Статья" РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет)"
картотека (старшая группа)

Грузин Татьяна Юрьевна

Статья для воспитателе и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему : «Полезные игры»

 «Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка.

Именно по этому психолог Л. С. Выгодский назвал ее ведущим видом деятельности дошкольника.



Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно – печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными, требуют 2-3 и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.

Важное место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в играх.

Яркие впечатления, полученные ребенком во время посещения зоопарка, вероятно, трансформируются в игру. Он начнет строить клетки из кубиков (или каким то другим способом). Заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как ребенок увлечен игрой, взрослый поддерживает ее новыми игровыми действиями. На машине (или самолетом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (еще не задействованные в игре животные). Взрослый, взявший на себя роль шофера, который доставил зверей, просит ребенка – «директора зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше, так как они долго ехали в тесноте и очень устали.

Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных, устраивать их в зоопарке. Даже если ребенок остановился на строительстве клеток и их заселении, взрослый снова включается в игру: подвозит на машине питание для зверей и просит «директора зоопарка» принять его.

- Я привез вам мясо для хищников, рыбу для водных животных, зерно для птиц. Примите товар, перенесите его в хранилище и кормите животных – вся еда свежая. «Едой» может быть все что угодно: красные кубики будут изображать мясо, щепочки – рыбу и т.д. Способов углубления и содержания игры, очень много. Важно, чтобы взрослый понимал, что игра – это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как делового человека, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество.

Сюжетно- ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником на основе различных событий его жизни: посещения цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподром и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильного отношения к животным.

В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно – печатные игры. Например, «Зоологическое лото». Время от времени на досуге играйте с ребенком в эти игры. Это поможет ему запомнить названия животных.

Также можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел таких животных; поговорить об их особенностях и образе жизни.

С дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно – дидактические игры. Они развивают у дошкольника не только восприятие и речь. А так же умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.

Вот некоторые из подобных игр:

«Что это такое?»

(взрослый называет животное, а ребенок – общую группу, к которой оно относится).

- воробей… (птица);

- олень… (зверь);

- рыба… (рыба);

- муравей… (насекомое).

«Что третье?»

(взрослый называет два похожих объекта, а ребенок должен подобрать к ним третий).

Например:

- ворона, голубь… (сорока);

- медведь, лиса… (заяц). И т.д.

Хорошо развивает мышление ребенка игра, в которой один и тот же материал используется перекрестно – предметы нужно объединять сразу по нескольким признакам.

Например:

- тигр, крокодил, собака… (хищники);

- тигр, собака, кошка… (звери, хищники);

- собака, кошка, корова… (домашние животные);

- корова, овца, олень… (звери, парнокопытные, травоядные);

-олень, волк, заяц… (звери, лесные животные).

Дидактические игры:

  1. Д/И «Цепи питания»

Задача: составить экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закреплять понятия хищники и травоядные, уточнить представления о приспособленности хищников к добыванию пищи.

  1. Д/И «В мире клякс»

Задача: закрепить умение узнавать живое существо на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида, упражнять в распределении животных по группам.

  1. Д/И «Кто зимовал, кто прилетит?»

Задача: уточнить название птиц; определить, кто из птиц зимует, а кто улетает в теплые края.

  1. Д/И «Способы питания животных»
  2. Задача: Закреплять знания о классах животных (хищники, растительноядные, всеядные), упражнять в распределении животных по питанию.
  3. Д/И «Кто где живет»

Задача: Расширить представление детей о растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоем); показать приспособленности организмов к различным условиям.

  1. Д/И «Угадай какой ты зверь»
  2. Задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, закрепить о приспособленности животных к окружающей среде, учить классификацию животных.
  3. Д/И «Кто чем питается?»

Задача: Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания, определить какое из диких животных чем питается.







Предварительный просмотр:

артотека дидактических словесных игр для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Словесные дидактические игры – один из самых старинных видов дидактических игр. Они хороши тем, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка, так как темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, помогают освоить грамматику родного языка. Словесные игры способствую формированию устойчивого интереса ребенка к родному языку, а также обеспечивают возникновение доброжелательной дружественной атмосферы в любом детском коллективе, снимают эмоциональное напряжение, приводят к психологической разгрузке. Немаловажным является и то, что большинство словесных игр не требует предварительной подготовки и специального оборудования, а следовательно,они могут быть использованы в любом виде детской деятельности: во время занятий, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей в группах, очень удобно использовать эти игры во время длительных поездок. Умелое применение педагогом словесных дидактических игр во время занятий по речевому и познавательному развитию позволит детям, смеясь и играя, освоить любой трудный материал.

№ 1. «Подбери слова»

Цель: научить детей подбирать синонимы, обогащение словарного запаса.

Предложите ребенку подобрать слова по теме. Заранее договоритесь с ним, на какую тему будете подбирать слова. Пусть, например, тема будет «домашнее животное – котенок». Сначала подберите слова о том, какой котенок. Возьмите в руки мяч и перебрасывайте его друг другу, называя слово. Итак, какой котенок?Начните первым: пушистый – озорной – усатый – полосатый – шаловливый – быстрый. Дайте сигнал «стоп!» Теперь подберите слова о том,что он делает: бегает – прыгает – мяукает – играет – мурлычет и т. п. Можно подобрать кличку придуманному котенку.

Тема может быть любой: описание предмета, растения и т. п.

№ 2. «Какой звук потерялся?»

Цель: формирование навыка звукового анализа слов.

Возьмите наглядный материал – предметные картинки с изображениями ромашки, ключа, книги, стола, трактора, змеи и т. п.

Показывайте ребенку картинки, называя предметы,изображенные на них неправильно«Это…омашка, это…люч» и т. п. Пусть ваш ребенок поправит вас, назвав недостающий звук.

№ 3. «Предложения»

Цель: формирование навыка звукового анализа слов, отработка умения составлять распространенные предложения.

Составьте предложения, в которых все слова начинаются на один звук,например: мама мыла Машу мылом. Оля отошла от открытого окна. Лена лизала леденец.

№ 4. «Игра в слова»

Цель: формирование навыка звукового анализа слов.

Называйте поочередно слова, выбирая каждое последующее так, чтобы оно начиналось на последний звук предшествующего слова.

№ 5. «Слово можно прошагать»

Цель: закрепление умения делить слово на слоги.

Скажите ребенку, что слово можно измерить шагами. Произнося слово жук, одновременно сделайте один шаг. При слове шар пусть ребенок сделает один шаг.Прокомментируйте ситуацию: «Это коротенькие слова, на один шаг. Попробуем другие!» и начните шагать, одновременно придумывая новые слова. На каждый слог – по шагу. Пусть ребенок поможет вам, придумает новые слова на два, три, четыре шага-слога.

№ 6. «Части слова»

Цель: закрепление умения делить слово на слоги, формирование навыка графического обозначения слога.

Пофантазируйте вместе с ребенком, как вы будете в лесу звать потерявшуюся подружку,приложите руки к губам рупором и нараспев произнесите«Ма-ша! И-ра! Ма-ри-на!» Обратите внимание на то, что слова «распадаются» на части.

Произнесите слово лу-на. Повторите его нараспев вместе с ребенком. Пусть он определит, сколько частей в этом слове. Пусть назовет первую и последнюю части.

Познакомьте его таким же образом с односложными и трехсложными словами«мак, сок, кот, дед»«ма-ши-на, со-ро-ка, ба-боч-ка».

Покажите, как обозначить слова графически.

Дом До-мик До-миш-ко

№ 7. «Кто в домике живет?»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

В эту игру можно играть на прогулке и дома. Начертите на листе бумаги (на земле, на асфальте мелом)в три ряда пустые клетки: верхний ряд – одна, под ним – две, нижний ряд – три клетки. Объясните, что каждая клетка обозначает одну часть слова. В этих домиках-клетках будут жить насекомые (птицы, животные). В первом домике – те, названия которых имеют одну часть, во втором – те, в названии которых две части, в третьем – те, названия которых содержат три части. Задача ребенка – подобрать соответствующие названия насекомых, птиц и зверей.

№ 8. «Кто в домике живет?» (Переселение)

Цель: закреплять умение ребенка делить слово на части, продемонстрировать ребенку возможность образовывать другие слова при помощи частей слова.

Используя клетки предыдущей игры, предложите ребенку новый ее вариант. Пусть он подумает и скажет, как нужно изменить названия животных, чтобы переселить их на другие «этажи» – ряды клеток.Например: еж – ежик – ежиха, лиса – лисица и т. д.

№ 9. «Вкусные слова»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Начиная игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождения любимой куклы (любой другой игрушки, и предложите выбрать угощение к чаю. Но, выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех частей. Предложите ребенку перечислить такие сладости. Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, лимон, сахар.Трехсложные: конфеты, варенье, печенье, шоколад.

Пусть малыш объяснит, почему не выбрал слово пирожное или мороженое.

№ 10. «Оденем куклу»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово. Отрабатывать понятие обобщающих слов у ребенка.

Оденьте вместе с ребенком куклу, предварительно отобрав и назвав сначала все вещи,названия которых двусложные: носки, трусы, майка, кофта, юбка;затем трехсложные: сарафан, кофточка, тапочки и т. д. Также можно рассортировать предметы ее одежды по цвету.

№ 11. «Магазин игрушек»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово; формировать у ребенка представление о соотношении количества предметов и их числового выражения (цифры).

Разложите перед ребенком следующие игрушки: куклу, машину, мишку, ослика, бегемота, собаку, лису, верблюда, танк, мяч, Чебурашку и т. д. В качестве денег используйте полоски бумаги с нарисованными на них одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками. Приобретая игрушку, ребенок должен четко произнести ее название, определить количество частей в данном слове, последовательное звучание каждой части слова. За каждую игрушку он должен отдать «денежку» с соответствующим количеством кружков.

№ 12. «Зоопарк»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Используйте для этой игры открытки с изображениями животных. Задача ребенка – угадать название животного. Вы выбираете из стопки открыток одну, не показывая ее ребенку, даете краткое описание животного, уточняя, какие звуки содержатся в названии животного и из скольких частей оно состоит.Например: «Это хищник, пышнохвостый, рыжего или черно-бурого цвета. Первый звук в названии [л], последний – [а]. Название состоит из двух частей (лиса)». Поменяйтесь ролями. Теперь пусть ребенок выбирает открытки и описывает животных и их названия, а вы угадываете их.

№ 13. «Имена»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Предложите вашему ребенку определить, сколько частей в его имени. Затем предложите ему выбрать ту форму имени, в которой больше или меньше частей (Лена – Елена – Леночка).

Пусть проделает то же с именами членов семьи, друзей, знакомых.

№ 14. «Что вокруг?»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

На прогулке предложите ребенку осмотреться, отыскать вокруг себя и назвать то,что имеет в названии одну часть: двор, мяч, дом, парк;две части: забор, кусты, небо, цветы, песок;три части: качели, деревья и т. д.

№ 15. «Начало и конец»

Цель: развитие фонематического слуха у детей; закрепление умения делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Поочередно с ребенком произносите по частям разные слова с условием, что новое словодолжно начинаться на последний слог предыдущего: ва-за – за-ря – ря-би-на – на-ход-ка.

№ 16. «Цепочка слов»

Цель: развитие фонематического слуха у детей; закрепление умения делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Предложите ребенку разложить предметные карточки-картинки по очереди так,чтобы название каждого нового предмета начиналось на последний слог предыдущего: лыжи – жирафа – фара – рама – машина.

№ 17. Игра «Столяр»

Цель: развивать фантазию и речевое творчество детей; закрепить знания детей о том, какими инструментами пользуется столяр при работе.

Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

(Топор)

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок.

(Пила)

Толстый тонкого побьет,

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок.

(Рубанок)

№ 18. Игра «Веселая олимпиада»

Цель: учить детей отгадывать загадки,закреплять навыки речи: доказательства, и описания.

Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

(Мяч)

Плывет белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное.

(Яхта)

Льется речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим.

(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи)

Когда весна берет свое,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

А она – через меня.

(Скакалка)

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой …

(Велосипед)

№ 19. Игра «Звуки перепутались»

Цель: подготовить детей к звуковому анализу; развивать слуховую и зрительную память.

Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,

Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,

Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,

Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,

И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,

Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,

У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,

Лучше сяду я на … лень.

№ 20. Игра «Добавлялки»

Цель. Развивает речевое творчество детей.

Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы

Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,

Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,

Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка

Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:

Прятки – лучшая … (игра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

«Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»

«Коммуникативные игрыдля детейстаршего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"...

Комплексы ОРУ, подвижные игры и малоподвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Комплексыобщеразвивающих упражненийдля детей старшей  группы (Анютины глазки, ромашка)Общеразвивающие упражнения без предметов...