Индивидуальный план профессионального развития
рабочая программа (средняя группа)

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Нижнедевицкий детский сад общеразвивающего вида»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

НОХРИНОЙ ГАЛИНЫ ФЁДОРОВНЫ

Тема: «Рисование с использованием нетрадиционных техник, как средство развития творческих способностей детей»

        2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Актуальность темы

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

(В.А. Сухомлинский)

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

 Пояснительная записка: изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.


Цель:

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками , педагогами , родителями по теме самообразования

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;
  • Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  • Систематизировать изученную литературу;
  • Развивать уверенность в своих силах;
  • Развивать пространственное мышление;
  • Учить детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждать детей к творческим поискам и решениям;
  • Учить детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивать чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Методическая работа

-   изучение методической литературы по теме:

Самореализация:

- Обобщить опыт по исследуемой теме ( наглядность  и т.д.)

Форма отчета по проделанной работе:

- организация выставки работ

- отчет по теме самообразования

- участие в конкурсах.

Этапы работы:

  1. Информационно – аналитический.

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Составление плана по самообразованию.

  1. Практический.

Составление плана работы с детьми по теме самообразования и внедрение в практику. Корректировка работы.

  1. Подведение итогов

Представление опыта работы по теме, творческая выставка работ.

План работы по теме самообразования

Этапы работы

Содержание работы

Практические выходы

  1. Информационно-аналитический.

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

Памятка по теме «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

  1. Практический.

Методическая работа по самообразованию

  • Систематизация материала по теме самообразования;
  • Разработка перспективного плана занятий по данной теме;

Тематический план занятий с детьми.

Работа с детьми

  • Рисование печатками
  • Рисование печать по трафарету
  • Рисование ватными палочками
  • Рисование ладошками пальчиками
  • Рисование солью
  • Консультация «Нетрадиционная техника рисования с детьми»
  • Рисование мыльными пузырями
  • Рисование кистью на мокром листе
  • Выставка детских работ «Полетели»
  • Творческая выставка детских рисунков «День Победы»

  1. Подведение итогов

Итоговая творческая выставка.

  • Оформление результатов работы по теме самообразования.

                                                                                        Работа с детьми

Образовательная область

Работа с детьми

Программное содержание

Сентябрь

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Социально-коммуникативное

 1.«Мой любимый дождик» Рисование пальчиками.

  2.»Гусеница» Печатанье пробкой.

 1.Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

2. Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки.

Октябрь

  • Познавательное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

 1.«Мухомор»

(рисование пальчиками, фон-монотипия)

 2. «Яблочный компот» (рисование ватными палочками)

3.«Осенние листья» (печатание листьями)

4. Деревья осенью (отпечаток листьями, оттиск скомканной бумаги)

 1.Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность

2. Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.

3. Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умения работать с техникой печати. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.

4. Учить рисовать деревья с помощью отпечатка, оттиском.

Ноябрь

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

1. «Первый снег»

(рисование пальчиками, оттиск, печатками)

2. «Букет для мамы» (рисование ладошками)

3. «Рыбки в аквариуме» (рисование ладошками, пальчиками)

4. «Гроздь рябины» (рисование пальчиками)

1.Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции

2. Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками развивать инициативу,  воображение ,закрепить знание цветов; воспитывать аккуратность.

3. Познакомить детей с техникой рисования ладошками, учить дорисовывать композицию: сочетать в одном рисунке несколько приёмов рисовании

4.Учить рисовать ягодки(пальчиками) и листики (всей подушечкой). Закрепить данные приёмы рисования.

Декабрь

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

1. «Зима» (рисование солью)

2.«Дед Мороз» (Рисование пальчиками, ладошками)

3. « Укрась шарфик» (печатать по трафарету)

4. «Снежок для елочки» (рисование пальчиками)

1. Учить детей рисовать зимний пейзаж солью.
Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость.

2.Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.

3. Познакомить с печатью по трафарету, учить украшать полоску простым узором.

4.Учить наносить отпечатки.

Январь

  • Речевое развитие

  • Познавательное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

1. «Зимний лес»

(Печать по трафарету, рисование пальчиками, набрызги.)

2. «Салют»( Рисование кистью на мокром листе)

3. «Ночь и звёзды»( Рисование манкой, скатывание салфеток)

4. «Весёлый снеговик»

(Тычок жесткой полусухой кистью)

1. Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья.

2. Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги.

3. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой.

4. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью.

Февраль

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Социально-коммуникативное развитие

 1. «Белый снег»

(Рисунок в нетрадиционной технике.)

2 « Веселые осьминожки» (коллективная работа Рисование ладошками)

3. «Зимний узор»( Рисование восковыми карандашами)

4. «Плыви, плыви, кораблик»

(Рисование кистью на мокром листе.)

1. Ознакомить детей с новым материалом – ватой, закреплять навыки рисования дерева, закреплять навыки приклеивания.

2. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками, вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

3.Продолжать учить детей правильно держать карандаш.

4. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на мокром листе.

Март

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

1. Веточка мимозы (Рисование пальчиками)

2. «Облака»( Рисование по сырому.)

3. «Румяный колобок» (Оттиск пенопластом, рисование пальчиками)

4. «Рисунок  по замыслу»

1. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности;

2. Продолжать знакомить с техникой рисования по сырому.

3. Познакомить с техникой печатания пенопластовой подушечкой. Учить наносить и закрашивать всю поверхность рисунка.

4. Упражнять в нетрадиционной технике рисования  самостоятельно. Предоставить свободу выбора изображения.

Апрель

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

1. «Разноцветные    яички» (рисование ватными палочками)

2. «Космос»(граттаж)

3.     Бабочка-красавица  (кляксография)

4. «Носит одуванчик желтый сарафанчик» (рисование пальчиками)

1. Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие.

2. Познакомить с техникой граттаж.

3. Учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (клякс)

4. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение  наносить  ритмично точки на всю поверхность листа.

Май

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

1. «9 Мая — День Победы
Салют» (кляксография)

2. «Божья коровка» (рисование с помощью мыльных пузырей)

3. «Картина с красивыми голубыми цветами для украшения группы.»(Рисование гуашью, смешивание краски.)

4. Рисунок по замыслу

Итоговая выставка.

1.Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — кляксографией, показать её выразительные особенности.

  2.Учить детей рисовать выразительный образ насекомого.
Учить детей рисовать с помощью мыльных пузырей, раздувая мыльный пузырь.

3. Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов.

4. Предоставить свободу выбора изображения.

 Работа с родителями и педагогами

Сроки реализации

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

Консультация "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".        

Консультация "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками"

Ноябрь

Консультация «Как научить ребёнка рисовать, если вы сами не умеете ?»

Декабрь

Выставка работ "Рисуем штрихами вместе с детьми"

Обмен опытом

Январь

Совместное творчество родителей и детей.

Обмен опытом.

Февраль

Совместное творчество родителей и детей.

Пригласить коллег на выставку «Поет зима, аукает…»

Март

 Консультация «Приобщение ребёнка к изобразительному искусству»                          Творческая выставка для мамы

Обмен опытом.

Апрель

Совместное творчество родителей и детей

Май

Итоговая выставка всех работ

Приглашение на выставку «Весенняя сказка»

Используемая литература:

1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008.

2. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - КАРО, Санкт – Петербург 2010.

3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Творческий центр «Сфера», Москва 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Индивидуальный план профессионального развития «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Пигасовой Анны Александровны  межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Бэлэкэч" Воспитателя Кукаркиной Оксаны Олеговны

Цель:- повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность,  формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;- внедрять в работу новые методы и направле...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч»» Воспитателя Гилфановой Венеры Маратовны

Методическая тема: «Гендерное воспитание дошкольников»Цель:повышение профессионального уровня по теме,  развитие профессиональных компетенций  в соответствии с требованиями и ста...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» Саляевой Татьяны Николаевны на 2019 – 2024 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»воспитателя Саляевой Татьяны Николаевнына 2019 &nda...