Презентация "Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая, подготовительная группа)

Немухина Людмила Михайловна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида» «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» Подготовили: Зерняева Ольга Юрьевна Немухина Людмила Михайловна

Слайд 2

«…Без шахмат и шашек нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…» В. Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность Знакомство с шашками и шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Шашки и шахматы - это не только игры, доставляющие детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шашек и шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Слайд 4

Цель проекта: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через обучение игре в шашки и шахматы. Задачи : Обучающие задачи: познакомить детей с историей возникновения игр в шашки и шахматы, со знаменитыми людьми - чемпионами прошлого и современности; научить детей играть в шашки и шахматы, соблюдая правила и ход игры; - обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии.

Слайд 5

Развивающие задачи: - развивать стремления детей к самостоятельности; - активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность; - развивать умственные способности: умения производить расчёты на несколько ходов вперёд, образного и аналитического мышления; - обучать ориентироваться на плоскости; - развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес и активное участие в играх в шашки и шахматы. Воспитательные задачи: - воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьёзному, полезному и нужному занятию; - воспитать настойчивость, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах, целеустремлённость, находчивость, внимательность, волю к победе, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в принятии решений; - выработать у детей умения применять полученные знания на практике.

Слайд 6

Проект «Юные любители шашек и шахмат» Участники проекта: - дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), - воспитатели группы, родители. Сроки реализации проекта: долгосрочный проект (срок 2 года). Тип проекта: интеллектуально – игровой.

Слайд 7

Этапы проекта: 1-й этап: подготовительный - сбор информации, дидактического материала, подготовка оборудования. 2-й этап: организационный - разработка плана проведения мероприятий по шашкам и шахматам. 3-й этап: основной - проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями. - знакомство с доской; - знакомство с фигурами; - обучение правилам игры; - решение задач и этюдов; - игра в шахматы и шашки. 4-й этап: итоговый - проведение шахматного праздника; - проведение турнира между детьми; - анализ полученных результатов, обобщение опыта.

Слайд 8

Своеобразной стартовой ступенью в обучении детей игре в шахматы является игра в шашки.

Слайд 9

Знакомство и обучение детей нашей группы игре в шашки происходило поэтапно, по принципу «от простого к сложному»: - знакомство с историей возникновения этой игры, (используя занимательные сведения об истории шашек) - знакомство с доской и шашками, - знакомство с основными правилами игры.

Слайд 10

Чтобы усилить интерес к игре мы использовали необычное оборудование (конструкторы Лего, пробки от бутылок, различные геометрические фигуры, пуговицы и т.д.)

Слайд 11

Для того чтобы ребёнку проще было запомнить правила, мы выучили короткие весёлые стишки: Начинать бой можешь смело – Первый ход всегда за белой! Шашки медленно, но метко Шагают лишь по чёрным клеткам! Наверно, шашкам не везёт, Что ходят шашки лишь ВПЕРЁД! Ребятам интересно послушать сказки про шашки. («Иванушка – дурачок и Змей Горыныч», «Королевство шашек» …) Также вместе с детьми мы придумывали новые сказки.

Слайд 12

Используя шашки, мы предлагали воспитанникам эстафеты. Это повысило интерес к изучению игры, внесло оживление и создало замечательный эмоциональный настрой.

Слайд 13

Когда игра в русские шашки стала понятна детям и доступна, мы стали играть в «Поддавки», «Чапаева», «Уголки», «Волки и овца». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.

Слайд 14

В конце учебного года мы подвели итог обучения проведением турнира по шашкам между детьми старшего дошкольного возраста (награждение проходило по номинациям).

Слайд 15

Обучив детей играм в шашки – пришло время обучать их играть в шахматы .

Слайд 16

Шахматы — очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребёнка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы.

Слайд 17

Развлечение «В шахматном королевстве»

Слайд 19

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме мы предлагаем вводить детей в мир шахмат. Ребёнок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступает новый этап – основы теории.

Слайд 20

Дети не только изучили фигуры и шахматную доску, но и научились играть в дидактические игры, слушать сказки и рассказы, участвовать в шахматных турнирах.

Слайд 21

Джентльменские правила В знак уважения друг к другу в начале и в конце партии соперники пожимают руки ; Отвлекать внимание партнёра по игре, подсказывать – строго запрещено. Шулерство, как и всякого рода махинации не в почёте в приличном обществе; Играть тихо, размеренно, не швыряя фигурки, переставляя их без лишнего шума – признаки воспитанного человека; - Смеяться над проигрышем соперника – неприемлемо. Уважение к человеку в любой ситуации – признак благородства.

Слайд 22

Взаимодействие с родителями В своей работе с семьями воспитанников мы использовали такие формы: - родительские собрания («Удивительный мир шашек», «Учим шахматы вместе с детьми»); - консультации («Шашки и шахматы в детском саду», «Шахматы дошколятам» «Нестандартные игры в шашки» …); - совместные игры.

Слайд 25

Благодаря играм в шашки и шахматы наши дети не только освоили эти удивительные игры, но и научились быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели. Дети овладели такими качествами как: работоспособность, самодисциплина. Научились ориентироваться на плоскости, успешно решать математические и логические задачи, головоломки. Дети стали более наблюдательными. У них улучшилась память, стратегическое мышление.

Слайд 26

Умные, талантливые и сильные духом дети — это залог будущего процветания нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИРЫ В ШАХМАТЫ»

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремлённость....

«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Экспериментирование как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги....

Логические блоки Дьенеша – эффективное средство для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья показывает актуальность и эффективность использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Проект «Викторина как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность  Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста по - прежнему остается актуальным на сегодняшний день, так как имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для ус...