«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИРЫ В ШАХМАТЫ»
консультация по физкультуре (старшая группа)

Кузнецова Наталья Сергеевна

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремлённость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИРЫ В ШАХМАТЫ»

        Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.

        В центре современного образования лежит идея развития личности, воспитание личностных качеств ребенка, формирование его способностей. Очевидно, что в этих условиях, дошкольная образовательная организация не может быть простым источником воспитания и обучения, а должна ориентироваться на возрастающую роль интеллектуального развития детей, на социальные изменения, происходящие в обществе, которые определяют развитие системы образования.

        По данным правительства Российской Федерации, сфера инженерии и технологии - сфера наибольшего дефицита российского общества. Именно поэтому дошкольная образовательная организация должна ставить задачу формирования инженерного мышления у ребенка дошкольного возраста.

        Воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности – задача современного педагога. Уделяя внимание всестороннему развитию ребенка, мы в своей работе важную роль отводим повышению познавательной активности через популяризацию шахматной игры, что способствует формированию у дошкольников качеств, необходимых будущему успешному инженеру: способности комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, развитие внимания творческого и логического мышления.

        Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе.

        Шахматы — очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.

        Сегодняшние дети, особенно в старшем дошкольном возрасте погружены в компьютерные игры и увлечены гаджетами. Если у ребенка спросить, что он предпочитает, поиграть в компьютер или в настольную игру, с большей долей вероятности он выберет компьютер. Конечно, он не понимает, что игры за компьютером не имеют такого развивающего потенциала как настольные игры. Несмотря на то, что настольная игра не столь красочна как компьютерная и, казалось бы, она не может предложить широкого спектра эмоций она значительно превосходит по пользе компьютерную игру. Настольная игра не перегружает зрительный детский аппарат, который находится на стадии интенсивного развития. Настольная игра побуждает думать, анализировать, размышлять. Настольная игра развивает коммуникативные умения, и умения выстраивать взаимоотношения, учит ребенка тому, что не всегда можно выигрывать, учит анализировать свой проигрыш, иными словами, учит делать работу над ошибками, умению радоваться за победу партнера по игре. Компьютерная игра изначально этого не предполагает, поскольку невозможно радоваться победе компьютера. Поэтому, можно быть абсолютно уверенным в том, что никогда искусственный интеллект не сравнится с живым человеческим общением.

        При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы мы подбираем те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность, заинтересованность детей к игре.

        Процесс обучения игры в шахматы проводится в форме увлекательной игры, мы с ребятами рассматриваем картинки, читаем сказки и стихи о шахматах,  отгадываем загадки о шахматных фигурах. Обучение игре идёт на уровне, доступном для детей. В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир.

         Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей в ДОУ создан шахматный уголок, который наполнен   иллюстративным материалом: виды шахматных фигур, портреты чемпионов по шахматам, шахматные комбинации игры.

        Каждую новую тему дети изучают на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой было начато со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д.

        На занятиях детям даются творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что повышает эффективность обучения.

        В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.

        Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты. Кроме того, продолжают развиваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, продолжает совершенствоваться речь детей.

        В работе отсутствует принудительный момент, дети не замечают, что их обучают. Оказываю помощь в игре тактично, не назойливо, воспитывают у ребят привычку к преодолению трудностей.

        Важным условием успешного обучения является визуальный контакт т.к. игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый

 Литература:

1. Дорофеева Н. К. Хочу учиться шахматам/Н. К. Дорофеева.-М.: Просвещение,2016.-104с.

2. Ильин Е. А. Приключения пешки/Е. А. Ильин.-М.: Издательство,2016.-68с.

3. Костюков В. В. Блокнот юного шахматиста/В. В. Костюков.-СПб.: Питер, 2018.-64с.

4. Степанова А. А. Тигренок в шахматном королевстве/А. А. Степанова.-М.: из-во «Учитель»,2017.-88с.

5. Сухин М. Т. Шахматы для самых маленьких/М. Т. Сухин.-М.: Просвещение,2017.-95с.

6. Электронный ресурс: Володина И. А. «Обучение игре в шахматы в детском саду»/ https://www.maam.ru/detskijsad/prakticheskie-osnovy-obuchenija-detei-igre-v-shahmaty-v-detskom-sadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».

Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...