Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
статья на тему

Попова Наталья Владимировна

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Попова Наталья Владимировна

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 144»

г. Саратова


     На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск  и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности. В дошкольном образовательном учреждении весь образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).

В современной науке все больше распространяется идея о саморазвитии, в которой активность человека приобретает основополагающее значение. Потребность активного отношения к миру служит потенциалом движущих сил развития ребенка. Развитие — это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль, которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Исходя из этого, условием развития ребенка является использование педагогических технологий.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. 
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
В своей работе применяю и использую с детьми:

- технология проектной деятельности

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)

Виды проектов:

1.      исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.      ролево - игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.      информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.      творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего нужен проект?”, "Ради чего он осуществляется?”, "Что станет продуктом проектной деятельности?”, "В какой форме будет презентован продукт?”

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

·         к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

·         в каких источниках можно найти информацию;

·         какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

·         с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В течение года в старшей группе были реализованы следующие проекты:

  • «Дары осени»
  • «Вторая жизнь ненужных вещей»
  • «Хочу быть здоровым!»
  • «История моего родного края»
  • «Огород на подоконнике»

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности в различных формах.

- технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание доступное их пониманию, создать проблемные ситуации, решая которые ребёнок будет открывать для себя что-то новое.

Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

  • преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;
  • преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
  • побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.

Для исследовательской деятельности могут быть использованы доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  1. Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.
  2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение родовидовых отношений.
  3. Путешествие по карте  – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
  4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

   Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

    деятельности: 

  - эвристические беседы;

  - постановка и решение вопросов проблемного характера;

   - наблюдения;

  - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

  - опыты;

  - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой    деятельности;

  - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

 - подражание голосам и звукам природы;

 - использование художественного слова;

 - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

 - трудовые поручения, действия.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

 педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти воспитаннику;

 педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

 на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).

В групповом помещении старшей группы был создан центр для детского экспериментирования под названием «Наша лаборатория», в котором содержится природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т.д. А также сита и воронки разного размера и материала, пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и т.п.), часы песочные, механические и т.д.

 Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность

-информационно-коммуникативные технологии

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать (что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе). Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, а обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются такие важные операции мышления, как обобщение, классификация.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации; технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы, и технологии, в которых используются тестирующие программы. Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста.

Эти современные технологии  ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

Список литературы:

  1. Бурлакова И.А. Клопотова Е.Е. «Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста» \\ Психологическая диагностика 01.2011г.
  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
  3. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11.
  4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.,2010.
  5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
  6. http://nsportal.ru
  7. http://www.openclass.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии  познавательной активности дошкольника...

«Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема развития познавательной активности детей в настоящее время актуальна, т.к. от ребенка тре...

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...

«Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Консультация "Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников"

Консультация расскрывает понятие "педагогическая технология" и знакомит с современными технологиями, направленными на познавательное развитие дошкольников....

Презентация на тему: «Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников" ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "Знаешь ли ты?"

ЗАДАЧИ:1. Развивать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для работы в технике живопись.2. Воспитывать ценностное отношение к продукту своей творческой деятельности(образовательная о...