«Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
консультация

Офицерова Елена Владимировна
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема развития познавательной активности детей в настоящее время актуальна, т.к. от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение самостоятельно добывать эти знания и оперировать ими. Дошкольники стремятся к активной деятельности по своей природе и чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Сообщение из опыта работы Офицеровой Е.В.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема развития познавательной активности детей  в настоящее время актуальна, т.к.  от ребенка  требуется не только владение знаниями, но и умение самостоятельно добывать эти знания и оперировать ими.  Дошкольники стремятся к активной деятельности по своей природе  и  чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период

Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающему ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Развитие активности связано с овладением  разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными  нормами и правилами поведения.  

Т.к. познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей  его среды, используя технологию исследовательской деятельности в группе создана развивающая предметно-игровая среда: работает «лаборатория»,  в которой использовали моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); трудовые поручения, действия. Опыты «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы;  экспериментирования) с фиксацией результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой    деятельности); Коллекционирование; «Путешествие по карте»  (представления о пространстве мира); «Путешествие по «реке времени» – представления об историческом времени – от прошлого к настоящему) и постепенно наполняющаяся все новыми материалами  для экспериментирования  и поддержания  интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях,  подбирали  содержание доступное их пониманию, создавали  проблемные ситуации   с постановкой  и решением вопросов проблемного характера - преднамеренного столкновения жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;   преднамеренного побуждения  детей к решению новых задач старыми способами; побуждения детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. 

Также   создана  педагогическая  среда, в которой  формируются  навыки  работы  с  разного  рода  проблемами,  навыки сбора  и  обработки  информации,    проведения  мысленных  экспериментов, необходимые  для  анализа  проблем  и  синтеза  решений  (решение  проблем коммуникации с другими людьми в процессе совместной деятельности).

 Начали   работу  в  данном  направлении  с  простых игр  и упражнений: "На что похожи?", "Волшебные картинки". Анализируя детские работы,  было  видно,  что  знакомые  уже  детям  геометрические  фигуры  они видят  по-разному  (квадрат  мог  стать  домом,  вагончиком).  Кроме  того  по-разному дети объясняют результаты своей деятельности. Любой ответ считали правильным, принимали и признавали. Дети, даже те, которые раньше были замкнутыми, почувствовали  уверенность  в  себе, желание  проявить  себя еще где-то. Затем для детей была приготовлена волшебная копилка, в которой они в повседневной  деятельности  могли  найти образцы  или  чистые  листы  с половиной изображения. У них стала проявляться творческая смекалка.

Следующий этап - знакомство детей с играми "Хорошо-плохо", "Наоборот". Такие игры использовались в работе с детьми, начиная  со  среднего  возраста.  В  них  дети  учились  находить  множество противоположных значений у предметов и явлений. Рассматривая объекты или явления, предусмотренные тематикой занятия, много неожиданных заключений было услышано от детей.

Отправляясь с детьми в "Мир загадок" мы продолжали развивать творческое воображение:  предлагалось детям  рассмотреть  части  различных  предметов, функции предметов, противоречия, составляли таблицы и придумывали свои неординарные, индивидуальные загадки. На  занятиях  по  теме  "По  дороге сказок"  дети  воспроизводили содержание  сказок,  высказывали  свое  отношение  к  их  героям, перемешивая и соединяя вместе добрых и злых героев в разных ситуациях. Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых.

Часто использовали прием «Узнай информацию из книг» как предварительную работу к занятиям - вносили для рассматривания книги на определенную тему.

- дидактические игры «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов)., 

Лэпбуки самодельная интерактивная папка - заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения темы. В нашей группе создана копилка «умных книжек самоделок», это и индивидуальные созданные родителями и детьми лэпбуки, и групповые. мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группе имеются полочки умных книг, которые постоянно пополняется  новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.). Мы старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют через интеллектуальные игры: «Самый умный», викторины, и др. При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм).

В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.

С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).

Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.

Одним   из   перспективных   методов,   способствующих   развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности.  В своей практике использовали: исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;  ролево - игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);  Информационные  практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

Применяя  технологию проектной деятельности в  рамках  работы ДОУ, были реализованы следующие проекты:

  • «Кладовая Урала. Удивительный мир камней»
  • «Ложечка точёная – ручка золочёная»
  • «Хочу быть здоровым!»
  • «История моего родного края.
  • «Уральская кухня»

 

Работу над проектом строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись  на  дальнейшую  работу,  родители  становятся  активными участниками  и  помощниками  в  реализации  поставленных  задач.  Вместе  с детьми  они  принимают  участие  в  изготовлении умных книжек-самоделок, макетов, плакатов, коллажей, выпуске газет. С их  помощью  центр экспериментирования  в  группе  пополняется  новыми материалами  и  оборудованием,  познавательной  литературой  для  детей.  

 

Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля. окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.  

Хотелось  бы,  чтобы педагоги и  родители  следовали  мудрому  совету

В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками  радуги.  Оставляйте  всегда  что-то  недосказанное,  чтобы  ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...

Консультация для воспитателей.Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии  познавательной активности дошкольника...

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...

«Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Консультация "Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников"

Консультация расскрывает понятие "педагогическая технология" и знакомит с современными технологиями, направленными на познавательное развитие дошкольников....

Презентация на тему: «Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников" ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "Знаешь ли ты?"

ЗАДАЧИ:1. Развивать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для работы в технике живопись.2. Воспитывать ценностное отношение к продукту своей творческой деятельности(образовательная о...