Из опыта работы "Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
материал по теме

Базылева Татьяна Евгеньевна

Основные выдержки из опыта работы воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игра в шашки и шахматы  как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

              «…Без шахмат и шашек нельзя представитьполноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
                                                    В.Сухомлинский

Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление

         Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.

Новизна опыта состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в  шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.

Отличительной особенностью опыта  является:
-  направление  акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.

Цель опыта: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.

Обучающие задачи:

1.научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2. обучить  простым комбинациям, практике шашечной игры;

3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Развивающие задачи:

1.развивать стремления детей к самостоятельности;

2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные  задачи:

1.воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;

3.выработать  у детей умения применять полученные знания на практике.

Дидактические  принципы:

развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

доступности, последовательности и системности программного материала

творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы проведения игровых встреч

-словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

- методическая деятельность с педагогами

- организованная кружковая деятельность с детьми

- взаимодействие с родителями

- социальное партнерство

Этапы обучения игре в шахматы и шашки

- знакомство с  доской

- знакомство с фигурами

- обучение правилам игры

- решение  задач и этюдов

- игра в шахматы и шашки

Теоретическая значимость опыта:

- Проанализирован, обобщен, систематизирован материал по проблеме.

- Разработана программа дополнительного образования по обучению детей игре шахматам и шашкам.

- Разработаны методические рекомендации

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из ...

Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"

В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...

«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Экспериментирование как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги....

Проект «Викторина как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность  Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста по - прежнему остается актуальным на сегодняшний день, так как имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для ус...