Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Весенние месяцы»
методическая разработка (старшая группа)

Антошкина Наталья Григорьевна

Разработанный мной конспект НОД с детьми старшей группы по ОО "Познавательное развитие" "Весенние месяцы" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровую, работу в малых подгруппах. Способствует развитию речевой активности детей через познавательно-игровую деятельность, заключающуюся в расширении знаний детей о смене времен года и месяцах года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesennie_mesyatsy.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга


Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы по образовательной области
«Познавательное развитие»
«Весенние месяцы»

С использованием современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающие, работа в малых подгруппах.

Составила воспитатель высшей категории
Антошкина Наталья Григорьевна


Санкт-Петербург
2018 г.

Цель: Расширение знаний детей о смене времён года и месяцах года (весенних). Знакомство детей с периодами весны, особенностями каждого весеннего месяца.

Задачи:

  • Закреплять обобщённые представления детей о весне, её приметах и праздниках.
  • Формировать знания детей о последовательности весенних месяцев, их сходство и отличие.
  • Активизировать словарь по теме: весенние месяцы.
  • Формировать умение детей связно отвечать на вопросы, используя аргументированную речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать слова при помощи суффиксов, согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
  • Совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворения.
  • Развивать внимание, память и логическое мышление.
  • Развивать умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать у детей интерес к народным приметам, пословицам, поговоркам.
  • Воспитывать желание с пользой для здоровья проводить свободное время в весенний период.

Материалы и оборудование:

Сюжетные картинки «Времена года», «Месяцы весны»
Стульчики, ковролин.
Магнитофон, аудиокассета с голосами птиц.

Мяч. Картинки – загадки, «портрет» Весны.

Подарки: веточки вербы.

Образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдение за весенними изменениями в природе во время прогулок на участке детского сада, в парках города и за городом вместе с родителями. Чтение художественной литературы по лексической теме «Весна». Рассматривание иллюстраций. Беседы с детьми, заучивание стихов о весне, пословиц, поговорок, игр с движением, пальчиковых игр. Знакомство детей с народными приметами. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, послушайте начало замечательного стихотворения и скажите о чём  оно? Придумала мать дочерям имена. Вот Лето и Осень, Зима и Весна. (показывает сюжетные картинки)
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это времена года. Продолжите, пожалуйста, начатое мной стихотворение теперь о  каждом времени года.

Дети читают стихи.

  • Приходит Весна – зеленеют леса,
       И птичьи повсюду звенят голоса.
  • А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
       И спелые ягоды просятся в рот.
  • Нам щедрая Осень приносит плоды,
       Дают урожаи поля и сады.
  • Зима засыпает снегами поля,
       Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: А теперь отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?

В овраг ручьями катится, деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг и  станет летом вдруг.
Ты знаешь, кто она? Красавица ….

Дети:  Весна!

Воспитатель: Правильно. Это красавица - весна. А почему её называют красавицей? Вспомните, что она дарит природе?
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А ещё весна очень трудолюбивая.

Три месяца без отдыха и сна
Ей предстоит командовать Землею.
Как справится изящная Весна
С обязанностью важною такою?

Да, ребята, работы у Весны много, но у неё есть три надёжных помощника. Назовите их.

Ответы детей.  

Воспитатель: Правильно. Присаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим на картинки и поближе познакомимся с весенними месяцами. Вспомните, пожалуйста, первого помощника Весны.

Ребёнок:

У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.

Воспитатель: Правильно, его называют «утром весны», «солнечником», «протальником». Объясните, почему и назовите приметы марта.
Ответы детей.

Воспитатель: (показывает сюжетную картинку)

 Посмотрите, какое яркое солнце делится с нами первыми теплыми лучами! Вот и снег начинает искриться в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода. Давайте поиграем с лучиками солнца.

Гимнастика для глаз «Солнечные зайчики».
Солнечный мой заинька,
(Вытягивают вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
(Ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Солнечный мой заинька.
Маленький как крошка.
(Соединить ладошки друг с другом)
Прыг на носик, на плечо,
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать
(Следить взглядом за движением пальца к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза,
(Закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает.
(Широко раскрыть глаза)

Воспитатель: Согрелись? Давайте вспомним о празднике, который нам дарит месяц март.

Ребёнок:
Я сегодня не проказник,
Потому что мамин праздник.
Рисовал я ей букет.
Мне уже почти шесть лет!
И прибраться мне не лень.
Угадайте, что за день?
Он приходит каждый год,
За собой весну ведет.

Дети: 8 марта, Международный женский день.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второго помощника  Весны.

 Ребёнок: 

Теперь другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!)

Воспитатель: Апрель- середина весны. В народе его называют «месяцем живой воды». Сейчас мы закрепим приметы апреля с помощью стихотворения:

Дети читают:

  • Апрель, апрель!
    На дворе звенит капель.
  • По полям бегут ручьи,
    На дорогах лужи
  • Скоро выйдут муравьи.
    После зимней стужи.
  • Пробирается медведь
    Сквозь лесной валежник.
  • Стали птицы песни петь,
    И расцвёл подснежник.

Воспитатель: Молодцы! Давайте отдохнём и станем детками матушки – Весны.

Речь с движением

Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире!
(Дети делают 4 шага назад, расширяют круг)
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки!
(Бегут по кругу)
Прямо к парку мы спешим, станет наш фонтан большим.
(Раздвигают круг)
Становитесь в круг опять,
(Смыкают круг)
Будем в солнышко играть.
(Бегут по кругу)
Мы веселые лучи,
(Тянутся на носочках, рука вверх) 
Мы резвы и горячи!
(Прыгают на носках, руки на поясе)

Воспитатель: Отдохнули? А теперь давайте вспомним, какой праздник отмечает наша страна в апреле.
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. День космонавтики. Кто помнит стихотворение о нём?

Ребёнок:

День космонавтики в апреле —
Мы славим космос всей страной,
Когда-то к звездам полетели,
Покинув Землю — дом родной!


И/у (с мячом) «Скажи ласково»
Проталина - проталинка
Лужа- лужица
Ручей- ручеёк
Трава- травка
Солнце- солнышко
Луч- лучик

Воспитатель: И третий месяц вспоминай, называется он…

Дети: Май!

Воспитатель: Правильно. Его в народе называют «травень», потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. Вот и полностью очистилась природа от зимы. От снега ничего не осталось, а вокруг зеленеет трава и на деревьях появляются первые зеленые листочки. Послушайте! Как заливаются птицы в весеннем лесу, радуются солнцу. Вы хотите стать птицами?

Пластический этюд «Мы - птицы».

Д/у «Подбери действие».
Воспитатель начинает предложения, дети заканчивают их.
Солнце весной что делает?…(греет, согревает…)
Снег что делает?…(чернеет, тает…)
Сосулька что делает?…(тает, капает…)
Почка что делает?…(набухает, раскрывается)
Грач что делает?…(прилетает, клюёт…)
Медведь что делает?…(просыпается, бродит…).

Воспитатель: Молодцы. Давайте разомнём пальчики.  

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Кап-кап, кап-кап, кто по улице идет?
(
Поочередно соединяются все пальцы с большим  - начиная с указательного и заканчивая мизинцем; сначала работает правая рука, затем – левая)
Кап-кап, кап-кап, эту песенку поет?
(
То же в обратном направлении  - от мизинца к указательному пальцу)
Дождик, дождик, веселей
(
Барабанят пальчиками по столу)
Капай, капай, не жалей.
(
Встряхивают кистями рук)
Умываются сады,
(
Потирают ладони)
Улыбаются цветы. Будем рады я и ты.
(
Хлопают в ладоши четыре раза и улыбаются друг другу)

Воспитатель: Давайте вспомним о празднике, который наступит 9 Мая. Что мы отмечаем и кого поздравляем в этот день?

Дети читают стихи:

  • В небе праздничный салют,

       Фейерверки там и тут.

  • Поздравляет вся страна

       Славных ветеранов.

  • А цветущая весна

       Дарит им тюльпаны,

  • Дарит белую сирень.

       Все узнали этот день?

Воспитатель: Да, ребята, 9 Мая - День Победы. 70 лет назад наши дедушки и прадедушки победили врага и подарили нам мир, который надо ценить!


И/у «Что лишнее и почему?»

  • Март, апрель, февраль, май.
  • Грачи, воробьи, скворцы, соловьи.
  • Зима, весна, март, лето.
  • День космонавтики, 8 марта, 23 февраля, День Победы.
  • Мать-и-мачеха, подснежник, ромашка, ландыш.
  • Проталины, снеговик, ручейки, первоцветы.

Воспитатель: Пришла пора прощаться с весенними месяцами. Давайте порадуем их загадками.

Дети загадывают загадки.

  • Под сугробом он растёт,
    Снеговую воду пьёт. (подснежник)
  • Бегут, звенят, в речку хотят. (ручьи)
  • Жёлтый мяч на голубом поле катается,

Людям улыбается. (солнце)

  •  Белая морковка над головой повисла. (сосулька)
  •  Домой прилетают, гнёзда свивают,
        Песни распевают, лето поджидают. (птицы)
  • Высока и зелена будет скошена она.
        Овцы, козы и коровы есть её всегда готовы. (трава)

Воспитатель: Молодцы! Прикрепите, пожалуйста, картинки - отгадки на ковролине рядом с «портретом» Весны.
Вот видите, ребята, какая у нас весна - красавица. Недаром говорят, что «матушка- Весна всем красна».
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Весенние месяцы дарят вам веточки вербы.

Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу. 

Будь здоров на весь год! 
Будь так весел как весна! 
Будь так крепок, как зима! 
Будь здоровый, как вода, 
Будь богатый, как земля, 
А расти как верба!


До свидания весна! Здравствуй… (какое время года?)
Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, в конце мая люди прощаются с весной и готовятся встречать долгожданное лето - самое тёплое время года. Это – чудесная пора для ребятишек! И начинается она 1 июня, в День защиты всех детей нашей планеты. Давайте  вместе позовём лето.

Закличка:
«Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое!»
Воспитатель подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогической ситуации с детьми старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Бумажная Фея»

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Методы и приемы,  использованные на занятии,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Как дикие звери готовятся к зиме".

Закрепить знания детей от диких животных, сформировать у детей представление о том как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимний период. Воспитать любознательность, любовь к природе и бережное...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие» (введение в математику) «Проделки Метелицы»

Возрастная группа: средняяТема: «Проделки Метелицы»Образовательная область: Познавательное развитиеЦель:создать условия для формирования устойчивого интереса к математическим знаниям на ос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Репка" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: формирование элементарных математических представлений.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Репка" образовательная область «Познавательное развитие»   -  раздел: формирование элементарных...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Бусинки" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: формирование элементарных математических представлений.

laquo;Математика – царица наук» — это высказывание великого немецкого “короля математиков” Карла Фридриха Гаусса. Ну, скажете Вы, это понятно, о своей профессии все так ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Бусинки" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: ознакомление с предметным окружением. Тема: "Деревянный брусочек".

Предметное окружение: детей знакомят с названиями предметов их ближайшего окружения(игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования, функциями ("Из...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней группе. Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП Тема: «Солнечная полянка»

 Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней  группе. Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП Тема: «Солнечная полянка»...