Современные подходы и формы организации работы по развитию творчества дошкольников
статья

Казанцева Наталья Эрнстовна

Современные подходы и формы организации работы  по развитию творчества дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы и формы организации работы  по развитию творчества дошкольников

Воспитатель Н.Э.Казанцева

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены, и это сказывается и на образовании. Изменяется содержание, усложняются функции современного ДОУ и условия воспитания. И появляется потребность в поиске новых современных подходов к развитию  творчества дошкольников

Ведь - Художественно-эстетическое развитие /по ФГОС/ предполагает:

- Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия произведений искусства, мира природы;

- Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

-Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).

Современные подходы

Хочется выделить следующие подходы, которые чаще всего используются в работе:

Личностно – ориентированный подход,

Полихудожественный подход,

Интегрированный подход,

Системно – деятельностный подход,

Индивидуальный подход,

Гендерный подход.

Давайте обсудим выше перечисленные подходы. Как они влияют на развитие и формирование творческой личности.

Личностно – ориентированный подход

Проявляется в ориентации всего педагогического процесса на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребёнка.

Проявляется в построении способов взаимодействия с детьми, ориентированных:

- на принятие ребёнка таким, каков он есть, сотрудничество с ним;

- веру в позитивное развитие ребёнка;

- понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержку;

- признание права ребёнка на свободу, инициативу, права выбора.

Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, сотрудничать с ним, поддерживать, давать возможность проявлять себя в игре, творческой работе. Также поддерживать право выбора: хочет использовать в своей работе цветные карандаши, пусть ими и выполняет творческую работу.

Полихудожественный подход

Рассматривается как своеобразное погружение в искусство, предполагающее тесное соприкосновение дошкольника с его образами, обогащающими эстетический опыт и развивающими способность восприятия образно-символического языка искусства.

Включает активизацию эстетических способностей (чувство формы, способность к одушевлению и преображению формы) и развитие детского художественного творчества.

Каждый ребёнок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества. Сущность полихудожественного подхода заключается в организации художественного образования детей. Следует проводить беседы об искусстве, рассматривать произведения искусства /например: картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт» и выражать своё отношение к ней/.

Интегрированный подход

Важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусства на уровне творческого процесса, их следует отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого по их сюжету и содержанию.

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребёнка в разных формах художественной деятельности с использованием специфических средств выразительности. То есть, наряду с рисованием, лепкой и аппликацией предлагается заниматься с детьми оформительским искусством.

Системно – деятельностный подход

Ключевым моментом этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

В основе системно - деятельностного подхода в обучении лежит задача научить пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности: ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Поэтому итогом творческого процесса должна стать способность через восприятие многовекового культурного опыта человечества сделать попытку создать свое произведение искусства. Например: рассмотрев картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт», обсудив или выразив своё отношение к ней, педагог предлагает создать своё произведение, свой натюрморт.

Индивидуальный подход

Основан на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребёнка.

Для осуществления такого подхода надо внимательно наблюдать за каждым ребёнком в процессе его деятельности, выделяя для себя характерное для каждого: что получается, а что нет.

Необходимо оказывать помощь, если в этом нуждается ребёнок, тактично направлять те или иные действия детей.

Роль воспитателя оказывать детям в процессе творческой работы индивидуальную помощь (задаются вопросы по содержанию рисунка, уточняется подбор изобразительных материалов). Педагог поощряет инициативу, даёт деликатные советы в индивидуальной форме.

Гендерный подход

Мальчики и девочки. Они такие разные, и следует учитывать их особенности обучения в современном детском саду.

У мальчиков эмоции выражаются через действие, а у девочек – эмоции выражаются словами.

У мальчиков меньше объём внимания и глубина сопереживания, а у девочек – больше объём внимания и глубина сопереживания.

У мальчиков игры связаны с физическим контактом, непрерывным действием, а у девочек в играх большую часть времени занимают поочерёдные действия и скрытая конкуренция.

Мальчики ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки отдают предпочтение восстановлению контактов.

Как мы видим, рассмотренные современные подходы тесно взаимосвязаны между собой.

Наиболее часто используемые формы работы по развитию творчества дошкольников.

-  Игра.

- Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности.

- Совместная творческая деятельность в ходе режимных моментов.

- Творческая деятельность в самостоятельной деятельности.

- Проектная деятельность.

- Праздники, досуги.

- Выставки детских работ

Игра – основная форма работы с дошкольниками.

Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности /занятия/

Основная задача организованных форм образовательной деятельности по развитию художественно-эстетической деятельности – формирование у детей структуры самой деятельности /обучение детей лепке, рисованию, аппликации/. И очень важно, чтобы деятельность ребенка на занятии была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами.

Детские творческие работы по теме «Натюрморты».

В самостоятельной творческой деятельности каждый ребёнок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце деятельности из детских работ составляется композиция или панно.

Коллективная творческая работа детей.

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.

Проектная деятельность.

Именно его использование характеризует поиск педагогами новых форм организации процесса обучения и проведения организационных форм образовательной деятельности с детьми в детском саду / Например: проект «Что такое натюрморт?»/

Выставки детских работ.

Все детские работы обязательно сохраняем в отдельных папках. Они используются для проведения групповых, персональных и коллективных выставок.

С одной стороны, это способствует тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату; формирует эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности;

С другой – выставки детских работ позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до подготовительной к школе группы, наглядно представить результаты работы в группе.

Хочется сделать вывод: - Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы организации математического развития детей»

«Современные формы организации математического развития детей»...

Консультация «Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

«Современные  подходы к вопросам  художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»...

Программа семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС»

Предлагаю программу проведения семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС». В ходе семинара был организован отк...

"Современные подходы и формы организации взаимодействия с семьёй"

В статье доклад  и презентация выступления на педсовете ДО и НОО...

"Современные подходы к познавательному и умственному развитию и воспитанию дошкольников"

Презентация "Современные подходы к познавательному и умственному развитию и воспитанию дошкольников"...