"Развитие познавательной активности посредством корректурных таблиц»
материал (подготовительная группа)

Кравченко Наталья Юрьевна

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

 

 

 

Сообщение из опыта работы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_test.konsultatsiya_na_maam.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности посредством корректурных таблиц»

Н. Ю. Кравченко

 воспитатель СП «Детский сад «Одуванчик»

 ГБОУ СОШ№2 «ОЦ» с. Большая Глушица

 

Дошкольный возраст – сензитивный период  для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Я обратила внимание,  что у моих  воспитанников слабая познавательная активность.

И  пришла к выводу: необходимо   подобрать  эффективное средство для развития самостоятельности, инициативности, любознательности.

Таким средством стали корректурные таблицы.

Корректурные таблицы - это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек, заполненными предметными картинками (цифрами,  буквами, символами, знаками, геометрическими фигурами).

Картинки подбираются  по содержанию тематически.

Каждая  клеточка   таблицы нумеруется, подписывается печатным шрифтом, Это позволяет  детям самопроизвольно запоминать  цифры и образ печатного слова.

Одну и ту же  таблицу можно  использовать  в разных возрастных группах, только задания – усложняются.

Корректурные таблицы:

- развивают познавательную активность

- активизируют психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, речь,

- мыслительные операции – анализ,  синтез, классификацию, сравнение,  обобщение, установление причинно- следственных связей.

- развивают любознательность.

Корректурную  таблицу придумала и создала доктором педагогических наук, профессор, Наталья Васильевна Гавриш.   

Ее технология называется «Использование карт умственных действий и корректурных таблиц».

Данное средство является инновационным, так как в его основе лежит системно – деятельностный подход (чему учить, ради чего и как) и принцип развивающего обучения.

Обучение основано на  следующих  дидактических принципах.

Вариативность - направление детей на поиск разнообразных вариантов правильного решения

Радостное обучение - создания доброжелательной, психологически комфортной, позитивно закрашенной атмосферы, насыщенной радостью открытий, успешным решением заданий.

Партнерство - взаимного интереса, равноправного круга взрослых и детей, объединенного только общим поиском истины

Обучение проходит в игре.

Это дает  возможность ребенку самому открывать горизонты своего знания.

 Разработала систему  творческих заданий к таблице «Осень», «Овощи и фрукты», «Дикие животные».

В начале недели, я использую демонстрационную таблицу, для того чтобы выявить знания детей.

На протяжении всей недели мы с детьми работаем по этой таблице:  рассматриваем ее, вспоминаем, изучаем.

Дети работают с таблицей на занятиях по разным образовательным областям, выполняя разные задания.

Применяю таблицу на занятиях по грамоте: 

Провожу упражнения «С какого звука начинается слово», «Найдите предметы, в названии которых два, три слога».

Дети упражняются  в умении  выделять звук в слове, закрепляют понятия «гласный», «согласный звук», определяют количество слогов в слове. У них развивается навык звукового анализа слова.

Для активизации речевого внимания предлагаю задание «Помоги Незнайке закончить свою мысль». Например:

  • Такой же пушистый, как…
  • Такой же колючий, как…
  • Такой же хитрый, как…
  • Такой же смелый, как…
  • Такой же блестящий, как…
  • Такой же сильный, как…

 

- на занятиях по ФЭМП

Развиваю навык ориентировки в пространстве с помощью упражнений «Кто быстрей найдет», «Назови соседей», «Кто находится…». Дети упражняются в употреблении предлогов («между», «за», «перед», «под»),  пространственных наречий («справа», «слева», «выше», «ниже»).

 Предлагаю  упражнение «Запомни всех диких животных, птиц и скажи сколько?», которое  способствует умению запоминать и воспроизводить информацию. У детей развивается внимание, совершенствуется навык счета.  

 Для закрепления с детьми порядкового  счета, провожу упражнение «Который по счету?».                                                                        

- на занятиях по развитию речи

С помощью д/и « Какой? Какая?» развиваю словарь, закрепляю умение детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

( Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…;

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый... ;

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…;

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…; Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…). 

Предлагаю игру «Чей дом?», с целью уточнения и обогащения словаря, развития слухового внимания.                                                                                            Медведь выбирает... (берлогу).                                                                              Белка ищет... (дупло). Лиса роет... (нору).  Волк устраивает... (логово). Берлога — дом... (медведя). Дупло — дом... (белки).

 Для формирования  грамматического строя речи, учимся с детьми образовывать  глаголы с помощью приставок (убежала, прибежала, отбежала, добежала, перебежала, забежала, сбежала).

Играя в игру «Скажи чей?», развиваю у детей умение правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные (След – волчий, лисий, заячий… , Уши – медвежьи, заячьи, беличьи…,  Голова – ежиная, волчья, лисья… и т.д.). 

В конце недели использую таблицу для диагностики усвоения знаний детьми.

Иногда беру эту таблицу на итоговое занятие по ФЦКМ.

Для развития познавательной активности детей предлагаю подумать и ответить на вопросы:

- Каких зверей мы можем увидеть зимой в лесу?

- Каких птиц мы можем увидеть зимой в лесу? Назови.

- Как ты думаешь, кому из зверей не страшны морозы?

- Кто запасает запасы на зиму?

- Чьи следы на снегу мы можем увидеть зимой?

- А чьи следы мы не найдем зимой на снегу? Почему?

- Какие животные не живут в лесу?

- Каких животных можно назвать – звери – сони? (Медведь, ёж, барсук)                                                                    - Какие звери не впадают в спячку? (заяц, лиса, волк, лось) Почему ты так думаешь?                                                                                                                  

Выполняя   разные  задания  с корректурными таблицами: фонетические, лексические, грамматические, математические, познавательные - знания,  представления  детей  постоянно обогащаются, изменяются.

В работе с детьми я  использую демонстрационные таблицы  и раздаточные таблицы.

 Корректурные таблицы являются многофункциональным оборудованием учебно-воспитательного процесса, которое стимулирует и развивает познавательную активность ребенка. 

 Использование таблицы позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

Вне занятий играем с детьми в различные игры на развитие логического мышления, сообразительности, познавательной активности.

 Д/и «Узнай зверя по описанию» формирует умение узнавать животных по описанию, развивает мышления и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка)

Предлагаю детям отгадать загадки, которые способствуют развитию логического мышления.

1.Спит в берлоге он зимой.         2. У косого нет берлоги, 

Любит шишки, любит мёд,             Не нужна ему нора.

Ну-ка, кто же назовет?                    От врагов спасают ноги, 

(Медведь)                                         А от голода – кора. (Заяц)

3. Сердитый недотрога,              4. Хозяин лесной,
Живёт в глуши лесной.                   Просыпается весной,
Иголок очень много,                       А зимой под вьюжный вой,
А нитки ни одной.                           Спит в избушке снеговой. (Медведь)

(Ёж)

5.Кто зимой холодной,               6. Не ёлка, а колко, 
Ходит злой, голодный?
                  Не кот, а мыши боятся. (Еж)
(Волк)

Цель таких игр –  умение сравнивать, сопоставлять известные факты об окружающем мире, развивать самостоятельность мышления, доказывать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы.

Для того, чтобы стимулировать детскую познавательную активность, я предлагаю творческие вопросы, проблемно-поисковые ситуации. Например: Почему заяц стал белым?

Почему ежик не делает запасов на зиму? Почему ему грибы и желуди не нужны? Почему дятла называют «лесной доктор»?

Организую обсуждения, в которых каждый ребенок может высказать свою точку зрения. Например: Как узнать дятла, если ты встретишь его в лесу или в парке? Что нужно сделать, чтобы убедиться?                                                          Почему всех зверей называют млекопитающими? Как ты думаешь?

Таким образом, работа  по корректурным таблицам формирует способность творчески, нешаблонно мыслить, самостоятельно пополнять свои знания, активизировать уже имеющиеся знания и жизненный опыт. У детей развивается умение общаться.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательная деятельность с корректурными таблицами позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным.

                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности посредством экспериментирования

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дош...

Консультация "Развитие познавательной активности посредством экспериментирования"

Дети – пытливые исследователи окружающего мира.Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперим...

программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...

Статья "Развитие познавательной активности посредством опытно - экспериментальной деятельности"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития....

Развитие познавательной активности посредством продуктивной деятельности

Статья посвящена тому, как влияет продуктивная деятельность на развитие познавательной активности в дошкольном возрасте....