Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Зимние месяцы»
методическая разработка (старшая группа)

Антошкина Наталья Григорьевна

Разработанный мной конспект НОД с детьми старшей группы по развитию речи "Зимние месяцы" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, работу в малых подгруппах. Способствует развитию речевой активности детей через познавательно-игровую деятельность, заключающуюся в расширении знаний детей о смене времен года и месяцах года (зимних), а также об особенностях каждого зимнего месяца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimnie_mesyatsy.docx736.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга


Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы

по образовательной области «Познавательное развитие»  

«Зимние месяцы»

С использованием современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, работа в малых подгруппах.

Воспитатель высшей квалификационной категории

Антошкина Наталья Григорьевна.

Санкт-Петербург
2018 г.

Цель: Расширение знаний детей о смене времён года и месяцах года (зимних). Знакомить детей с периодами зимы, особенностями каждого зимнего месяца.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
  • Закреплять обобщённые представления детей о зиме, её приметах и праздниках.
  • Формировать знания детей о последовательности зимних месяцев, их сходство и отличие.
  • Познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев.
  • Формировать знания детей о том, что год начинается с первого января.
  • Активизировать словарь по теме: зима, зимние месяцы.
  • Формировать умение детей связно отвечать на вопросы, используя аргументированную речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать слова при помощи суффиксов, согласовывать существительные с прилагательными, правильно подбирать глаголы.
  • Совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворения.

Коррекционно-развивающие:

  • Закреплять стихотворение С. Маршака «Двенадцать месяцев» из цикла «Круглый год» о зимних месяцах.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Развивать умение отгадывать загадки.
  • Развивать внимание, память и логическое мышление.
  • Развивать умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения.
  • Развивать мелкую и общую моторику, умение сочетать речь с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к народным приметам, пословицам, поговоркам.
  • Воспитывать желание с пользой для здоровья проводить свободное время в зимний период.
  • Прививать интерес к русским народным праздникам.
  • Воспитывать умение замечать красоту природы зимой.
  • Воспитывать заботливое отношение к природе.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, послушайте начало замечательного стихотворения и скажите о чём в нём говорится?

 Придумала мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна. (показывает сюжетные картинки)
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. О временах года. Продолжите, пожалуйста, начатое мной стихотворение теперь о каждом времени года.

Дети читают стихи.

1. Приходит Весна – зеленеют леса,
   И птичьи повсюду звенят голоса.

2. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
   И спелые ягоды просятся в рот.

3. Нам щедрая Осень приносит плоды,
   Дают урожаи поля и сады.

4. Зима засыпает снегами поля,
   Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: А теперь отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом – 
Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Эта царица - зима. А почему её называют «белокожей»?
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А на какой тройке прилетела зима? Что за кони в этой тройке?
Ответы детей.

Воспитатель: Да, это зимние месяцы. Давайте вспомним их названия.
Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Зима - царица трёх месяцев: декабря, января и февраля. Это очень красивое время года, но холодное и снежное.

Отличается зима от весны и лета.
Очень снежная она, вся в снега одета.

Ребята, давайте встанем в круг и погреемся.

Психогимнастика:

Руки в кулачки сожмем и немножко подождем,
На ладошки мы подуем, все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем, сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,
Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем.
Губки надуваются, щечки улыбаются.

Воспитатель: Согрелись? Присаживайтесь на стульчики.
Давайте посмотрим на экран и поближе познакомимся с зимними месяцами.
(Презентация) (слайд-1,2)

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, первый месяц зимы.
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, а сейчас мы посмотрим и назовём приметы декабря. (Слайд -3,4)

Воспитатель: Декабрь ещё в народе называют «хмурень». Ведь в декабре дни самые короткие, а ночи длинные. Но зато декабрь нас радует самым весёлым праздником.
«Только месяц наш пройдёт, мы встречаем … (слайд-5)

Пальчиковая гимнастика «На елке»


Мы на елке веселились                                                                                                      
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.

(Ритмичные хлопки в ладоши.)
(ритмичные удары кулачками.)
(Дети «шагают» средним и указательным
пальцами обеих рук по столу.)
(«Рисуют» руками большой круг.)
(Делают ритмичные хлопки.)
(Загибают на обеих руках пальчики,
начиная с большого.)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй месяц зимы, который начинает новый год. (Ответы детей) (слайд-6)

Воспитатель: Январь - году начало, зиме середина. В народе его называют «лютень». Это самый холодный зимний месяц. Сейчас мы посмотрим на экран и закрепим приметы января с помощью стихотворения: В январе, в январе много снега на дворе…(слайд-7)

Воспитатель: Молодцы! Давайте отдохнём и станем детками матушки - Зимы.

Пластический этюд «Снежинки»

Воспитатель предлагает детям под музыку потанцевать, полетать, как снежинки. Дети пытаются передать образ лёгкой, красивой снежинки.

И/у (с мячом) «Скажи ласково»
Зима…(зимушка)
Снег…(снежок)
Звезда…(звездочка)
Снежинка…(снежиночка)

Солнце…(солнышко)
Снеговик…(снеговичок)

Воспитатель: Ребята, а какой ещё весёлый праздник есть в январе, кто может сказать?

(ответы детей), (слайд – 8)

Воспитатель: Это – Рождество. Старинный русский праздник. В этот день принято ходить к друзьям в гости, веселиться на улице: играть в снежки, строить снежную крепость, устраивать шуточные соревнования и конкурсы.  

Весело зимой! Не хочется домой!

Воспитатель: Осталось вспомнить третий месяц зимы. Его в народе называют «снеговеем». У него самые большие сугробы.  (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, об этом месяце есть пословица «У февраля два друга - метель и вьюга». (слайд-9)

Д/у «Назови действие»
Воспитатель начинает предложения, дети заканчивают их.
Зимой метель…(метет).
На зиму медведь в берлоге…(засыпает).
Зимой вода в реке…(замерзает).
Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк…(воет).
Ночью ветер  в трубах…(завывает).

Логоритмическое упражнение «Вьюга»
Воспитатель читает стихи, дети выполняют движения.


Воет вьюга: У-у-у!                                                                                                                  
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб,
Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп.

Делают круговые движения руками над головой ритмично.
Руки внизу, ритмично двигают ими с боков к центру, «подгребая» снег.

Вас от дома уведу,
В чисто-поле приведу.
А потом улягусь спать
В свою снежную кровать.

Ритмично хлопают ладонями
по телу.
Ритмично покачивают скрещенными руками перед собой.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните. Давайте вспомним о празднике, который наступит 23 февраля. Кого мы поздравляем в этот день? (Слайд-10)

И/у «Что лишнее и почему?»

  • Декабрь, январь, сентябрь, февраль.
  • Санки, лыжи, льдинки, коньки.
  • Зима, весна, декабрь, лето.
  • Новый год, 8 марта, 23 февраля, Рождество.
  • Гирлянды, шарики, кубики, хлопушки.
  • Мороз, вьюга, радуга, метель.

Воспитатель: Пришла пора прощаться с зимними месяцами. Порадуем их загадками, а затем посмотрим, как уносятся в снежную даль три белых коня: декабрь, январь и февраль. (слайд-11)

Игра в загадки «Ты – мне, я – тебе»

  • Сама я ледяная. Моя юбка – кружевная.
    Я кружусь, как балеринка. Угадали? Я - …(снежинка).
  • Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
  • Я прозрачна, как хрусталь,
    С крыши я зимой свисаю.
    Только очень, очень жаль,
    Что в тепле я быстро таю. (Сосулька).
  • Он и белый, и мохнатый,
    И пушистый, как медведь.
    Раскидай его лопатой.
    Назови его, ответь. (Снег).
  • Мост, как синее стекло:
    Скользко, весело, светло. (Лед).
  • Белые змеи над землей полетели.
    По дорогам поползли и сугробы намели. (Метель).

Воспитатель: Молодцы! Прикрепите, пожалуйста, картинки- отгадки на ковролине рядом с «портретом» Зимы.
Вот видите, ребята, какая у нас зима волшебница. Недаром её называют царицей. Наша русская зима, словно сказочное царство.
Она дарит вам красивые снежинки и вкусные леденцы. До свидания зима! Здравствуй… (какое время года?)
Ответы детей (слайд-12)

Воспитатель: Да, ребята, в конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, пекут вкусные румяные блины, похожие на солнышко, отмечают праздник Масленицы. Давайте вместе позовём весну.

Закличка: 
«Весна, весна красная!
Приди, весна, ясная,
С радостью, с радостью,
С великою милостью.»

Воспитатель: Ребята, вам хочется, чтобы царица – Зима покинула нас быстрее или жалко с ней расставаться?   (ответы детей).

Воспитатель: Давайте порадуем Зиму на прощанье. Вспомните и назовите, пожалуйста, сказки, которые вы знаете о ней.   (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Как дикие звери готовятся к зиме".

Закрепить знания детей от диких животных, сформировать у детей представление о том как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимний период. Воспитать любознательность, любовь к природе и бережное...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы образовательная область: «Познавательное развитие» на тему: «ВЕСЫ»

Цель: формировать представление детей о весе предметов. Задачи: Образовательная: Закрепить знание детей о органах чувств человека;учить конструировать устройства (весы) из подручных материал...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) на тему: «Красная шапочка»

Задачи:Развивать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;Закрепить порядковый и количественный счет предметов;Закрепить представления о геометрических ф...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие " «Путешествие любознательной капельки»

Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе совершенствования познавательных  навыков через экспериментирование, опыты и игровую деятельность....

КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных представлений». Тема: «Поможем мышонку».

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их наборо...