Проект технологии воспитания отзывчивости
проект (старшая группа)

Мамедова Рахила Фаризовна

В настоящее время в педагогической науке и практике много говорится о технологиях, но различия в понимании этого термина сохраняются. Разрабатывая проект педагогической технологии, за основу было взято определение Г.К. Селевко. По мнению автора, педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам, а методики являются инструментарием для достижения поставленной цели...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tehnologii_vospitaniya_otzyvchivosti.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект технологии воспитания отзывчивости

 у дошкольников седьмого года жизни

                                                                                       Выполнила:

                                                                                    Воспитатель

                                                                                   МБДОУ ДС № 47

                                                                                   Мамедова  Р.Ф.

                                     г. Нижневартовск

                      Пояснительная записка

Цель проектировочного этапа исследования заключалась в разработке проекта педагогической технологии.

Технология в толковом словаре рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, так и научное описание способов производства (С.И. Ожегов) [38].

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

М. В. Кларин определяет педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических целей [24]. 

Структура «педагогической технологии» представлена тремя аспектами:

- научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательным: алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В настоящее время в педагогической науке и практике много говорится о технологиях, но различия в понимании этого термина сохраняются. Разрабатывая проект педагогической технологии, за основу было взято определение Г.К. Селевко. По мнению автора, педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам, а методики являются инструментарием для достижения поставленной цели.

По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность содержит наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных организациях, другими субъектами [49].

Проект педагогической технологии разрабатывался, исходя из рассмотренных теоретических положений и результатов констатирующего эксперимента исследования, где у детей 6-7 лет были выявлены недостатки в воспитании отзывчивости.

Таблица 4

Схема проекта педагогической технологии воспитания отзывчивости у детей 6-7 лет

Модули

Содержание модулей

1

2

Целевой модуль

Цель: повышение уровней воспитанности отзывчивости у детей 6-7 лет.

Задачи: 

  1. Формировать представления об отзывчивости и ее проявлениях, о правилах и нормах отзывчивого поведения. Раскрыть нравственное значение отзывчивости во взаимоотношениях людей.
  2. Учить использовать усвоенные представления для оценки поступков героев литературных произведений и поступков сверстников.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, желание выражать сочувствие словом и делом.
  4. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
  5. Воспитывать гуманное отношение ребенка к себе и окружающим людям.

Содержательный модуль

I блок – «Я и другие» – учить понимать чувства и настроение других.

II блок – «Сочувствие и отзывчивость» – знакомить со способами выражения отзывчивости.

III блок – «Сорадость и отзывчивость» – учить разделять радость и успехи со сверстниками и взрослыми.

IV блок – «Словарь добрых слов» – знакомить с тем, как можно словом проявить отзывчивость.

Процессуально-деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет, воспитатели,  родители.

Формы: ООД, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Продолжение таблицы 4

1

2

Процессуально-деятельностный модуль

Средство: произведения художественной литературы, схемы эмоций, картинки и картины с изображение ситуаций, детские виды деятельности.

Методы: чтение и рассказывание литературных произведений; беседы о прочитанном; разъяснение значимости отзывчивости; обсуждение литературных (сказочных) героев, проявивших, отзывчивость или равнодушие, справедливость или несправедливость.

Последовательность:  поэтапная реализация каждого блока: 1) формирование у дошкольников представлений о проявлениях отзывчивости; об ее значимости в жизни людей; 2) формирование умений оценивать поведение героев литературных произведений на основе усвоенных представлений; 3) упражнение детей в отзывчивых поступках.

Диагностико-результативный модуль

Результат: повышение уровня проявления отзывчивости у дошкольников.

Диагностические методы: использование методов изучения отзывчивости, анкетирование воспитателей и родителей.

Содержательный модуль проекта педагогической технологии предусматривает четыре тематических блока, в которых конкретизируются поставленные задачи.

Таблица 5

Содержание работы по воспитанию отзывчивости у детей 6–7 лет

Блоки

Содержание

Я и другие

– раскрыть нравственное значение отзывчивости во взаимоотношениях людей;

– учить понимать чувства и настроение других;

– учить использовать усвоенные представления для оценки поступков героев литературных произведений и поступков сверстников;

– формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

Сочувствие и отзывчивость

Собственно эмоциональное развитие включает:

– развитие эмоционального реагирования;

– развитие эмоциональной экспрессии;

– развитие эмпатии;

– формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

– формирование словаря эмоциональной лексики.

Сорадость и отзывчивость

Словарь добрых слов

– знакомить с тем, как можно словом проявить отзывчивость;

– развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, желание выражать сочувствие словом и делом.

Процессуально–деятельностный модуль проекта педагогической технологии предусматривает участников образовательного процесса формирования у детей 6–7 лет речевого поведения в ситуации сочувствия, его средства, методы и последовательность.

Для реализации когнитивного компонента активно  использовали произведения детской художественной литературы. Были подобраны такие произведения:

Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»

Андерсен Г-Х. «Дюймовочка»

Бажов П. П. «Серебряное копытце»

Благинина Е. «Посидим в тишине»

Воронкова Л. «Ссора с бабушкой»

Катаев В. «Цветик-семицветик»

Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое»

Маршак С. «Двенадцать месяцев»

Осеева В. «На катке», «Отомстила»

Пришвин М. «Глоток молока».

Остановимся подробнее на этапах реализации проекта педагогической технологии:

Таблица 6

Этапы

Формы и методы реализации

1

2

1) формирование у дошкольников представлений о проявлениях отзывчивости; об ее значимости в жизни людей;

- чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение иллюстраций, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

- знакомство детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций;

- дидактические игры «Хорошо - плохо», «Как поступить?», «Подбери нужную картинку» и т. д.;

- просмотр и анализ тематических презентаций;

- организация художественно-продуктивной деятельности;

- выставка творческих работ.

2) формирование умений оценивать поведение героев литературных произведений на основе усвоенных представлений;

− чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

- беседы по теме: «Чему нас учат герои книг?», «Путешествие в страну отзывчивых людей», «Способы отзывчивого поведения»;

- рассказы воспитателя;

- игровые упражнения, в которых дошкольникам предлагается решить знакомые им нравственные проблемы;

- театрализованная деятельность: драматизация сказок, стихов, инсценировок;

- художественно – продуктивная деятельность: рисование, лепка, коллективный ручной труд.

3) упражнение детей в отзывчивых поступках.

- положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника;

- пример взрослого или других детей;

- организация совместной деятельности;

- игровая деятельность: дидактические, словесные, сюжетно – ролевые, настольные, подвижные игры;

- игровые упражнения «Изобрази настроение», «Я начну, а ты продолжи», «А я бы поступил так…» и др.

Важнейшим условием воспитания отзывчивости является единство в работе ДОО и семьи. С этой целью проект  технологии  предполагает работу с педагогами и родителями.

Для педагогов предусматриваются следующие мероприятия:

- консультации «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Роль художественной литературы в воспитании у дошкольников отзывчивости;

- разбор педагогических ситуаций «Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников», «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие дошкольника»;

- открытый просмотр организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по развитию эмоциональной отзывчивости;

- практическая деятельность с воспитателями: изготовление картотеки дидактических игр для развития эмоциональной отзывчивости у детей; подбор мультфильмов направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраст; оформление материалов для родителей направленных на повышение  компетентности в области развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников;

- круглый стол «Детско - родительские отношения, как фактор оказывающий влияние на эмоциональную отзывчивость детей».

Работа с родителями была направлена на просвещение родителей в вопросах воспитания у детей отзывчивости, сочувствия через различные формы работы, демонстрирующие ведущую роль семьи в данном вопросе. В работе с родителями по воспитанию отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста можно использовать разнообразные формы, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к детскому саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в ходе воспитательного воздействия  на ребенка. Предусмотрены следующие формы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;  

- групповые и индивидуальные беседы, тематические консультации с родителями;

- родительская гостиная, круглый стол;

- семинары-практикумы;

- конкурсы, развлекательные мероприятия, досуги с участием родителей;

- показ открытой организованной образовательной деятельности в ДОО для родителей;

- дни открытых дверей в детском саду;

- организация «родительских уголков».

Таким образом, в проекте технологии отзывчивость рассматривается как совокупность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Исходя из структуры отзывчивости, были поставлены задачи и определено содержание работы по ее воспитанию. Задачи воспитания отзывчивости в проекте технологии предполагается решать в различных видах детской деятельности: в общении, в играх и в процессе чтения произведений художественной литературы. Недостатки опыта воспитания отзывчивости, обнаруженные в ходе констатирующего эксперимента, компенсировались тем, что в  проекте технологии  предусмотрено повышение компетентности педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по воспитанию отзывчивости, дружеских взаимоотношений ребёнка с окружающими

Материал содержит советы родителям по воспитанию в детях добрых чувств, доброжелательного отношения к окружающим, умения общаться с товарищами в коллективе без конфликтов и агрессии....

"Игры как средство воспитания отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста"

Формирование и развитие отзывчивости в старшем дошкольном возрасте....

Консультация для родителей: "Воспитание отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"

С первых дней пребывания в детском саду дети находятся в окружении сверстников и поэтому важно, чтобы росла доброжелательность по отношению  друг к другу.    Дети младшего воз...

Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сл...

«Нравственное развитие и воспитание отзывчивости при ознакомлении дошкольников с природой»

Мир  природы  удивителен и разнообразен.  Дошкольники замечают то, на что обычно не обращают внимание люди более старшего поколения. Они увлечённо рассматривают насекомых, травинки и цв...

Конспект: « Воспитание отзывчивости и сострадания у дошкольников»

laquo;Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».М. Пришвин....