Методическая разработка Тема: «Содержание работы по петербурговедению с детьми подготовительной к школе группы».
методическая разработка (подготовительная группа)

Основные цели:

1. Формирование мировоззрения через постижение истории мировой культуры.

2. Понимание. Что история Санкт-Петербурга важна для новых поколений петербуржцев. Город стал ярчайшим символом русской науки, культуры, духовного развития России.

3. Осмысление истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте всеобщей мировой и европейской истории и культуры.

4. Развитие духовного кругозора личности.

5. Изучение истории Санкт-Петербурга через судьбы замечательных петербуржцев.

6. Формирование гражданской позиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 комбинированного вида Красносельского района

Санкт- Петербурга.

Методическая разработка

Тема: «Содержание работы по петербурговедению с детьми подготовительной к школе группы».

Разработала:

Воспитатель 1-ой квалификационной категории

ГБДОУ Д/С № 16 Красносельского района, гор. Санкт-Петербурга

Тугаринова Наталья Валентиновна

Санкт – Петербург

2018-2019 учебный год


Пояснительная записка

Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для новых открытий и приобретений в душах и сердцах молодого поколения.

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его ‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно, воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
II раздел.

Основные задачи:

  1. Формирование умения адекватно оценивать поступки (людей и свои).
  2. Продолжать развитие культуры общения.
  3. Формирование понятий «сельский дом – городской дом», «сельский житель – городской житель».
  4. Дальнейшее расширение и закрепление представлений об улице, городе, архитектуре.
  5. Закрепление знаний о символах города, памятниках, достопримечательностях.
  6. Формирование понятия «мы – петербуржцы».
  7. Знакомство с праздниками нашего города.

Основные цели:

1. Формирование мировоззрения через постижение истории мировой культуры.

2. Понимание. Что история Санкт-Петербурга важна для новых поколений петербуржцев. Город стал ярчайшим символом русской науки, культуры, духовного развития России.

3. Осмысление истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте всеобщей мировой и европейской истории и культуры.

4. Развитие духовного кругозора личности.

5. Изучение истории Санкт-Петербурга через судьбы замечательных петербуржцев.

6. Формирование гражданской позиции.

II раздел. Содержание работы

 Квартал

Работа в группе

Чтение художественной

литературы

Рассматривание картин

Художеств.

деятельность

Беседы с детьми, ситуации, игры, знания

1 квартал

Д. Биссет «Спасибо, извини, пожалуйста», А. Николаенко «Я буду архитектором», М. Алимбаев «Уроки вежливости», М. Пляцковский «Упрямый ослик», В. Сухомлинский «Черные руки», В. Осеева «Сыновья», В. Гаршин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», Я. Дялутите «Руки человека», В. Кудлачев «Важные слова», С. Погореловский «Попробуй-ка сам», Е. пермяк «Дежурные сестры», А.С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок).

Л.И. Бродская «Осенний туман», А.К. Саврасов «К концу лета на Волге», А.А. Пластов «Первый снег», жанровая живопись русских художников.

Лепка: «Чудо-дерево», «Дымковская кукла» (птичница), декоративная пластина «Герб города».

Аппликация: «осенний натюрморт», «Сказочная птица» (мозаика), «Одежда для куклы-барышни», «Лебяжья канавка».

Рисование: «Игры с кляксами», «Знакомство с трудом художника», «Золотая осень», «Я мечтаю».

Конструирование: «Стройка», «Нарисуй и построй», «Железнодорожный вокзал», «Городок для любимых игрушек», «Игрушки-забавы для малышей» (дергунчики), «Дома для инопланетян» (по замыслу детей).

Ситуации: «Школа», «Цветик-Семицветик», «Кто делает игрушки», «Что кому надо для работы», «Труд взрослых» (учитель, библиотекарь, фермер, банкир, модельер, кинолог), «Библиотека», «Помоги Федоре», «Что может показать наше лицо», «Угадай настроение», «Разговор по телефону», «Объясни маме как разбилось стекло», «Что делать» (в группе по полу разлили воду), «Если тебе больно», «Найди жильцов домика» («радости», «печали», «нежности»), «Мы встречаем друзей-школьников», «Как обращаться с книгой» (мы пришли в библиотеку).

Общение: «Как я провел лето», «Я пишу письмо бабушке», «Я живу в России», «Кем я буду, когда вырасту», «Какие книги я люблю читать», «Село – городу», «Откуда хлеб на столе», «Мир города» (улицы, проспекты), «Знаешь ли ты свой город» (ежемесячно), «Русский фольклор», «О чем я люблю думать», «Когда я радуюсь», «Я – добрый волшебник», «Город – селу», «Наши добрые дела», «Как я провел воскресенье», «Любимые занятия моей семьи», «Народные танцы России», «Труд в России», «Заповедные места нашего края», «Труд людей в нашем городе», «Доброе отношение к людям». «Визитная карточка города» (герб, имя, возраст), «Отличительные черты Санкт-Петербурга» (город рек, каналов, мостов, музеев).

Игры: «Школа», «Путешествие по России», «Фабрика игрушек», «Мы – фермеры», «Библиотека», «Театр», «Телефонная станция», «Путешествие по пустыне», «Консервный завод», «Путешествие по степи».

2 квартал

И. Соколов-Микитов «Соль земли», А.И. Одоевский «Мороз Иванович», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», А. Гайдар «Чук и Гек», В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», В. Коржиков «Говорящее письмо» (из книг «Твоя мама»); К. Паустовский «Теплый хлеб», М. Пляцковский «как ослик учился уважать старших», Э. Мошковская «Я маму свою обидел», Л. Толстой «Прыжок», Б. Никольский «Как живет аэродром»

Л.И. Бродская «Лес зимой в снегу», К.А. Коровин «Северная баллада», А.К. Саврасов «Зимний пейзаж», А.А. Дейнека «Хоккеисты», плакаты об охране природы.

Лепка: «Птица» (гжель), «Чайная посуда», «Мы любим зимний спорт».

Аппликация: «Роза» (гжель), «Елочные игрушки в подарок малышам», «Знакомство с декоративно-оформительским искусством», «На аэродроме» (коллективная работа).

Рисование: «Искусство Гжели», «Архитектура Санкт-Петербурга» (рисование элементов украшения, 2 занятия), «Натюрморт как жанр живописи», «Украшение сервиза элементами гжельской росписи», «В рождественскую ночь», «Рассматривание вологодских кружев», «Зимний пейзаж», «Зимние окна», «Любимое занятие моей семьи», «Когда я плачу», «Знакомство с портретом как жанром живописи», «Портрет мамы», «Защитники города» (дни блокады).

Конструирование: «Мост» (по условию), «Цирк», «Парк отдыха», «Поделки для пап и дедушек».

Ситуации: «Как вызвать врача на дом», «Как звонить по телефону», «Определи настроение людей по фотографии», «Сказка-тест «Страх»», «Ознакомление с трудом взрослых» (дирижер, тренер, артист эстрады), «Как звонить в милицию», «Правильно принимай подарок», «Определи людей разной национальности», «Сказка-тест «Прогулка»», «Как звонить в пожарную часть», «Кто расскажет о себе хорошее» (ежемесячно).

Общение: «Как улучшить себе настроение», «Где работают мои близкие родственники», «Я – волшебник», «Я горжусь трудом своих родителей», «Жизнь детей разных стран», «Архитектура Санкт-Петербурга», «Дикторы телевидения». «Богатство города Санкт-Петербурга» (город труженик, город музеев, библиотеки, храмы, театры, наука), «Правила дорожного движения», «Традиции моей семьи», «Мы любим нашу землю», «Мой папа – пожарный», «Жители города Санкт-Петербурга».

Игры: «Стадион», «Кинотеатр», «Скорая помощь», «Телеграф», «Телевидение», «КВН», «Я беру интервью», «Театр».

3 квартал

«Как аукнется, так и откликнется», А.И. Одоевский «Городок в табакерке», О. Григорьев «Бабушка», В. Берестов «Праздник мам», В. Катаев «Цветик-Семицветик», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Г. Виеру «Девятое мая», Г. Демынина «Дружба», А. Митяев «Дедушкин орден».

Л.И. Бродская «Апрель», К.Ф. Юон «Мартовское солнце», А. Грицай «Половодье», «Первые дни мая», А. Рылов «Зеленый шум».

Лепка: «Космическая техника», декоративная пластина «Символ города» (кораблик, Медный всадник, сфинкс).

Аппликация: «Поздравительная открытка для мам и бабушек», «Мы – модельеры» (вырезание одежды), «По мотивам хохломской росписи», «Парад кораблей на Неве».

Рисование: «Петропавловская крепость», «Как цвет помогает понять настроение картины», «Как художник составляет натюрморт», «Космос», «Мосты Санкт-Петербурга», «Город на реке Неве», «Знакомство с Хохломой» (2 занятия), «Хоровод достопримечательностей Санкт-Петербурга», «Моя группа», «Кем я стану», «Город будущего».

Конструирование: «Новоселье у кукол», «Ателье для кукол», «Космодром», «Наш микрорайон», «Речной вокзал», «Автозавод», «Сельская улица», «Городская улица».

Ситуации: «Плачет девочка» (как ее успокоить), «Что будет, если…» («Этикет наоборот»), «Труд взрослых» (спасатель, врач-травматолог), «Ты потерялся», «В нашем доме больной», «Ты один дома».

Общение: «Что нельзя допускать в общении с людьми», «Мы помогли пожилым людям», «Люди разных народов» (расы – по глобусу и картам), «История Петропавловского собора», «Зимний дворец», «Обращение с огнем», «Мы говорим на русском языке», «Владыка морей – Адмиралтейство и Васильевский остров», «Хоровод достопримечательностей Санкт-Петербурга», «Поведение в школе, дома», «Случился пожар», «Праздник нашей Победы», «Как хорошо, если мир на земле», «День рождения Санкт-Петербурга».

Игры: «Пожарная часть», «Скорая помощь», «Зоолечебница», «Стоматологическая поликлиника», «Дом моды», «Полет на луну», «Дог-шоу».

 -

Ознакомление с окружающим (С.Н. Кургузов «По следам Почемучки», М.,1995 г.)

Темы

Месяц

  1. «Живой дом», «Как бороться с наводнением», «Как дышит дом».
  2. «Чем дом питается», «Мы спускаемся в подземелье», «Я – не растеряша», «Да здравствует свет».
  3. «Болото-болотище», «Лес – это не просто деревья», «Береза – национальное русское дерево»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  1. «Лесные санитары», «Мы заблудились», «Четыре стороны света»
  2. «Кто-то смотрит на нас с небес», «Мы едем на автомобиле»
  3. «Что мы нашли в почтовом ящике», «Как газеты получают, печатают», «Что такое автомат»

Декабрь

Январь

Февраль

  1. «Автомат-продавец», «По дороге в музей», «Аэропорт».
  2. «На чем люди плавают», «Как мы оказались в мастерской»
  3. «Про молотки, колотушки, кувалды», «Как ткань получается», «Одна компания – экосистема».

Март

Апрель

Май

Дополнительная литература по Санкт-Петербургу: Н. Ходза «Дорога жизни», М. Лободин «За оборону Ленинграда», С.А. Алексеев «Сто рассказов о войне», В. Арро «Сокровища моего города», В. Авсеенко «История города Санкт-Петербурга в лицах и картинах, 1703 – 1903 гг.», М. Басина «Мы идем по Ленинграду», «Стихи о Петербурге для детей» (пособие для воспитателей), М. Борисова «Мы гуляем по Летнему саду», А. Дорофеев «Путь наш далек», А.Ишимова «История России в рассказах для детей», «Ленинград в истории города», «Петербургский заповедник для малышей», л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком», И. Фирсов «Петра творенье» (о создании русского флота), С. Скаченко «Праздник на Неве», Н. Мердер «Из жизни петербургских детей», Д. Колпакова «Был город-фронт, была блокада», З. Голубева «Рисуют дети блокады», Ю. Воронов «Метроном».

Знать: знать и называть архитектурные части дома; дома с далеким прошлым в историческом центре Санкт-Петербурга; различия городского дома и дома в деревне; образ дома (злой, добрый, молодой, старый, больной); историю Санкт-Петербурга; что такое проспект, переулок, район; жизнь улицы: универмаг, универсам, телеграф; флаг России, Андреевский флаг, герб России, герб Санкт-Петербурга, символы Санкт-Петербурга, гимн города; центр города: Невский проспект, Адмиралтейство, Русский музей, площадь искусств, Пушкинский театр; главная площадь – Дворцовая, Александровская колонна; Зимний дворец, Эрмитаж; самый большой остров – Васильевский; первый музей – Кунсткамера; самый большой собор – Исаакиевский, Исаакиевская площадь, Театральная площадь, Мариинский театр; знаменитые жители Санкт-Петербурга: Петр I, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, Н.А. Римский-Корсаков.

Знакомство: карта мира, вселенная, праздники: Рождество, День снятия блокады, День памяти А.С. Пушкина, День рождения города.

Понятия: мы – петербуржцы; столица, город, мегаполис, культурный центр; флот, верфь, ростры; дворец, музей, архитектура, скульптор, живопись, церковь, собор, город-герой, блокада.

Уметь: сравнивать образ жизни горожанина и сельского жителя.

Беседы:

  1. Что такое красота? Что ты видел красивое? Можно ли сделать красивое?
  2. Мои чувства. Что ты умеешь чувствовать? Как можно управлять чувствами?
  3. Мои мысли. О чем чаще всего ты думаешь? Как ты воспитываешь себя в мыслях? Что нужно делать, чтобы много знать?
  4. Мои поступки. Какие бывают поступки? Какой хороший поступок ты совершил сегодня? Что ты сделал плохого? Как ты оцениваешь свои поступки?
  5. Что я умею? Что ты умеешь? Чего не умеешь? Чему ты хочешь научиться? Как ты относишься к людям, которые все умеют делать? Чем тебе нравится заниматься? Что у тебя получается хорошо?
  6. Моя семья. Моя родословная. Знаешь ли ты свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон, номер детского сада, как зовут воспитателей? Знаешь ли ты всех членов своей семьи? Где живут твои дедушка и бабушка, другие родственники? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? На кого ты похож? Есть ли у вас в семье семейный альбом и твой детский альбом?
  7. Мои друзья. Много ли у тебя друзей?  Знаешь ли ты их имена, фамилии? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу?
  8. Правила поведения настоящего горожанина.
  9. Безопасность ребенка. Кому можно без опасения назвать свое имя, адрес, номер телефона? Как ты поступишь…

- когда по телефону незнакомый голос спросит: «А твои родители дома?»;

- когда незнакомый человек просит тебя открыть дверь, чтобы вручить посылку родителям или подарок для тебя;

- когда незнакомая женщина скажет: «Я тебя знаю, пойдем со мной?».

Квартал

Содержание целевых прогулок и экскурсий

Месяц

1 квартал

  1. Целевая прогулка «Старый дом и новый дом»: сравнение, дом болеет, дом родился.
  2. Целевая прогулка «Откуда свет пришел»: вдоль высоковольтной линии.
  3. Автобусная экскурсия в исторический центр города: Невский проспект, Казанский собор, Русский музей, Пушкинский (Александрийский) театр, Эрмитаж, Дворцовая площадь.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

2 квартал

  1. Автобусная экскурсия «Храмы Санкт-Петербурга.
  2. Экскурсии к памятникам: возложение цветов.
  3. Автобусная экскурсия «Дети и воспитатели блокадного Ленинграда»: музей и педучилище № 5.

Декабрь

Январь

Февраль

3 квартал

  1. Целевая прогулка «Новоселье в новом доме»: к построенному дому.
  2. Целевая прогулка к грачевнику (в парк) «Грачи прилетели»: приметы весны в нашем городе, в природе.
  3. Автобусная экскурсия «Самый большой остров – Васильевский».
  4. Автобусная экскурсия в исторический центр города: Исаакиевский собор, Медный всадник, Театральная площадь, Мариинский театр.

Март

Апрель

Апрель

Май

Оснащение педпроцесса

  1. Наглядность в группе: создать уголок «Мой город» - выставка (сменная) книг, альбомов о Санкт-Петербурге, с иллюстрациями достопримечательностей (с которыми познакомились дети в течение года); детские работы (рисунки, макеты, лепка); карта города и «слепая» карта (прикрепляется картинка объекта, с которым познакомились), коллекция марок, значков, календарей с петербургской тематикой, бюсты и портреты замечательных людей нашего города.
  2. Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

I квартал: «Школа», «Путешествие по России», «Фабрика игрушек», «Мы – фермеры», «Библиотека», «театр», «Телефонная станция», «Путешествие по пустыне», «Консервный завод», «Путешествие по степи».

II квартал: «Стадион», «Кинотеатр», «Скорая помощь», «Телеграф», «Телевидение», «КВН», «Корреспондент».

III квартал: «Пожарная часть», «Зоолечебница», «Стоматологическая поликлиника», «Дом моды», «Полет на Луну», «Дог-шоу».

  1. Игровые ситуации для игр: «Правила уличного движения», «Уроки вежливости и этикета», «К нам пришли гости», «Строим город».
  2. Выставка художественной литературы о Санкт-Петербурге и о замечательных людях нашего города (сменная).
  3. Фотоальбомы (сделанные родителями) «Где мы были».
  4. Фотоальбомы, сделанные после автобусных экскурсий: «Невский проспект - главная улица нашего города», «Казанский собор», Дворцовая площадь», «Мосты и фонари Санкт-Петербурга», «Марсово поле», «Летний сад», «Васильевский остров», «Исаакиевская площадь», «Театральная площадь».
  5. Альбомы (с рисунками детей): «Моя родина Россия», «Рождественская сказка», «Пушкин в Петербурге», «Я в городе этом живу».

Работа с родителями

Экскурсии, прогулки

Практические задания

Информация для родителей

Квартал

«Летний сад»: скульптура; «Золотая осень» - г. Пушкин: Лицей, парк; «Железнодорожный вокзал»: Витебский – самый старый, Финляндский – сравнить.

Продолжать на практике закреплять правила дорожного движения, правила поведения на улице, в общественных местах; в течение года совершать с ребенком походы в музеи (Эрмитаж, Русский), Ботанический сад, парки и садово-парковые ансамбли, дворцово-парковые ансамбли, театры (по выбору родителей) и музеи (Зоологический, Военно-морской и другие – выборочно); составлять вместе с детьми альбомы «Моя семья», «Мы отдыхаем», «Где мы были», «Скульптура в Летнем саду», «Золотая осень», «Аэропорт», «Вокзал», «Рождество», «Подвиг великого города», «Дань Победы», «Город родился» (конкурсы на лучший альбом); сделать вместе с детьми макет дворца (конкретного), памятник (по выбору ребенка), коллаж о родном городе (после серии экскурсий); рисунки-альбомы, нарисовать понравившуюся картину из музеев; игры-самоделки по петербургской тематике.

«Летний сад» - цели, историческая справка, содержание экскурсии; «Золотая осень» - цель, историко-литературная справка.

1 квартал

«Аэропорт»: воздушные ворота нашего города; «Посещение храма в Рождественскую неделю»; «экскурсия на площадь Победы»: с посещением монумента героическим защитникам Ленинграда в дни блокады; «Цирк».

«Аэропорт и железнодорожный вокзал» - цель, содержание; «Город-герой» - цель, историческая справка, содержание; «Рождество» - цель, библейская история.

2 квартал

«День Победы»: посещение Московского парка Победы, Пискаревского мемориального кладбища, монументов Зеленого пояса Славы – выборочно; День рождения нашего города; посетить центральную часть города.

«День Победы» - цель, историческая справка; «День города» - цель, историческая справка, рекомендации.

3 квартал

В течение года: информация о репертуарах театров нашего города с рекомендациями к посещению, о выставках в музеях города, об экскурсиях в разных музеях города, содержание прогулок при посещении дворцово-парковых ансамблей (Пушкин, Павловск, Петродворец); постоянная информация о работе, которая проводится в группе, в детском саду; выставки: фотоальбомы, сделанные родителями; фотоальбомы, сделанные воспитателями; семейные работы: макеты, рисунки, репродукции; конкурсы: лучший рисунок, альбом, макет, рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию окружающего мира для детей подготовительной к школе группы на тему "Откуда хлеб пришел?"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей в подготовительной к школе группе о том, откуда берется и как получается хлеб...

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Методическая разработка: конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Осенний марафон»

Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентир...

Методическая разработка по теме: «Мой край родной – Самара!» с детьми подготовительной к школе группы.

В данном материале говорится о развитии  у детей чувства патриотизма и любви к своей малой родине – городу Самаре....

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы по теме: «Волшебное путешествие в песочный город»

Образовательная область: «Познавательное развитие»;Педагогическая цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старше...