«Шахматы как средство интеллектуального развития у старших дошкольников»
методическая разработка

Филимонова Вера Сергеевна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_shahmaty.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад»

«РЯБИНУШКА»

Смоленского района Смоленской области

Мастер-класс

«Шахматы как средство интеллектуального развития у старших дошкольников»

Подготовила: воспитатель 1 категории

Филимонова Вера Сергеевна

д.Жуково

2020уч.г.

Шахматы как средство интеллектуального развития у старших дошкольников

Цель: познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать умение играть в шахматы.

2. Познакомить участников мастер-класса с правилами игры и игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.

Сначала, я бы хотела  вам рассказать одну древнейшую легенду. Когда-то давным-давно в Индии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Ему стало скучно. Он созвал мудрецов и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились мудрецы во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец,   первый   мудрец   приехал   и   привёз   Хану   необыкновенную   птицу   с золотым   оперением   и   чудесным   голосом.   Хан   обрадовался,   но   птица   ему быстро надоела. Тогда второй мудрец привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий мудрец вышел   вперёд,   положил   перед   Ханом   необычную   красивую   доску   и   начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито. Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры. Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил  «ШахМат», что в переводе  обозначает «Король умер!». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

Для чего нужны шахматы? Нужно ли обучать дошкольников этой игре?

 Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта   ребенка   в   игровой   форме.   Для   ребенка   это   не   только   игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение   детей   шахматам   помогает   развитию   у   них   способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям   и,   строго   говоря,   везения,   поэтому   ребенок   учится   делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира.  

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет, как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы модно решить путем обучения детей игры в шахматы.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой.  В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

Шахматы за столько веков своего существования не потеряла ни капли своей уникальности. Они долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов не было таких достижений.

Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре, таким образом, ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:

- Знакомство с шахматной доской.

- Знакомство с фигурами и пешками.

- Обучение правилам шахматной игры.

- Решение шахматных задач.

Игра в шахматы.

     А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным, нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Знакомство с шахматной доской.

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска? На доске одинаковые квадратные (поля) белого и черного цвета. Это белые и черные поля доски. На этой доске происходят все шахматные события. На доске идет игра. Два противника - партнера играют в шахматы. Можно играть вчетверо - два на два и т.д. Важно правильно положить доску так, чтобы угловое поле справа было белым.

Если внимательно посмотреть на доску, то можно  увидеть  дорожки – линии, по которым передвигаются шахматные фигуры. Эти линии - дорожки проходят по доске в разных направлениях

Слева - направо – горизонтали.  Снизу - вверх – вертикали. Наискосок – диагонали. На горизонталях клеточки чередуются - белая, черная и т.д. На диагоналях поля одного цвета: или белые или черные.

Диагонали из 8 клеточек (полей) называют большими.

Центр -   Четыре клетки (поля) в середине доски называют - турнир.

Центр доски очень важен для шахматного сражения. Кто владеет центром, тот хозяин положения. Любая фигура, стоящая в центре сильней, чем фигура, которая ютится на краю доски, тем более, в углу.

Каждое поле имеет свое название.

по горизонтали латинскими буквами от а до h;

по вертикали цифрами от 1 до 8.

Для закрепления с детьми латинских букв можно выучить предложение:

А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, Е-го ф-амилия Ж-е а-ш.

2. Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

 У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

 Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.

 Предлагаю устроить парад шахматных фигур. Но мне нужен 1 помощник.

Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок.

Замечательный прыжок:

Поле прямо, поле - вбок!

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

В результате все фигуры занимают свои места.

 Спасибо огромное моему помощнику! Вы мне очень помогли.

Помощник уходит.

3. А теперь, когда мы познакомились с шахматными фигурами, чтобы закрепить их название предлагаю инсценировать сказку «Репка»

Наша шахматная сказка начинается. Возьмите каждый фишку - это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.

Правила игры.

1.   Первое правило шахматной игры для начинающих: "Тронул — ходи!". Это правило следует понимать буквально: даже нечаянно дотронувшийся до фигуры шахматист должен соответственно сделать этой фигурой ход.  При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю».

 2.  Второе правило игры в шахматы - "Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры".

3.  Третье правило из незыблемых - "Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью".

4.  Четвертое правило игры в шахматы - "Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается".

5.  Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.

6.  Играть надо молча, не спеша.

7.  Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.

8.  Нельзя мешать партнеру думать.

9.  Нельзя подсказывать игрокам.

10. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

11. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

12. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнеру.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников

Консультация для родителей , к которой показана большая роль игры в шахматы, как одно из средств развития дошкольников....

Консультация для родителей "Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и...

Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие ...

«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....