Статья
статья (подготовительная группа)

Казаненкова Светлана Сергеевна

Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе

Ключевые слова: творческие способности, творческое воображение, творчество, старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tvorcheskie_sposobnosti.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Казаненкова Светлана Сергеевна учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 «Зоренька» городского округа Мытищи, Московской области 141036, Московская область.

Магистрант 2 курса факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

Научный руководитель: Комарова Т.С. – доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ.

Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе

Ключевые слова: творческие способности, творческое воображение, творчество, старший дошкольный возраст.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных задач в дошкольной педагогике. Психологической основой творческой деятельности является воображение. Это объясняется в следующем:

- во-первых, творческое воображение является основой любой творческой деятельности ребенка;

- во-вторых, это воображение как психическая деятельность, определенный путь развития личности ребенка в дальнейшем;

- в-третьих, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, что в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. 

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое. [4].  

 «Творчество - процесс создания человеком объективно и субъективно нового, посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. Применительно к изобразительному творчеству дошкольника - это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства» [4].  

Проблемой развития творческого воображения занимались многие философы Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Платон. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Н.А. Бердяев, М. Ю. Бородай, Я.Э. Голосовкер, П. А. Флоренский и другие.

 Психологи Л.С. Выготского, В.В. Дывадова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других рассматривали творческое воображение в своих исследованиях.

Педагоги Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, О.М. Дъяченко, А.А. Запорожец,  Е.Е. Кравцова, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина  и другие отмечали необходимость развития творческого воображения

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования творческого воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

 Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных внешних и внутренних условий. Внешние условия природная и общественная среда (макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система; стратегическое, национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка; микросреду - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья). Внутренние условия психического развития ребенка - это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).  

На развитие воображения могут влиять различные факторы: наследственность, среда (природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни, непосредственное предметное окружение ребенка) и воспитание (эффективность зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию и его активности, которая является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения).

Учитывая условия и факторы развития творческого воображения педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей. Это может быть: природа, общение, трудовая деятельность, народное творчество, искусство (музыка, литература, изо деятельность, театр) и другое.

Одним из приоритетных средств развития творческого воображения детей является  искусство. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский [1], закладываются основы развития данного процесса.

Л. С. Выготский отмечал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта [3].

Л. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" [3].

Исследования О.М. Дъяченко [5], Е.Е. Кравцовой [8], В.Т. Кудрявцева [9] и другие, включают изучение психологических закономерностей развития воображения (возможность «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой). Развитие этих особенностей у дошкольников рассматривалось на материале изучения различных видов деятельности, в том числе художественной.

В исследовании О.М. Дъяченко на основе модифицированного варианта методики Е.П. Торренса были разработаны задания, выполняя которые ребенок подчинял свое воображение определенной задаче (методика «Дорисовывание фигур»). В исследовании доказано, что развитие воображения стимулирует выполнение творческих заданий, а противоречия, которые обеспечивают саморазвитие воображения, зарождаются и разрешаются в деятельности. Она анализировала две линии становления творческих способностей. Первая связана со спецификой деятельности, а вторая с овладением средствами художественной выразительности, необходимыми для самостоятельности и вариативности их использования [5].

С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в этом случае, доминирующие черты личности.

Поэтому воображение детей - это психическая деятельность, создания существующих и не существующих образов и предметов, не воспринимающихся человеком в действительности, характеризующаяся способностью создавать образы действительности, с целью адаптации в настоящей жизни и решения ситуационных проблем.

Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности - ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такое словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способную его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх [2].

Педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей. Это может быть: природа, общение, искусство (музыка, литература, изо деятельность, театр), трудовая деятельность, народное искусство и другое.

Одним из важных средств развития творческого воображения детей является  интеграция различных видов искусство и творческой деятельности детей.

Комарова Т.С. [6] отмечает, что интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию его способностей.

Виды интегрированных занятий для детей 5-6 лет.

Первый вид занятий, используемый в системе - интегрированные тематические занятия направлены  на  обобщение  и  закрепление  знаний по изученной теме, проводятся совместно с воспитателями групп. Задания с высоким уровнем сложности, во избежание  переутомления детей, сочетаются с более простыми заданиями, играми и динамическими паузами,

Такие  занятия решают   задачи   всестороннего развития детей: художественно-эстетического  (музыка, изобразительная деятельность), познавательного, социально-нравственного. Для этого на занятиях используются высокохудожественные образцы литературных и классических музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и художественного творчества, активизирующие  музыкально-творческую  деятельность  детей методы: перевоплощение, импровизация, упражнения-имитации и т.п.

          Второй вид интегрированных занятий в системе – занятия художественно – эстетического  направления. Они проводятся совместно с воспитателем по изобразительной деятельности и педагогом группы, с целью через приобщение к искусству активизировать  творческий потенциал ребенка, музыкально-творческие способности.

Третий вид интегрированных занятий – занятия, проведенные со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом). Такие занятия  проводятся с  цель помочь  в формировании эмоционально-благополучной личности, одной из отличительных черт которой можно назвать ощущение самоценности и ценности другого человека и представляют  собой комплекс интегративных психотехник: дыхательных, медитативных, танцевально - двигательных, интегративного рисунка.

Зацепина М.Б. [7]  акцентирует внимание на том, что педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня развития.

На таких занятиях дети и педагог становятся партнерами, царит общая творческая атмосфера. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для дошкольников. Утомляться детям не дает постоянная смена деятельности. На интегрированных занятиях в творческий процесс, включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. Подбирая содержания необходимо ориентироваться на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

На занятиях используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции, развития  творческих способностей, расширения кругозора, активации социально - адаптивных способностей.

Таким образом, занятия построены так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности  и заинтересованности детей в течение всего занятия.  Использование  различных методов и  приемов, стимулирующих творческую активность воспитанников, способствует развитию       творческих  способностей, креативности личности  дошкольников, творческого  потенциала. Пример развлечений для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческих способностей, представлен в (Приложении).

Можно сделать вывод, что развитие творческих способностей дошкольников возможно только при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности и раскрыть творческий потенциал.

Литература

  1. Валицкая А.П. докторская диссертация «Эстетика русского  Просвещения» (1986).
  2. Веракса Н.Е. Перспективы изучения детского развития в   лаборатории способностей и творчества. // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2-3. — С.69-80.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996.
  4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников- М.: Academia, 1997.
  5. Дьяченко О.М.  Воображение дошкольника. М., 2008.
  6. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. – М., 2006
  7. КомароваТ.С., ЗацепинаМ.Б.  Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада /пособие для педагогов дошкольных учреждений, М. – Мозаика-Синтез, 2010 г.
  8. Кравцова Е.Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992.
  9. Кудрявцев В.Т.  Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. 1997—2000.

Приложение

Развлечения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие творческих способностей

Сундучок со сказками

Цель:  обобщить знания детей по теме «сказки»  с использованием произведений русских, советских и зарубежных писателей, совершенствовать умение детей узнавать сказки по иллюстрациям и ключевым словам; совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде;  снятие  эмоционального напряжения. Способствовать развитию речи детей, мышления, памяти. Воспитывать любовь к чтению художественной литературы. Побуждать детей к импровизации, развивать пантомимические навыки, фантазию, творческое воображение. Воспитывать партнерские отношения в игре.

Ход мероприятия.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, пришла я утром в д/с и вижу у дверей нашей группы сундук (выносит) стоит и на нем написано: «Ребятам из группы Ромашки». Значит, точно нам хотела я в него заглянуть да открыть не смогла. Давайте вместе подумаем, как его открыть.

Игра «Откроем сундучок»

Может его напугать?

Кто сможет сказать сундучку страшным голосом, что бы он открылся?

Дети пробуют, не получается.  

Может его поругать?

Дети пробуют, не получается.  

Может его подразнить?

Дети пробуют, не получается.  

Да-а-а я уже и не знаю, что нам делать, а посмотреть, что в нем очень хочется. А вы ребята не знаете, как нам сундучок открыть?

Дети предлагают разные варианты, воспитатель выбирает вежливо попросить.

Дети обращаются с вежливой просьбой, воспитатель «пробует» сундучок открывается.

Воспитатель: Здесь нам кто-то для нас оставил письма, но они не подписаны, давайте вместе попробуем отгадать, кто их написал.

Игра «Угадай, кто прислал письмо»

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)

Всё закончилось благополучно,

только хвост остался в проруби. (Волк)

Очень расстроена.

Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)

 

Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)

Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)

От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)

Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)

Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)

Воспитатель: Ребята я догадалась! Это сундук не простой, это сундучок со сказками.

Воспитатель достает настольный театр -  героев сказки репка.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки пришли к нам эти гости?

Дети Репка!

Воспитатель: Правильно. Давайте мы с вами поиграем в эту сказку. Посмотрите, в нашем волшебном сундучке  для этого все есть. Ой, да тут две маски репки, две фуражки для деда и т.д.

Я догадалась! А вы ребята догадались, в какую игру нам предлагает поиграть сундучок.

Проводится игра – эстафета «Вытяни репку».

Воспитатель: Тут еще, что есть! Ребята подскажите, чьи это вещи.

Игра «Чьи вещи?»

Достаёт из сундучка предметы. Ребята называют героя и сказку.

Горошина

Золотой ключик

Хрустальная туфелька

Стрела

Монета

Градусник

Скалка

Яичко

Красная шапочка

Аленький цветочек

 Метла

Воспитатель: А мне Баба-Яга тоже метлу подарила, полетать немножко, да одной скучновато, давайте лучше вместе поиграем.

Игра-эстафета «Метла Бабы-Яги»

Воспитатель: Кто-то в сундучке скребется (достаем Мышку - перчаточную куклу)

Ребята, посмотрите, в сундучке мышка сидит.  Она плачет, просит помочь ей.

В сундуке много книг (достает). Нужно помочь Мышке вспомнить сказки с ее участием.

Конкурс «Помоги мышке».

 Детям раздаются книги, раскрывать их нельзя, надо по обложке угадать в как сказке упоминается мышка, эту книгу ребенок «отдаёт» Мышке, а другую кладет рядом

Воспитатель: Вы добры дети, помогли Мышке, и она в подарок  вам принесла вам  новую книгу с иллюстрациями. Ю. А Васнецов «Теремок»

Воспитатель демонстрирует книгу детям. Вместе рассматривают, вспоминая героев сказки, в конце воспитатель спрашивает кто нарисовал иллюстрации к этой книги? Правильно. Я поставлю книгу в наш книжный уголок, вы сможете сами еще раз рассмотреть эти прекрасные иллюстрации позднее.

А Мышка любит разгадывать загадки и предлагает вам поиграть с ней в игру.

Игра на имитацию движений «Угадай, кто пришел в Теремок».

Один ребенок изображает животное (не обязательно из сказки), другие отгадывают, кто пришел в теремок.

Воспитатель: Вот спасибо, тебе Мышка. Хорошо поиграли. Ой, ребята, а из нашего сундучка песенка слышна (вынимает Колобка).

Колобок: Я от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел, и от волка, и от медведя ушел, и даже от лисы ушел и сюда к вам в сад пришел.

Воспитатель: Колобок, Колобок разве ты не знаешь, что нельзя без спроса из дома уходить.

Колобок: Почему?

Воспитатель: Ребята, что могло бы случиться с Колобком, по дороге в детский сад?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель: Я позвоню дедушке и бабушке, и они за тобой придут.

Колобок: Ладно! Я согласен. А пока давайте потанцуем, я очень люблю петь и танцевать.

Игра – танец «Попляши с Колобком».

Воспитатель: Что ж ребята наш волшебный сундучок пуст, значит, нам осталось сказать спасибо сундучку и наше гостям Мышке и Колобку и попрощается с ними.

Колобок: Не грусти ребята, сказки всегда рядом с вами, только откройте книгу или включите сделать подарок (дает коробочку воспитателю)

Прощаются и вместе с Мышкой прячутся в сундук, сундук уносят.

Воспитатель: Смотрите тут в коробочке тут Колобки и Мышки, можно нарисовать с ними картинку.

Дети проходят за столы, воспитатель объясняет, что можно приклеить изображение мышки или колобка (кто что выбрал) и с помощью карандашей и фломастеров дорисовать картинку.

Дети выполняют задание, устраивается выставка детских работ, которую сначала рассматривают дети совместно с воспитателем, а потом родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...