Доклад " Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"
статья

Соснина Марианна Николаевна

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств. Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К.С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда. Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства. «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Музыкального руководителя МБДОУ « Детский сад  №144» г. Чебоксары ,

Сосниной Марианны Николаевны

      Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.                                                                                                           Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).                                          

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств. Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К.С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.                                                                                      Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства.  «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания». 

Актуальность темы

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста  различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!                                                                                                                                           Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Теоретические обоснования опыта.

В современных дошкольных учреждениях  развивающий  потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» на  праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.

2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа « От рождения до школы» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе « Развитие игровой деятельности» программы « От рождения до школы» (автор – доктор психологических наук , профессор Н. Е. Веракса ). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

С точки зрения Н.А. Ветлугиной художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения  и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «От рождения до школы».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

  • в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;
  • в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». В программе « От рождения до школы» театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

  • как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
  • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

 Цель, задачи.

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
  2. Познакомить детей с различными видами театра.
  3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  4. Обучать приёмам кукловождения  различных видов кукол.
  5. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
  6. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
  7. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:

Изучить разделы в программе «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой): «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается».

  1. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева.
  2. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
  3. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
  4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
  5. Составить перспективный план работы.

Принципы реализации темы:

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с младшего дошкольного возраста.
  3. Принцип доступности. Учитываются  возрастные особенности, потребности, интересы, уровень  подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
  4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. 

Опыт работы.

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды во 2 младшей группе. Для детей этого возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также изготовила настольный театр «Репка», «Колобок», приобрела театр би-ба-бо «Курочка Ряба», мягкий настольный театр «Курочка Ряба». Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена  картотека «Пальчиковые игры».

В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. 

Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кисонька - мурысонька», «У Алёнки в гостях» и другие), произведения А. Барто («Зайка», «Бычок»), имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизировали сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр на фланелеграфе, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками - героями.

В свободной и непосредственно-образовательной деятельностях играли с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», Домашние животные», «Дикие животные» и другие.

На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В течение года я составила проект по сказке «Колобок», тематическое планирование на неделю по теме «Неделя детской книги», где прослеживалась работа по играм - драматизациям, показала итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка», «Курочка Ряба» .

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Ещё в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

Игра-драматизация – форма деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы на выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

Вместе с детьми  мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ.минуток также передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Затем мы имитировали цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался.

В зависимости от времени года дети  имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Нами были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».

Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?»), на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит»), на формирование речи (игры с пальчиками), которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям («Тили-тили-тили бом! Загорелся Кошкин дом!» - рисование  красками и поролоном, «Заборчик для петушка», «Выросла репка», лепка: «Вкусные морковки для зайки», «Миски для трёх медведей», «Лепим колобка», аппликация: «Украсим варежку для лисоньки», «Катится колобок по дорожке»).

С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению мною были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.

Вместе с детьми мы продолжили драматизировать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», а так же попробовали показать сказку «Колобок», «Теремок», произведение К.Чуковского «Цыплёнок». Делали утреннюю гимнастику по сказкам «Три медведя», «Колобок».

А в январские каникулы один день посвятили театру. В этот день мы драматизировали произведение «Почему плакал котёнок», пересказывали сказку «Колобок», показывали настольный театр «Репка», по картинке угадывали героев знакомых сказок, конструировали дома для сказочных героев, играли в подвижные игры.

В средней группе я продолжила тему «Театрализованная деятельность». Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники-иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены озвученные и неозвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

  • Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).
  • Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
  • Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
  • Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
  • Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

В начале года я оформила папку «Виды театров», благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афишы, фойе, сцена, зал), его разновидностями. Рассказала о правилах поведения в театре.

В течение года в средней группе вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра («Три поросёнка»)  и пальчикового театра («Заюшкина избушка», «Колобок»). А потом дети самостоятельно показывали их своим друзьям.

Также была продолжена работа над этюдами (из книги «Психогимнастика» М.И. Чистякова). Вместе с ребятами мы проиграли следующие этюды: «Ой! Ой! Живот болит!», «Грязь», «Два сердитых мальчика», «Петрушка прыгает» и другие. Рассказывали стихи руками: «Моя книга», «Пять малышей». Я читала стихотворение, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук.

С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Угадай название сказки», «Назови друга ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Скажи хорошее о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?»

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно

способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

В средней группе дети участвовали в постановках сказок: «Теремок», «Под грибом», «Колобок – колючий бок», также были драматизированы отрывки из сказки «Три поросёнка». Детям был показан настольный театр «Колобок – колючий бок», «Под грибом», «Про машину», «Три поросёнка», проведена литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского.                  

На занятиях и в  свободной деятельности дети слушали произведения классической и детской музыки. А потом самостоятельно играли на музыкальных инструментах (озвученных и не озвученных), как в оркестре. А ещё мы вместе с детьми озвучили стихотворение на детских музыкальных инструментах «Прогулка в зимний лес».

Во время проведения занятий для создания интереса, организации детей  продолжала использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений. В течение года мы продолжали лепить, рисовать по сказкам. Мы лепили ёжиков, грибы, зайчат, мышек, снеговиков, лисят, танцующую матрёшку, медвежат по сказке «Два жадных медвежонка». Рисовали зайчика под ёлочкой, белочку с грибом, снеговиков. На аппликации клеили ёлочки, из разного материала снеговиков, зимний сказочный домик.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве. Дети удачно имитируют голоса,  действия животных и птиц, принимая активное участие в подвижных играх.    («Цапля и лягушки», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается» и другие.)

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Работа с родителями

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.  

В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:

  1. Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
  2. Познакомить родителей с разнообразием театров.
  3. Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
  4. Рассказать родителям о создании театра дома.
  5. Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Мама, спой мне песню!» (колыбельных), «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».

Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек.   Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.

А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки. 

Выводы

Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:

  • Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
  • Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
  • Через театрализованную  игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
  • У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  • У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
  • Активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
  • Дети стали раскрепощаться и творить.

Ещё на третьей конференции по дошкольному воспитанию (1926 г.) Н.К. Крупская поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. В дальнейшем в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников

Теоретическая база опыта

  1. Программа « От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса).
  2. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
  3. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
  • «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
  • «Играем с детьми раннего возраста»  (№3/2013г.)
  • «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
  • «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
  • «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
  • «Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
  • «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
  • «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
  1. Статьи в интернете:
  • «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)
  • Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
  • Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-deyatelnosti-s-detmi-4…
  • «Театрализованные игры в детском саду».



Предварительный просмотр:

Из опыта работы Сосниной М.Н., музыкального руководителя

МБДОУ « Детский сад №144»

« Приобщаем детей к искусству  театра»

Я, муз. рук. «Детского сада №144»  хочу поделиться опытом своей работы по приобщению детей к музыкально-театральному искусству.  Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую, очень важную часть их жизни - дошкольное детство.   В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые. Я стараюсь помочь каждому ребенку самореализоваться,  дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. 

В настоящее время дети хорошо информированы, разбираются в компьютерных играх, но в то же время у них снижена фантазия, творческая активность, речь; реже восхищаются и удивляются, все чаще проявляют равнодушие, интересы их ограничены, а игры однообразны. Как известно, музыкальный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Поэтому я пришла к выводу, что театрализация одно из самых эффективных средств воздействия. Однако в области дошкольного музыкального воспитания музыкально-театральная деятельность детей представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна.   Этот факт и обуславливает мой интерес к теме театрального искусства.

Сказки и спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Дети  с удовольствием включаются в происходящее  и как актеры – исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними. Они чувствуют и думают так же, как и их сказочные герои..

Так как я веду планомерную работу по развитию певческих способностей и занимаюсь театрализованной деятельностью, то я решила объединить эти 2 вида деятельности ……… жанр выбрала  потому -  что считаю,  он наиболее полно раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, побуждает в детях творческое начало. Музыкальная сказка - это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.. сказка, обогащённая музыкой , музыкальными партиями , исполненными  детьми , становиться ярче, выразительнее, объёмнее. Следует отметить, что исполняя музыкальные партии в сказках, опереттах, операх, у детей появляется желание петь лучше и лучше ! Здесь мы решаем и следующую проблему – развитие певческих способностей

Занимаясь с детьми театром,  поставила перед собой цель — сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стараюсь стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

За время моей работы было поставлено много разных музыкальных сказок с детьми разного дошкольного возраста. «Заюшкина избушка» (по мотивам р. н. с.), Детская опера «Колобок» (по мотивам р. н. с.). «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко» (по мотивам укр. н. с. Колосок»).,. «Как избушка стала дворцом» Л. Олифировой., «Стрекоза и Муравей» ( по басне Крылова),  «Гуси – лебеди» (по мотивам р. н. с.) "Снегурочка"(по мотивам р. н. с.) и другие. Сегодня я расскажу только о некоторых, на мой взгляд, самых ярких, интересных , зрелищных спектаклях.

        Начинаю готовить  музыкальные сказки уже с младшей группы . Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса., Анализирую  характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся  ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия.

Вот ,например, когда мы с  детьми младшей группы «Гномики» поставили  музыкальную сказку «Заюшкина избушка», дети не только выполняли образные движения, но и у  каждого артиста была своя , не только драматическая, но и  вокальная партия.  Можно сказать: «Какие музыкальные сказки?  Многие дети  еще  даже плохо разговаривают». Но и для таких ребятишек всегда найдется роль.  Решила включить танцы: «Снежинок»-когда на дворе зима.;  «Бабочек и пчелок » когда приходит Весна- красна и все пробуждается , программную песню « Зима прошла» Н. Метлова,  для  небольшого фрагмента с воробушками.   В итоге получилось , что в представлении участвовали дети всей группы. И каждый почувствовал себя артистом.

      Очень часто, понравившаяся мне сказка не имеет музыкального сопровождения или написана в прозе, а мне, как музыкальному руководителю интересно нести текст через музыку. И тогда в голове рождаются небольшие мелодические линии, удобные по диапазону, и они  ориентированы на конкретного ребёнка. Например, это «Сказка о ленивом  мышонке», которую мы подготовили с детьми среднего возраста. Изначально  она была показана  воспитателем Порфирьевой Л.Н. как драматическая постановка. Сказка очень мне понравилась, и я решила , что она будет ещё интересней, если сделать ее музыкальной. Так как готовых партий не было, пришлось немного потрудиться , и  мной были написаны вокальные партии почти для всех персонажей.(Уточки, Лягушки,  Мышки, Кошки) . В этой возрастной группе дети уже более выразительнее, ярче передают роль того или иного персонажа,   уже заметно, как они пользуются элементам образных выразительных средств (интонацией, мимикой и пантомимой). Немножко отступлю от темы и скажу ,что - выбирали на роли главных персонажей сами дети этой группы. И поэтому не было никому обидно. Сказка очень интересная и доступная этому возрасту, но в первом варианте участвовали не все дети. Когда на смену подрасли другие детки, решила еще раз поставить эту сказку, но задачу усложнила. Решила, что нужно ,чтобы участвовали все дети. Так как появился новый костюм курочки, то Петушка заменила  на Курочку, что более уместно по сюжету  и включила партию Курочки и  «Танец цыплят», который очень органично вписался в  постановку. Лягушке усложнила роль, добавила немного больше текста,  и захотелось включить веселый номер. А это, конечно, лягушата. Так появился и «танец Лягушат». Забавные лягушата украсили своим танцем постановку.. Конечно, эту сказку мы показали и нашим постоянным гостям из Чрио., и родителям, и детям нашего детского сада.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения, поэтические произведения, народные сказки. Очень люблю р.н.с. «Снегурочка».. Персонажей  очень мало: это- Ведущий, Снегурочка, баба, дед, Весна и подружки.    В оригинале очень мало музыкального репертуара,  текста. Так как в группе было  18  девочек и всего 6 мальчиков, подобрала такой материал, чтобы все дети принимали в представлении активное участие. Была проделана большая работа: добавила  партии Снегурочки, Весны, много фольклорного материала, стихотворного текста. И из небольшой сказки получилось яркое музыкально- театрализованное представление,  где звучали народные веселые и напевные хороводы, заклички, частушки. Задорный танец «Варенька» вызвал восхищение гостей за удаль и мастерство в исполнении , с которым девочки  прекрасно справились. А веселые народные игры « Летели две птички», « К нам во двор пришла весна», «Золотые ворота», « Гори ясно», шуточный  перепляс мальчиков и девочек  ,яркие народные  костюмы исполнителей,  дают возможность зрителям зримо ощутить  их характеры, особый колорит и единый стиль всего спектакля. К театрализации я обязательно привлекаю воспитателей , специалистов ,и даже младших воспитателей,  которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. или ведущих ( несколько слайдов с воспитателями).Хочется сказать слова благодарности нашим воспитателям.(сказать о выложенном материале и зачитать слова о воспитателях) .Очень приятно, что наш труд получил такую высокую оценку от музыкальных руководителей не только нашего города, но и музыкантов и просто неравнодушных людей к детскому музыкальному творчеству России и за рубежом.

 Сказка « Как избушка стала дворцом»  Л.Олифировой привлекла меня за 2 года до постановки Сюжет очень оригинальный. Музыкальные партии довольно сложные для детей детского сада,  но дети справились. Главные персонажи были настолько убедительны в своих ролях, что после просмотра сказки долго не смолкали аплодисменты. И опять, чтобы в представлении принимали участие  все дети  группы:  на роль красок были взяты все мальчики, а на роль пчелок – все оставшиеся девочки. И у мальчиков и у девочек были свои музыкальные партии, которые очень украсили сказку.

Юные артисты нашего детского сада  с удовольствием  готовят и показывают  спектакли, чтобы порадовать самых маленьких  зрителей своим выступлением. «Прыг, Шмыг и Голосистое зернышко» ( по мотивам р.н.сказки «Колосок»), так называется сказка, которую приготовили дети старшей группы.  Веселый Прыг и беззаботный  мышонок Шмыг так весело пели и играли, что  вызвали восторг у зрителей. А Петушок – голосистое  горлышко дал всем зрителям  урок, что нельзя лениться, а надо - трудиться  и друг другу помогать……

 И вновь осенью в этом году мы  пригласили  зрителей в наш «сказочный» мир, где они вместе с нашими героями музыкального спектакля  «Удивительные встречи Красной шапочки в осеннем лесу» радовались и  горевали. И опять в представлении участвуют все дети. Для каждого найдется роль. Это и веселые, хлопотливые белочки, и шустрые, забавные зайчата, которые очень музыкально исполняют свои партии.  А если сказка осенняя, то как обойтись без  листиков и  капелек?  И вот в сказке  самые маленькие девочки группы исполняют  «Танец листочков», а когда начинается гроза, то  мы видим, какие веселые капельки появляются из-за тучки. Дождь прошел, и Красная Шапочка опять спешит  к бабушке. И Волк в нашей сказке обязательно исправится, и из лесного хулигана превратится в самого настоящего защитника леса. Сказка то Экологическая. И слова в заключении  звучат так. « Буду лес я охранять, всюду мусор убирать». И удивляться не следует, это же сказка.

Но вот наступила Зима, и у нас опять новая сказка, на этот раз это « В царстве славного Гороха.»

К подготовке спектаклей, приобщаю родителей -  тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Родители участвуют в разучивании наиболее сложных диалогов, и в  исполнении  небольших ролей в самой театральной постановке. Вот, например, когда мы ставили сказку « Антошка в гостях у Осени», мама и папа Давида приняли наше предложение сыграть небольшие роли в этой сказке, и замечательно  с этим справились. Сколько эмоций было у мальчика, когда в роди мамы была его настоящая мама. Папе досталась роль Домового. Такого веселого, озорного, который так выразительно  спел свою партию.  А как радовались родители, что участвуют в представлении вместе  со своим ребенком.

Родители с удовольствием помогают  и в создании костюмов. Например, когда с детьми  подготовительной гр. ставили сказку «Морозко»,  мама Даши Харитоновой  для персонажа «мачехи» сама придумала и изготовила замечательный костюм. А при постановке сказки «Заячья избушка», бабушка семьи Кузнецовых сшила пелеринки для воробышек. Когда в постановке сказки «Гуси- лебеди» Маша играла Бабу- Ягу, мама Маши  так постаралась, что костюм Бабы Яги вызвал восхищение наших гостей с ЧРИО, и т.д. Совместные мероприятия взрослых и воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Особое внимание уделяю оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.  Используя мультимедийное оборудование , можем превратить наш зал то в зимний лес, то в весенний лес…. Вот Золушка попадает во дворец. А вот красная Шапочка идет бесстрашно по лесу. И т.д  

 

Занимаясь с детьми театром, была поставлена цель — сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, внимательными. И я не устаю повторять: наша работа очень  интересная, увлекательная и трудностей порой  и  не замечаешь. А видишь только отдачу. Радостные глаза своих детей, восторг от того, что все получается.

 

Мне, как музыкальному руководителю, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе

Хочется, чтобы с доброго начала театра в детском саду ребенок пронес любовь к театру через всю жизнь!          Введите в мир театра малыша

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью и добротой

И с чувством сказочным пойдет он жизненной порой! /Г. Попова/



Предварительный просмотр:

Статья «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста»

Соснина Марианна Николаевна

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №144» г. Чебоксары

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.

В. Сухомлинский

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Замечательный человек, актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».

Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших детей. Говоря словами композитора Д.Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. Во многом этому помогает музыка.

Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.

У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе и всему живому, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» — эти слова Н. А. Ветлугиной я беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное — это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

Как это прекрасно — знакомить ребят с музыкой! Я начинаю работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаю их в школу. На этом пути, продолжительностью в шесть лет, ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Музыка, художественное слово         или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Видные советские педагоги Н.А. Метлов, О.П. Радынова считают: чтобы привить детям интерес и любовь к музыке важно использовать для слушания не только произведения рекомендованной программой. Тридцать лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду и считаю, что в программе недостаточно внимания уделяется воспитанию нравственных чувств через ознакомление с классической музыкой, поэтому решила составить методическую разработку по использованию классической музыки в нравственном воспитании старших дошкольников.

Цель

Через классическую музыку дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

Задачи

  • Развивать интерес, любовь к музыке;
  • повышать музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;
  • побуждать детей  выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности.

Организованная в нашем детском саду эстетически-развивающая среда и система работы является одним из эффективных средств музыкального развития детей и способствуют формированию их социокультурного опыта. Дети проявляют такие нравственные качества, как терпимость, отзывчивость, щедрость. Ребенок учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых. Понимая, что его всегда слушают и слышат, становится более инициативным и открытым, эмоционально благополучным.

В своей повседневной работе с детьми  исхожу из того, что главной задачей музыкального воспитания в детском саду является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ребенка, прежде всего на его нравственность. Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь ребенку через музыку осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать. Уже с первых занятий я учу детей самому главному, что должен дать воспитанникам детский сад: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем. Слушая музыку, дети уже с младших групп начинают чувствовать и понимать, что музыка – это сама жизнь.

В своей работе использую вокальную и инструментальную музыку и стараюсь исполнять ее так, как написал композитор: эмоционально, искренне, выразительно. Необходимо увлечь детей игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмыслено.

Важное значение уделяю классической музыке. Это особый мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. На занятиях использую магнитофонные записи, записи на компакт-дисках, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффектно их сочетание с «живым» исполнением. Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен — музыку Баха,  Моцарта, Шопена, Глинки, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Провожу слушания, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

  • «Какие чувства передает музыка?»,
  • «О чем рассказывает музыка?»,
  • «Как рассказывает музыка?» (разработка О. Радыновой «Музыкальные шедевры»).

Эту схему использую на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу начинаю с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.

Следующий этап работы — знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов — П. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. Прокофьева.

А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать?

Знакомство с серьезной музыкой начинаю с вальса С. Прокофьева из балета «Золушка». Рассказываю детям о композиторе, вспоминаем с детьми сказку «Золушка» и дети сами говорят, что под эту музыку Золушка танцует на балу. Дети с интересом слушают радостную, взволнованную музыку. И после прослушивания я предлагаю им побывать на балу вместе с Золушкой. Дети охотно откликаются и с удовольствием исполняют вальс.

Знакомя детей с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят», даю понятие что такое опера. Если в балете все герои танцуют, то в опере – поют. Сюжет сказки детям знаком, и я начинаю изучение оперы с «Колыбельной» Мамы Козы. Дети сразу определяют колыбельную песню, говорят о ее напевном и ласковом характере. Затем знакомлю детей с хором Козлят. И здесь детям дается возможность сделать для себя открытие, что в опере каждый козленок имеет свое имя, чего нет в русской народной сказке.

Таким образом выстраивается целая система работы по знакомству детей с классической музыкой. Традиционными у нас стали вечера-досуги «Встречи в музыкальной гостиной», «Мы идем в концертный зал», цикл занятий «Чайковский и его музыка». Мною разработаны комплекс тематических занятий «3 чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане» и комплекс музыкальных занятий «Музыка и театр». Сколько здесь звучит прекрасной, выразительной музыки! Дети знакомятся с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В нем много близких и понятных им картинок и образов.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством — музыкой.

Мой опыт, связанный с использованием на музыкальных занятиях,  вечерах-досугах, повседневной жизни детского сада классическую музыку позволяет сделать вывод о роли музыки в процессе восприятия развития личности ребенка. Классическая музыка обогащает его эмоциональное восприятие (переживания), и кроме того, ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления. Вовлечение детей в музыкальные действия способствует их интересу к музыке, формируется определенное отношение к действующим лицам, развивается способность эстетического переживания, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. Мне очень хочется, чтобы моя любовь к музыке передалась воспитанникам и пусть музыка оставляет в их душе свет, тепло, добро и радость. От нас зависит сегодня  какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.


Список используемой литературы

  1. Журнал «Дошкольное образование», №3, 2009 г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание», №1, 2005 г.
  3. Ветлугина, «Музыкальное воспитание в детском саду»
  4. «Метлов - Детям», Изд. Музыка, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Вашему вниманию предлагается сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...

Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Задачи: Развивать устойчивый интерес детей к театральной деятельности. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам. Развивать воображение. Закреплять знани...

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Конспект по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность «Проказы Бабушки Яги» для детей старшей возрастной группы

Сюжет игровой деятельности  строиться на выполнении заданий, которые дает детям сказочный персонаж -  Баба-Яга. В процессе выполнения разнообразных упражнений и театрализованных этюдов...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...

Доклад «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность».

Доклад«Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»....