Особенности работы с детьми разного темперамента.
консультация

Ионова Екатерина Константиновна

Психология- темперамент

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности работы с детьми разного темперамента

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из темпераментов.

Основные свойства темпераментов детей.

Холерик. В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом–к требованиям, установленным в ДОУ.

Особенности работы. Необходимо чередовать виды деятельности. Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций.  Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке.

Сангвиник. Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, деловитость, общительность. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Легко и быстро усваивает новое, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Адаптация к ДОУ легкая.

Особенности работы. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Учить терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках.  Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и требования. Необходим пошаговый контроль.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Флегматик. Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость,  сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, мало эмоционален. К ДОУ адаптируются долго.

Особенности работы. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу. Не следует торопить и ограничивать во времени. Играть с ним в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить дошкольника полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям.

Меланхолик. Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость,  ранимость, чувствительность и впечатлительность. Это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность — одно из основных свойств их характера К ДОУ адаптируются с трудом.

Особенности работы. Считаться с его ранимостью, не кричать и не давить на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его. Ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно. Нужно привлекать таких детей в коллективные дела, находя посильное для их выполнения роль.

Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе -это качество результатов.

В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей -медлительные и сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая остальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные игры и физические упражнения, да и то постоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцентрированы, поэтому не слышат указаний, нередко рассеянны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Стратегии взаимодействия с детьми разных темпераментов"

Есть  люди,  которые  верят  в  возможность  выработки  единой  стратегии  взаимодействия  с  людьми  разных  темпераментов ...

Особенности работы с детьми разных нозологических групп.

Дети с нарушением слуха (I-II) вид.Дети с нарушением зрения (III-IV) вид.Дети с нарушением речи (V) вид.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI) вид.Дети с умственной отсталостью (VII) вид...

«Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»

laquo;Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»...

Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...