру накапливается информация
  • развивается интеллект

 

В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом с речевой зоной. Когда в игре ребенок манипулирует мячом, нервные импульсы от рук попадают в кору и стабилизируют её.

Движения пальцев и кистей влияют на развитие функций мозга ребенка. Чем больше разных движений он выполняет, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг. Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка.

Использование мяча на занятиях для детей с ОВЗ

  • Снимает напряжение и страхи
  • Способствует социальным взаимодействиям
  • Улучшает настроение
  • Повышает активность
  • Мобилизует все психические процессы
  • Формирует межполушарное взаимодействие
  • Стабилизирует верхние и нижние конечности
  • Подготавливает плечевой пояс к школьным нагрузкам
  • Развивает силу и гибкость лучезапястного сустава – будущее письмо

Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе. Им трудно учиться. Любая попытка усадить таких детей вызывает у нервной системы нежелание заниматься: «Я не хочу, потому что я не могу. Я не хочу, потому что у меня нет сил на это. Я не хочу, потому что я не знаю как это делается». Поэтому как раз непроизвольность игр с мячом позволяет нам отрабатывать сложные координации слухо-рече-двигательные и слухо-рече-зрительные. Но не следует забывать о том, что для детей с ОВЗ подбираются игры с умеренной нагрузкой. Игры с мячом в коррекционной работе используются не только для отработки каких - то задач, но и чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом.

Мяч в психологической работе

Положительные эмоции

Релаксация

Поддержание контакта

Обучение коммуникации

Символизация

Игры с мячом решают психологические, речевые и социальные задачи.

Групповые и подгрупповые занятий с мячом одинаково эффективны для детей с нормативным развитием и с ОВЗ.

Игры с психологом

1.Игра- перекличка «Фрукты»
Цель: развитие крупной моторики, памяти, закрепление понятий
Описание: дети передают по кругу мяч в руки со словами: « Я Дима. Мой любимый фрукт- яблоко». Фрукт всегда новый.

Психологический мяч” из копилки психодрамы, которая полезна при ухудшении психологического климата в группе, позволяет снять эмоциональную блокаду в неэмоциональной группе. Ценность этого упражнения мы видим в том, что данное психологическое упражнение-игра может проводиться БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДИН РАЗ, никак не теряя своей новизны и актуальности.

2.Игра «Закончи предложения»

Цель: снятие тревожности

Описание: педагог бросает ребенку

мяч со словами: «Я умею…».

(Я могу, я хочу научиться)

А он должен бросить

его обратно, назвав окончание,

пришедшее ему на ум.

3.ИграЯ бросаю тебе».
Цели: улучшение настроения, переключение внимания.
Описание: дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. Когда ребенок кидает мяч, он называет по  имени  того игрока,  кому его адресует, и добавляет:  «Я  бросаю  тебе  цветок»  (конфету, слона).  Ребенок,      который поймал мяч, отвечает  на   подарок,   например:    «Я    очень    люблю   цветы, спасибо».  (Это моя  любимая  конфета, спасибо), (Я  еще  никогда не катался

на   слонах,        спасибо).      Далее       второй          игрок         бросает     мяч.  

        Использование таких многофункциональных игр с мячом в группе детей с нормативным развитием и с ОВЗ даёт положительные результаты и  решают психологические, речевые и социальные задачи.

Использованная литература:

1. ФГОС ДО [1.5.; 2.6.;2.7.;3.2.5.;4.6.]

2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Айрис-пресс, 2004.

3.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е издание.-М.: Просвещение, Владос 1995.

4. https://www.live-and-learn.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая база для работы педагога-психолога

Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Опираясь на принцип постоянного наращивания трудностей и особенности психического развития детей дошкольного возраста, в коррекционной работе с дошкольниками, я использую игры с логическими блоками Дь...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Развитие воображения детей раннего возраста в игровой деятельности из опыта работы педагога - психолога

Эффективному развитию воображения у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психик...

"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся  примеры игр и упражнений...

Многофункциональное занятие в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ

Сейчас в образовательных учреждениях  стало больше детей  ОВЗ. И задача педагогов и специалистов развивать детей максимально , чтобы развить весь потенциал, который заложен в ребенке и что о...