Логические блоки Дьенеша – эффективное средство для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

Ледовских Лидия Петровна

Статья показывает актуальность и эффективность использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Логические блоки Дьенеша – эффективное средство для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие ума, формирование мыслительных способностей и умений – одна из важнейших задач в обучении ребенка-дошкольника. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т.е. правильное определение чему и как учить.

Родители заинтересованы в том, чтобы дети быстро и легко усвоили большой объем знаний, который им поможет успешно учиться в школе. Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Этим можно достичь обратного, весьма негативного результата.

Известный советский психолог Л.С. Высотский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (конечно, не в ущерб физическому). Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных дидактических материалов, относится к таким методам.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как для предматематической подготовки, так и общего интеллектуального развития. К таким действиям относится: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Игры и задания с логическими блоками дают возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладеют умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.); несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине), и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Но следует всегда помнить: ребенок приступает к более сложной игре или упражнению только тогда, когда самостоятельно справляется с предшествующими данной игре задачами.

Я хочу представить развивающие игры с блоками Дьенеша, которые активно использую в работе с детьми старшей группы.

Дидактическая игра «Новогодние подарки».

Цель:

  1. Упражнять детей в умении анализировать предметы по трем свойствам (размер, форма, цвет)
  2. Упражнять в умении свободно ориентироваться в карточках-символах геометрических фигур

Материал:

Игрушки: кукла, машинка, книга, набор карандашей, настольная игра, мяч и т.д.

Карточки – символы геометрических фигур (например, красный большой треугольник и т.п.)

Комплект блоков Дьенеша

Ход игры:

На столе стоят приготовленные игрушки. Рядом с ними положено по одному блоку. На другом столе – карточки-символы геометрических фигур (они характеризуют какой-либо блок по 3 свойствам). Воспитатель говорит, что дедушка Мороз приготовил для сказочных зверей подарки. Но они не могут определить, где чей подарок. Предлагает детям помочь. Ребенок выходит, берет карточку-символ. Анализирует ее и указывает на блок, который соответствует данной характеристике. Показывает другим детям игрушку, которая лежит рядом с блоком.

Дидактическая игра «Разложи фигуры правильно».

Цель:

  1. Учить соотносить знаки-символы с определенными геометрическими фигурами.
  2. Упражнять в умении выделять 2-3 свойства предмета.

Материал:

Игровое поле из 12 клеток (в каждой клетке карточка-символ геометрических фигур с 2-3 признаками)

Комплект блоков Дьенеша

Белые, зеленые квадраты по размеру клетки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает двум детям по очереди рассматривать карточки-символы, написанные в клетках. Ребенок подбирает блок, соответствующий данным признакам и кладет его в клетку.

Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок. Если ребенок ошибается, то клетка закрывается зеленым или белым квадратом (каждому играющему ребенку выдается по 6 карточек белого или зеленого цвета)

В заключение хочется сказать , что игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша можно использовать на занятиях и в свободное время. Они приносят ребенку радость победы, уверенность в своих силах, помогают в преодолении интеллектуальных препятствий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Йога – эффективное средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представленна структурированная система занятий йогой в группах старшего дошкольного возраста, её положительное влияние на детский организм, укрепление здоровья и развитие физических к...

Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"

В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...

Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»

Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...

«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Экспериментирование как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги....