Логические блоки Дьенеша – эффективное средство для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)
Статья показывает актуальность и эффективность использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические блоки Дьенеша – эффективное средство для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Развитие ума, формирование мыслительных способностей и умений – одна из важнейших задач в обучении ребенка-дошкольника. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т.е. правильное определение чему и как учить.
Родители заинтересованы в том, чтобы дети быстро и легко усвоили большой объем знаний, который им поможет успешно учиться в школе. Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Этим можно достичь обратного, весьма негативного результата.
Известный советский психолог Л.С. Высотский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (конечно, не в ущерб физическому). Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных дидактических материалов, относится к таким методам.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как для предматематической подготовки, так и общего интеллектуального развития. К таким действиям относится: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Игры и задания с логическими блоками дают возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладеют умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.); несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине), и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Но следует всегда помнить: ребенок приступает к более сложной игре или упражнению только тогда, когда самостоятельно справляется с предшествующими данной игре задачами.
Я хочу представить развивающие игры с блоками Дьенеша, которые активно использую в работе с детьми старшей группы.
Дидактическая игра «Новогодние подарки».
Цель:
- Упражнять детей в умении анализировать предметы по трем свойствам (размер, форма, цвет)
- Упражнять в умении свободно ориентироваться в карточках-символах геометрических фигур
Материал:
Игрушки: кукла, машинка, книга, набор карандашей, настольная игра, мяч и т.д.
Карточки – символы геометрических фигур (например, красный большой треугольник и т.п.)
Комплект блоков Дьенеша
Ход игры:
На столе стоят приготовленные игрушки. Рядом с ними положено по одному блоку. На другом столе – карточки-символы геометрических фигур (они характеризуют какой-либо блок по 3 свойствам). Воспитатель говорит, что дедушка Мороз приготовил для сказочных зверей подарки. Но они не могут определить, где чей подарок. Предлагает детям помочь. Ребенок выходит, берет карточку-символ. Анализирует ее и указывает на блок, который соответствует данной характеристике. Показывает другим детям игрушку, которая лежит рядом с блоком.
Дидактическая игра «Разложи фигуры правильно».
Цель:
- Учить соотносить знаки-символы с определенными геометрическими фигурами.
- Упражнять в умении выделять 2-3 свойства предмета.
Материал:
Игровое поле из 12 клеток (в каждой клетке карточка-символ геометрических фигур с 2-3 признаками)
Комплект блоков Дьенеша
Белые, зеленые квадраты по размеру клетки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает двум детям по очереди рассматривать карточки-символы, написанные в клетках. Ребенок подбирает блок, соответствующий данным признакам и кладет его в клетку.
Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок. Если ребенок ошибается, то клетка закрывается зеленым или белым квадратом (каждому играющему ребенку выдается по 6 карточек белого или зеленого цвета)
В заключение хочется сказать , что игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша можно использовать на занятиях и в свободное время. Они приносят ребенку радость победы, уверенность в своих силах, помогают в преодолении интеллектуальных препятствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-745860-1514894130.jpg)
Йога – эффективное средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста
В данной работе представленна структурированная система занятий йогой в группах старшего дошкольного возраста, её положительное влияние на детский организм, укрепление здоровья и развитие физических к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-996754-1621266072.jpg)
Из опыта работы "Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Основные выдержки из опыта работы воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-517730-1485892744.jpg)
Выступление на семинаре по теме:"Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на семинаре из личного опыта...
Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1176008-1571224369.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»
Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...
«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-1254313-1591286903.jpg)
Статья «Экспериментирование как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги....